Социальный портрет предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 10:28, контрольная работа

Краткое описание

Особую значимость для выявления вариантов и путей возможного развития предпринимательства имеют личностные качества предпринимателя в определенной их комбинации, так как они обуславливают активность его деятельности, определяют характер принимаемых им решений и обосновывают его мотивацию к бизнесу в целом; набор этих качеств является в некотором роде уникальным и отличает предпринимателя от людей, не занятых в организации и (или) управлении бизнесом. Процесс становления предпринимательства в России протекает весьма сложно, что выражается и в непоследовательной политике государства, и в криминализации экономических отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Бизнес-слой: понятие и механизм формирования……………………….....4
2. Структура бизнес-слоя……………………………………………………….7
3. Социальный статус и престиж предпринимательства в российском
обществе………………………………………………………………………13
4. Мотивы деятельности российских предпринимателей……………………15
Заключение……………………………………………………………………...19
Список литературы…………………………………………………………......20

Вложенные файлы: 1 файл

КР Социология.docx

— 42.36 Кб (Скачать файл)

Филиал НОУ  ВПО «Московский институт предпринимательства

и права» в г. Новосибирске

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

По дисциплине: Социология

Тема: Социальный портрет предпринимателя

 

                                                                                         

 

 

 

                                                                       

                                                                         080109.65 - Бухучет, анализ, аудит

                                                                         Студент: Корнева Мария Владимировна

                                                                         Адрес: г. Новосибирск ул. Гоголя 225/1 кв. 52 

                                                                         № телефона: 89232317110

                                                                         Шифр зачетной книжки: 05913

                                                                         Преподаватель: Давыдова Анна Викторовна

 

 

 

 

Новосибирск

2011 год

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Бизнес-слой: понятие и механизм формирования……………………….....4

2. Структура бизнес-слоя……………………………………………………….7

3. Социальный статус и престиж предпринимательства в российском    
    обществе………………………………………………………………………13

4. Мотивы деятельности российских предпринимателей……………………15

Заключение……………………………………………………………………...19

Список литературы…………………………………………………………......20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современных условиях социально-экономическое  развитие общества базируется, в основном, на эффективном использовании рыночных сил, на задействовании всех внутренних потенциалов и инициатив, на умении приводить в действие предпринимательский  ресурс.

Особую  значимость для выявления вариантов  и путей возможного развития предпринимательства  имеют личностные качества предпринимателя  в определенной их комбинации, так  как они обуславливают активность его деятельности, определяют характер принимаемых им решений и обосновывают его мотивацию к бизнесу в целом; набор этих качеств является в некотором роде уникальным и отличает предпринимателя от людей, не занятых в организации и (или) управлении бизнесом.

Процесс становления предпринимательства  в России протекает весьма сложно, что выражается и в непоследовательной политике государства, и в криминализации экономических отношений.

Предприниматели в России неоднородная группа, среди  них представители различных  профессий, возрастных групп. Так основными  социальными источниками пополнения слоя предпринимателей в настоящее  время являются студенты - 46,8%, инженерно - технические работники - 13,5%, руководители предприятий - 10,5%, безработные - 7,3%, преподаватели - 5,6 % , военнослужащие - 4,5 %.

Предпринимательский слой является одновременно и самым  очевидным результатом изменения  российского общества. Он активно  воздействует на социальную структуру  и формирует новые социальные отношения.

 

 

 

 

  1. Бизнес-слой: понятие и механизм формирования

 

Термин предприниматель появился в средние века в Западной Европе. Первоначально он относился к организаторам парадов, различных музыкальных и увеселительных мероприятий. Кроме того, предпринимателями называли организаторов проектов в строительстве и производстве. Стоимость таких проектов и представлений всегда оговаривалась заранее, поэтому предприниматель не только самостоятельно распоряжался прибылью от реализации проекта, но нес всю ответственность за возникающие убытки. Позднее, начиная с семнадцатого века, предпринимателями стали называли граждан, которые заключали с государством договоры на выполнение каких-либо работ, поставку определенного перечня продукции или выступали посредниками между заказчиком и исполнителями.  Именно с этого времени наряду с организационными функциями и функциями руководства предприятием основными отличительными чертами предпринимателя становятся деятельность в условиях рисков и ответственности за результаты деятельности предприятия.

Начиная с конца 80-х годов сначала в СССР, затем и в России происходило бурное развитие предпринимательства.

Предпринимательство - это такой тип деятельности, который имеет следующие признаки:

- основной мотив этой деятельности - получение прибыли;

- свобода и автономность принятия решений предпринимателем;

- самостоятельность, выражающаяся в личном риске и ответственности

            предпринимателя.

Предпринимательство – неотъемлемая часть хозяйственной деятельности руководителей и специалистов предприятий, коммерческих и финансовых организаций.

Главное содержание предпринимательства в сфере производства заключается в нахождении и формировании спроса на продукты (выполненную работу, оказанные услуги) и удовлетворении его путем изготовления (создания) и продажи продуктов (выполненных работ, оказанных услуг) в качестве товара.

Предприниматель должен быть источником и руководителем творческой активности и предприимчивости работников предприятия. Задача любого предпринимателя – получить доход на вложенный труд и капитал. Уровень качества его работы определяется объемами полученного дохода на капитал.

Следовательно, предпринимательство - это хозяйственная деятельность, направленная на получение и наращивание дохода. Фирмы, стремящиеся к развитию, все чаще используют предпринимательский стиль управления, который принимает форму предпринимательского менеджмента. Фирмы, которые уделяют недостаточное внимание предпринимательству, теряют позиции на рынке из-за недостаточной гибкости управления и производства.

Среди наиболее важных целей предпринимателя-производство товаров и услуг, доход, престиж, развитие бизнеса.

В социологической литературе активно  обсуждаются вопросы о содержании понятия “предпринимательство”  и слоя предпринимателей, его границ, социальных характеристик. По мнению Т.И. Заславской, необходимо различать предпринимательство  в узком и широком смыслах; она предлагает к собственно предпринимателям (в узком смысле) относить ядро группы, отвечающее всем базовым признакам  предпринимательства. Для определения  более широкого круга лиц, причастных к предпринимательской деятельности, вводится новый термин “бизнес-слой”  как родовое понятие, объединяющее всех россиян, в той или иной степени  занятых бизнесом, начиная с собственников  предприятий, банков и фирм, кончая наемными работниками.

Бизнес-слой можно определить как  совокупность объектов производительной, коммерческой или финансовой деятельности, осуществляемой с целью получения  прибыли, автономно принимающих  экономические решения и несущих  за них личную ответственность. Это  широкий круг лиц, причастных к предпринимательской  деятельности, “ядро” которого составляют предприниматели в собственном  значении слова.

Так называемый бизнес-слой неоднороден  по своему составу и охватывает, по данным мониторинга ВЦИОМ, 11,5% экономически активного населения России. Он распадается  на ряд групп:

- собственно предприниматели  (11%), 
- самозанятые (11%), 
- бизнесмены-менеджеры (7%), 
- менеджеры-совладельцы (7%),

- “классические менеджеры” (18%),

- полупредприниматели (46%).

 Полупредприниматели, занимающиеся  предпринимательством лишь часть  времени, составляют около половины  бизнес-слоя, а другую -  работающие  по найму. Всего же по найму  работают 71% занятых бизнесом. Большинство  бизнес-слоя еще не выделилось  из категории работников наемного  труда. А собственно предпринимательское  ядро, отвечающее общепринятым представлениям, составляет всего 1 - 1,5% экономически  активного населения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Структура бизнес слоя

 

Бизнес-слой – это родовое понятие, объединяющее всех, так или иначе  принимающих участие в бизнесе, начиная с собственников крупных заводов, банков и бирж, кончая наемными работниками. Разумеется, ядро его составляют предприниматели-собственники. Полный же его состав можно определить  путем анализа положения и социально-экономических особенностей тех групп, принадлежность которых к данному слою не столь очевидна. Это лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью («самозанятые»), наемные менеджеры, руководители бюджетных организаций, а также работники, совмещающие бизнес с трудом по найму.

Собственники, или владельцы, лично  руководящие принадлежащим   им бизнесом, обладают всеми базовыми признаками  предпринимательства.      Они профессионально  заняты  «деланием денег», самостоятельно распоряжаются   своим капиталом   и   автономно   принимают   решения. Это   дает   основания   рассматривать их   в   качестве   «классических  предпринимателей»,    или   эталонной   группы   всего  бизнес-слоя.  Вместе  с  тем  эта  группа  неоднородна.  Статусы  и  способы  деятельности ее   представителей   дифференцированы   в   зависимости   от   масштабов   их   бизнеса.

Мелкие    предприниматели     (самозанятые,     владельцы    небольших магазинов, мастерских, кафе) и  воротилы   крупного   бизнеса (собственники банков   и   бирж, руководители   промышленно-финансовых   групп) - это   разные   социальные   группы.

Лица, занятые  мельчайшим  бизнесом  (индивидуальной трудовой деятельностью),    работают   в   собственных   или   арендуемых помещениях с   помощью частных   средств труда (швейная   машина, мольберт и т.д.)  Содержание их деятельности - производство товаров и услуг, реализуемых   на   рынке   с   целью   получения   прибыли.    Самозанятые   пользуются свободой   принятия   хозяйственных   решений,   как   и    «классические   предприниматели»,  они  действуют  на  свой  страх  и  риск  и  несут  личную  ответственность за   ошибки.   Их   основная   особенность - индивидуальный характер деятельности, отсутствие в ней  организационного    компонента,    связанного    с    обеспечением совместной   работы   людей.   

Следующая группа – это, так называемые, «полупредприниматели», люди, одновременно работающие по найму и имеющие  собственное дело.    По   данным   мониторинга,    7%    россиян,    работающих    «за   зарплату»,    одновременно   занимаются   собственным   бизнесом.   В   то   же   время   71%   занятых бизнесом   работают   и   по   найму. Сама    массовость    данной   группы свидетельствует   о  том,   что большинство начинающих    бизнесменов    предпочитают   не   отрываться   от   прежней   работы   до   тех   пор,   пока   без   этого нельзя   будет   обойтись.  Важно,  что в    условиях    современной    России    грань    между   «классическим»    и «частичным»     предпринимательством    достаточно    тонка    и условна.    Для   многих   предпринимателей   сохранение   должности   или   рабочего места   в    «большой»    экономике   выполняет   защитно-вспомогательную   функцию по   отношению   к   личному   бизнесу.   Занятость   на   государственных   предприятиях (в   организациях,    фирмах)    помогает полупредпринимателям   в   решении   многих задач.   Одним   она   служит   социальным   прикрытием,   другим   —   способом   накопления  трудового  стажа,   третьим - страховкой  на  случай  неудачи  с  бизнесом, четвертым - источником    дешевых    ресурсов    (сырья,    отходов,    материалов, энергии),    а    также    деловых    связей    и    льгот.

Социальный    состав    группы    полупредпринимателей    крайне неоднороден. Один    ее    полюс    составляют    руководители    крупнейших    промышленно-финансовых   объединений,    имеющих   «зацепку»   в  государственных   структурах, другой - малоквалифицированные    рабочие,    оказывающие    простейшие    услуги населению.   Рассматривать   эту   группу   как   нечто   цельное   вряд   ли   возможно.

Ее   следует   разделить   на   более   однородные   элементы   по   таким   признакам, как должностной статус, масштабы бизнеса, уровень доходов. По    первому    из    указанных    признаков    выделяются    прежде    всего    полупредприниматели,   занятые   управленческим   или   исполнительским   трудом. Дело в том,  что должностной  статус  хозяйственных руководителей     (менеджеров) характеризуется    широкими    экономическими    и    социальными   связями,    а    также возможностью    достаточно    свободного    использования    производственных    ресурсов предприятий.   Поэтому  частный  бизнес   таких людей   чаще  всего  принимает   форму   организации   фирм,   тесно   связанных   с   работой   основных   предприятий.

Благоприятные условия и больший масштаб частнопредпринимательской   деятельности   менеджеров,    равно   как   и   их особая   роль   в   производстве,   требуют   выделения   группы   бизнесменов-менеджеров в качестве специфического элемента бизнес-слоя.

Остальные    полупредприниматели    (не    менеджеры)    различаются    соотношением бизнеса   и   работы   по   найму   в   их   деятельности,   доходах   и   идентификации.

Для   многих   участвующих   в   бизнесе   специалистов   и   рабочих   главную   роль по-прежнему   играет   работа   на   предприятиях,    создающая   лучшую   возможность профессиональной    самореализации,     обеспечивающая  более   престижный  статус, надежные   социальные   гарантии.    Собственный   бизнес    (как   правило,    мелкий) служит    лишь    временным    источником    дополнительного    дохода,     позволяющим «продержаться»    до   лучших   времен.    Но   есть   и   противоположный   тип   полупредпринимателей:    их    деятельность    почти    полностью    связана    с    бизнесом. Такие   люди   числятся   на   старом   месте   работы   формально,   фактически   отдавая все    силы    предпринимательству.    Обычно    они    не    претендуют    на    получение причитающейся   им   зарплаты:    она   распределяется   между   теми,    кто   реально выполняет   работу.

Классифицировать       полупредпринимателей,        ориентированных преимущественно   на   работу   по   найму   или   на   бизнес,   можно   по   субъективному   и объективному   основаниям.    В   первом   случае   критерием   служит   то,    какой   вид деятельности   полупредприниматель   считает   для   себя   основным,    во   втором - соотношение   доходов,   получаемых   от   работы   по   найму   и   от   бизнеса.

Информация о работе Социальный портрет предпринимателя