Социальный опыт как одна из формирующих компонент культурогенеза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 21:16, статья

Краткое описание

Формирование культуры – есть процесс накопления социального опыта коллективной жизнедеятельности людей; культурогенез – это особый тип культурной динамики. Следовательно, роль социального опыта в культурогенезе такова, что в данном процессе происходит динамичное накопление социального опыта. «Социальный опыт» выступает как некая накопительная компонента, эволюционирующая, видоизменяющаяся с течением времени и формирующая культуру. Социальный опыт – есть одновременно неотъемлемая часть и результат культурогенеза.

Вложенные файлы: 1 файл

Чигаева В.Ю. Статья на 2-ой культурологич. конгресс.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

Согласно другим определениям культуры, культура вместе с изменой под ее воздействием природой является средой жизнедеятельности человека. Существует «ценностное» понимание культуры, при котором под культурой понимается совокупность материальных и духовных ценностей народа или человечества в целом. Наибольшей обобщающей силой, пожалуй, обладает определение культуры как «внегенетического механизма наследования социального опыта», предложенное Ю.М.Лотманом (Лотман, 1983; 1992.). Культура, по Г.Л. Тульчинскому, это и совокупность нормативно-ценностных систем, действие которых закрепляется в многообразных формах вовлечения человека в социально упорядоченную деятельность (Тульчинский, 1985; 1986.). Культура как результат представляет собой совокупность традиций, норм, 
ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной 
общности (в широком смысле этого слова – включая этнос, нацию, общество) 
и выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих 
принадлежность, консолидацию человеческих сообществ, индивидуальное 
самоопределение личности. В процессуальном плане культура есть 
деятельность (личностей, социальных групп, институтов, общества) в 
различных сферах бытия и сознания, представляющая собой специфически 
человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей, 
она есть единство опредмечивания (производства) и распредмечивания 
(потребления) — создания традиций, норм, ценностей, идей и их освоения, 
хранения, трансляции, превращения их во внутренние качества личности (Марков, Бирженюк,1997). В самом же широком смысле данного термина под культурой понимается человеческий опыт взаимодействия с социальной и природной средой, в ходе которого человек перестраивает и преобразует среду под свои потребности, одновременно, преобразовываясь сам (Теоретические основы концепции регионального образовательного пространства ; http://region.edu3000.ru/aboutme.htm#Образовательное%20пространство%20в%20современной%20философии%20и%20теории%20образования).

В связи с рассмотренными понятиями  было бы целесообразно обратиться и  к понятию динамики культуры. Динамика культуры (или культурная динамика), во-первых, есть изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер. Процессы динамики культуры следует интерпретировать как проявление способности сложных социальных систем адаптироваться к меняющимся внешним и внутренним условиям своего существования (Моль, 1973; Вебер, 1990). И снова, таким образом, мы возвращаемся к определениям социального опыта, обозначенным ранее. Что же в результате есть культурогенез? Под культурогенезом понимают процесс формирования культуры и её сущностных характеристик. Он начинается с возникновения у людей потребностей в общих формах жизнедеятельности и заканчивается возникновением форм и стандартов, закреплённых в правах и обычаях, которые в свою очередь, являются составляющей частью социального опыта. Согласно другому определению, культурогенез – это общая социологическая картина культуры. Каждое из составляющих это знание — целый пласт чрезвычайно сложных и взаимообусловленных элементов: творческая деятельность и способ («технология») человеческой деятельности; создание, усвоение, сохранение и трансляция идей, представлений, культурных норм и ценностей; ступени формирования этих ценностей; количественный и качественный анализ культурных явлений и т.п..(Культурология:  
учебное пособие для ВУЗов, с. 5; http://www.ostu.ru/vzido/MU_HPtxt/Kulturologiy/PS.htm). Культурогенез по Флиеру – это один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций. Сущность культурогенеза заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. Культурогенез не является однократным событием происхождения культуры, но есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем (Флиер, 1995).

Подводя итог выше сказанному, мы приходим к следующим выводам: 1. формирование культуры – есть процесс накопления социального опыта коллективной жизнедеятельности людей; 2. культурогенез – это особый тип культурной динамики. Следовательно, роль социального опыта в культурогенезе такова, что в данном процессе происходит динамичное накопление социального опыта. «Социальный опыт» выступает как некая накопительная компонента, эволюционирующая, видоизменяющаяся с течением времени и формирующая культуру. Социальный опыт – есть одновременно неотъемлемая часть и результат культурогенеза.

Литература

  1. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М, 1978.
  2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
  3. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М., 1986
  4. Кусжанова А.Ж. Проблема выявления социальной сущности образования и ёё практическое значение //CREDO: теоретический журнал. – 1997. – № 2.
  5. Лотман Ю.М. Культура и текст как генераторы смысла. //Кибернетическая лингвистика. – М., 1983, с. 23-30.
  6. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М., 1992.
  7. Люрья Н.А. Ценностно-деятельностная природа образованности и культурно-исторические условия изменения ее типа. //Социально-философские проблемы образования. – М.,1992.
  8. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: учебное пособие. – Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургский университет профсоюзов, 1997.
  9. Моисеев Н.Н. Слово о научно-технической революции//«Программа «Учитель». – Гл. III – Свидетельство о регистрации ПИ № 2 - 5501 от 19 октября 2001 г. Выдано Северо-Западным окружным межрегиональным территориальным управлением.
  10. Моль А. Социодинамика культуры. 1973.
  11. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. – М., 1994.
  12. Поликарпова В.А. Введение в культурологию. Учебное пособие для студентов специальности 0206 – «культурология». – Таганрог: Изд-во Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2000. – 16 печ. л
  13. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учебное пособие. – М.: «Академия», 1998.
  14. Тульчинский Г. Свобода и смысл: Новый сдвиг гуманитарной парадигмы
  15. Тульчинский Г.Л. В каком смысле возможна теория смысла //Философские основания научной теории. – Новосибирск, 1985, с.108-127.
  16. Тульчинский Г.Л. Проблема осмысления действительности. – Л., 1986.
  17. Флиер А.Я. Культурогенез. – М., 1995
  18. Флиер А.Я. Современная Культурология: объект, предмет, структура // Общественные науки и современность. – М, 1997. – № 2. – С. 54-63.
  19. Firth R Elements of Social Organization. L., 1971

Интернет-ресурсы

  1. http://www.orenburg.ru/culture/credo/CREDO теоретический журнал № 2 1997 г.htm
  2. http://region.edu3000.ru/aboutme.htm#Образовательное%20пространство%20в%20современной%20философии%20и%20теории%20образования 
  3. http://www.ostu.ru/vzido/MU_HPtxt/Kulturologiy/PS.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социальный опыт как одна из формирующих компонент культурогенеза