Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 10:28, контрольная работа
Особую значимость для выявления вариантов и путей возможного развития предпринимательства имеют личностные качества предпринимателя в определенной их комбинации, так как они обуславливают активность его деятельности, определяют характер принимаемых им решений и обосновывают его мотивацию к бизнесу в целом; набор этих качеств является в некотором роде уникальным и отличает предпринимателя от людей, не занятых в организации и (или) управлении бизнесом. Процесс становления предпринимательства в России протекает весьма сложно, что выражается и в непоследовательной политике государства, и в криминализации экономических отношений.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Бизнес-слой: понятие и механизм формирования……………………….....4
2. Структура бизнес-слоя……………………………………………………….7
3. Социальный статус и престиж предпринимательства в российском
обществе………………………………………………………………………13
4. Мотивы деятельности российских предпринимателей……………………15
Заключение……………………………………………………………………...19
Список литературы…………………………………………………………......20
Филиал НОУ ВПО «Московский институт предпринимательства
и права» в г. Новосибирске
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Социология
Тема: Социальный портрет предпринимателя
Новосибирск
2011 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Бизнес-слой: понятие и механизм формирования……………………….....4
2. Структура бизнес-слоя…………………………………………………
3. Социальный статус и престиж
предпринимательства в российском
обществе…………………………………………………………
4. Мотивы деятельности российских предпринимателей……………………15
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В
современных условиях социально-экономическое
развитие общества базируется, в основном,
на эффективном использовании
Особую значимость для выявления вариантов и путей возможного развития предпринимательства имеют личностные качества предпринимателя в определенной их комбинации, так как они обуславливают активность его деятельности, определяют характер принимаемых им решений и обосновывают его мотивацию к бизнесу в целом; набор этих качеств является в некотором роде уникальным и отличает предпринимателя от людей, не занятых в организации и (или) управлении бизнесом.
Процесс
становления
Предприниматели
в России неоднородная группа, среди
них представители различных
профессий, возрастных групп. Так основными
социальными источниками
Предпринимательский
слой является одновременно и самым
очевидным результатом
Термин предприниматель появился в средние века в Западной Европе. Первоначально он относился к организаторам парадов, различных музыкальных и увеселительных мероприятий. Кроме того, предпринимателями называли организаторов проектов в строительстве и производстве. Стоимость таких проектов и представлений всегда оговаривалась заранее, поэтому предприниматель не только самостоятельно распоряжался прибылью от реализации проекта, но нес всю ответственность за возникающие убытки. Позднее, начиная с семнадцатого века, предпринимателями стали называли граждан, которые заключали с государством договоры на выполнение каких-либо работ, поставку определенного перечня продукции или выступали посредниками между заказчиком и исполнителями. Именно с этого времени наряду с организационными функциями и функциями руководства предприятием основными отличительными чертами предпринимателя становятся деятельность в условиях рисков и ответственности за результаты деятельности предприятия.
Начиная с конца 80-х годов сначала в СССР, затем и в России происходило бурное развитие предпринимательства.
Предпринимательство - это такой тип деятельности, который имеет следующие признаки:
- основной мотив этой деятельности - получение прибыли;
- свобода и автономность принятия решений предпринимателем;
- самостоятельность, выражающаяся в личном риске и ответственности
предпринимателя.
Предпринимательство – неотъемлемая
часть хозяйственной
Главное содержание предпринимательства в сфере производства заключается в нахождении и формировании спроса на продукты (выполненную работу, оказанные услуги) и удовлетворении его путем изготовления (создания) и продажи продуктов (выполненных работ, оказанных услуг) в качестве товара.
Предприниматель должен быть источником и руководителем творческой активности и предприимчивости работников предприятия. Задача любого предпринимателя – получить доход на вложенный труд и капитал. Уровень качества его работы определяется объемами полученного дохода на капитал.
Следовательно, предпринимательство - это хозяйственная деятельность, направленная на получение и наращивание дохода. Фирмы, стремящиеся к развитию, все чаще используют предпринимательский стиль управления, который принимает форму предпринимательского менеджмента. Фирмы, которые уделяют недостаточное внимание предпринимательству, теряют позиции на рынке из-за недостаточной гибкости управления и производства.
Среди наиболее важных целей предпринимателя-производство товаров и услуг, доход, престиж, развитие бизнеса.
В социологической литературе активно
обсуждаются вопросы о
Бизнес-слой можно определить как
совокупность объектов производительной,
коммерческой или финансовой деятельности,
осуществляемой с целью получения
прибыли, автономно принимающих
экономические решения и
Так называемый бизнес-слой неоднороден по своему составу и охватывает, по данным мониторинга ВЦИОМ, 11,5% экономически активного населения России. Он распадается на ряд групп:
- собственно предприниматели
(11%),
- самозанятые (11%),
- бизнесмены-менеджеры (7%),
- менеджеры-совладельцы (7%),
- “классические менеджеры” (18%),
- полупредприниматели (46%).
Полупредприниматели,
Бизнес-слой – это родовое понятие, объединяющее всех, так или иначе принимающих участие в бизнесе, начиная с собственников крупных заводов, банков и бирж, кончая наемными работниками. Разумеется, ядро его составляют предприниматели-собственники. Полный же его состав можно определить путем анализа положения и социально-экономических особенностей тех групп, принадлежность которых к данному слою не столь очевидна. Это лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью («самозанятые»), наемные менеджеры, руководители бюджетных организаций, а также работники, совмещающие бизнес с трудом по найму.
Собственники, или владельцы, лично руководящие принадлежащим им бизнесом, обладают всеми базовыми признаками предпринимательства. Они профессионально заняты «деланием денег», самостоятельно распоряжаются своим капиталом и автономно принимают решения. Это дает основания рассматривать их в качестве «классических предпринимателей», или эталонной группы всего бизнес-слоя. Вместе с тем эта группа неоднородна. Статусы и способы деятельности ее представителей дифференцированы в зависимости от масштабов их бизнеса.
Мелкие предприниматели (самозанятые, владельцы небольших магазинов, мастерских, кафе) и воротилы крупного бизнеса (собственники банков и бирж, руководители промышленно-финансовых групп) - это разные социальные группы.
Лица, занятые мельчайшим бизнесом (индивидуальной трудовой деятельностью), работают в собственных или арендуемых помещениях с помощью частных средств труда (швейная машина, мольберт и т.д.) Содержание их деятельности - производство товаров и услуг, реализуемых на рынке с целью получения прибыли. Самозанятые пользуются свободой принятия хозяйственных решений, как и «классические предприниматели», они действуют на свой страх и риск и несут личную ответственность за ошибки. Их основная особенность - индивидуальный характер деятельности, отсутствие в ней организационного компонента, связанного с обеспечением совместной работы людей.
Следующая группа – это, так называемые, «полупредприниматели», люди, одновременно работающие по найму и имеющие собственное дело. По данным мониторинга, 7% россиян, работающих «за зарплату», одновременно занимаются собственным бизнесом. В то же время 71% занятых бизнесом работают и по найму. Сама массовость данной группы свидетельствует о том, что большинство начинающих бизнесменов предпочитают не отрываться от прежней работы до тех пор, пока без этого нельзя будет обойтись. Важно, что в условиях современной России грань между «классическим» и «частичным» предпринимательством достаточно тонка и условна. Для многих предпринимателей сохранение должности или рабочего места в «большой» экономике выполняет защитно-вспомогательную функцию по отношению к личному бизнесу. Занятость на государственных предприятиях (в организациях, фирмах) помогает полупредпринимателям в решении многих задач. Одним она служит социальным прикрытием, другим — способом накопления трудового стажа, третьим - страховкой на случай неудачи с бизнесом, четвертым - источником дешевых ресурсов (сырья, отходов, материалов, энергии), а также деловых связей и льгот.
Социальный состав группы полупредпринимателей крайне неоднороден. Один ее полюс составляют руководители крупнейших промышленно-финансовых объединений, имеющих «зацепку» в государственных структурах, другой - малоквалифицированные рабочие, оказывающие простейшие услуги населению. Рассматривать эту группу как нечто цельное вряд ли возможно.
Ее следует разделить на более однородные элементы по таким признакам, как должностной статус, масштабы бизнеса, уровень доходов. По первому из указанных признаков выделяются прежде всего полупредприниматели, занятые управленческим или исполнительским трудом. Дело в том, что должностной статус хозяйственных руководителей (менеджеров) характеризуется широкими экономическими и социальными связями, а также возможностью достаточно свободного использования производственных ресурсов предприятий. Поэтому частный бизнес таких людей чаще всего принимает форму организации фирм, тесно связанных с работой основных предприятий.
Благоприятные условия и больший масштаб частнопредпринимательской деятельности менеджеров, равно как и их особая роль в производстве, требуют выделения группы бизнесменов-менеджеров в качестве специфического элемента бизнес-слоя.
Остальные полупредприниматели (не менеджеры) различаются соотношением бизнеса и работы по найму в их деятельности, доходах и идентификации.
Для многих участвующих в бизнесе специалистов и рабочих главную роль по-прежнему играет работа на предприятиях, создающая лучшую возможность профессиональной самореализации, обеспечивающая более престижный статус, надежные социальные гарантии. Собственный бизнес (как правило, мелкий) служит лишь временным источником дополнительного дохода, позволяющим «продержаться» до лучших времен. Но есть и противоположный тип полупредпринимателей: их деятельность почти полностью связана с бизнесом. Такие люди числятся на старом месте работы формально, фактически отдавая все силы предпринимательству. Обычно они не претендуют на получение причитающейся им зарплаты: она распределяется между теми, кто реально выполняет работу.
Классифицировать полупредпринимателей, ориентированных преимущественно на работу по найму или на бизнес, можно по субъективному и объективному основаниям. В первом случае критерием служит то, какой вид деятельности полупредприниматель считает для себя основным, во втором - соотношение доходов, получаемых от работы по найму и от бизнеса.