Социальный портрет предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 10:28, контрольная работа

Краткое описание

Особую значимость для выявления вариантов и путей возможного развития предпринимательства имеют личностные качества предпринимателя в определенной их комбинации, так как они обуславливают активность его деятельности, определяют характер принимаемых им решений и обосновывают его мотивацию к бизнесу в целом; набор этих качеств является в некотором роде уникальным и отличает предпринимателя от людей, не занятых в организации и (или) управлении бизнесом. Процесс становления предпринимательства в России протекает весьма сложно, что выражается и в непоследовательной политике государства, и в криминализации экономических отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Бизнес-слой: понятие и механизм формирования……………………….....4
2. Структура бизнес-слоя……………………………………………………….7
3. Социальный статус и престиж предпринимательства в российском
обществе………………………………………………………………………13
4. Мотивы деятельности российских предпринимателей……………………15
Заключение……………………………………………………………………...19
Список литературы…………………………………………………………......20

Вложенные файлы: 1 файл

КР Социология.docx

— 42.36 Кб (Скачать файл)

Следующая группа - собственно менеджеры. Главное   отличие   менеджеров   от   предпринимателей   состоит   в   том,    что   они управляют   чужими   капиталами   (фирмами,   предприятиями,   делами)   и   принимают самостоятельные  решения  в  более  ограниченной  сфере.  

В    либерализованной    экономике    положение    менеджера    ближе    кстатусу предпринимателей. Всеобщая коммерциализация     государственных     предприятий, крайняя     нестабильность     условий     хозяйствования,      разрушение     традиционных экономических    связей,    инфляция,    прекращение    финансовой   помощи   государства ставят    перед    предприятиями,    и    прежде    всего    их    менеджерами,    задачу выживания:    недопущения    банкротства    и    повышения    эффективности    производства.   Деятельность,   связанная  с  решением  этих  задач,   не  имеет  ничего  общего с    «функционированием    в    рамках    налаженной    управленческой    иерархии    в целях     развития     и     сохранения     существующих     организационно-хозяйственных структур».    Она   требует   принятия   новых   решений,    перестройки   организационно- управленческих   отношений,  использования   профессиональных       знаний, мобилизации   всех   творческих   сил   и   способностей.    В   то   же   время   слабость государственного  контроля  обеспечивает  большинству  менеджеров  свободу деятельности,    сравнимую    со    свободой    владельцев    собственных    фирм.   

По    степени    причастности    к    бизнесу    менеджеры    занимают    промежуточное положение    между    собственниками-владельцами    и работниками    исполнительского   труда,   причем   в   современных   условиях   их   статус   ближе   к   первым, чем   ко   вторым.   Это   позволяет   предположить,   что   менеджеры   хозяйственной сферы    составляют    элемент    бизнес-слоя,     выступающего    главным    субъектом развития  рынка  и трансформации  российской  экономики. Менеджеры    государственных    предприятий     (президенты,     директора,     управляющие)    хотя   и   располагают   свободой   экономической деятельности,    не   являются совладельцами   управляемой   собственности.    Они   суть   наемные   работники,    доход которых  зависит  в  первую  очередь  от  квалификации,  знаний,  опыта  и  результатов работы.   Тот   факт,   что   в   хозяйственной   жизни   они   вынуждены   вести   себя   как квазипредприниматели, определяется современными условиями России.

Иначе    обстоит    дело    с    руководителями    акционированных    предприятий.    Как известно,     все    модели    акционирования    российских    предприятий    предоставляли директорам   и   администрации   льготные   условия   приобретения   акций.   Практическое   использование   этих   льгот   зависело   от   экономического   состояния   и профиля   предприятия.   Чем   эффективнее   оно   работало,   тем   вернее   переходило во   владение   администрации. 

Учитывая   заметную   разницу   в   положении   менеджеров,   работающих   по   найму в   частном   или   государственном   секторах,    изучать   эти   группы   нужно раздельно.

Соображения    о    размывании    границ    между    современным    директорским корпусом    и    «классическими    предпринимателями»    относятся    лишь    к    руководителям   производственной,    коммерческой   и   финансовой   сфер.    Организации же   и   учреждения   бюджетной   сферы,   финансируемые   в  основном   государством и   в   лучшем   случае   покрывающие   собственными   доходами   ограниченную   часть расходов,    как    правило,    продолжают    жить    по    законам    административной экономики.    Их    руководители    находятся    под    контролем    вышестоящих    органов управления,   не   только   обязаны   придерживаться   утвержденных   смет   расходов, но   и   лично   зависят   от   начальства,    способного   как   способствовать,    так   и противодействовать    их    продвижению    вплоть    до    отстранения    от    должности.

Поэтому   менеджеров   бюджетных   организаций,    не   следует относить к бизнес-слою.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социальный статус и престиж предпринимательства в российском обществе.

 

Развитие частного предпринимательства  в России связано со специфическими проблемами: обеспечением внешних условий (законодательная база, административная поддержка, финансовое обеспечение  и др.) и субъективным фактором внутренней подготовленности россиян к такого рода деятельности (наличие воли, энергии, самостоятельного мышления, ответственности  и др.), а также с устойчивым критическим или пессимистическим отношением гуманитарной элиты практически  к любым социально-экономическим  явлениям, что создает не самую  благоприятную общественную атмосферу  для каких-либо положительных сдвигов.

По данным исследования, доля предпринимателей в составе  населения, (исключая крупный капитал), равна 2,7%. Число тех, кто хотел  бы уже сейчас начать свое дело, составляет 36,6%. Сопоставление этих двух цифр свидетельствует  о позитивном сдвиге в сознании россиян, которое выражается и в изменении  отношения к предпринимателям, и  в изменении отношения к богатству, и в изменении отношения к  человеческим качествам. Однако в первую очередь необходимо выделить главный  результат первой стадии: люди стали  выходить из анемического состояния, вызванного резким переходом к рыночной экономике. Желание попробовать себя в предпринимательстве  с полным правом можно считать  формой социализации - возвращением в  активную общественно-экономическую  жизнь значительной части российского  общества.

Потенциальные предприниматели  приблизительно равномерно распределены по территории Российской Федерации. Так, общее число желающих начать свое дело на селе составляет 49,5%, в мегаполисах  — 38,8%.

Потенциальные предприниматели  не считают отсутствие высшего образования препятствием для организации своего дела. Более того, предпринимательство становится альтернативной социальной лестницей. Наибольший интерес к предпринимательской деятельности обнаруживает молодежь.

Так, например, на вопрос «вопрос  «хотели бы вы заняться собственным  бизнесом?» положительно ответили 36,6% («да, хотел бы» и «скорее хотел  бы»).

В группе «оптимистов» решающим фактором выступает молодость: чем  человек моложе, тем смелее он смотрит  в будущее. Молодежная группа 18–24 года лидирует (32,1%). Ответы представителей остальных возрастных групп расположились  по убывающей. Среди тех, кому 45–59 лет, таких 16,6% (у людей старше 60 лет  — 2,8%). В группе «сдержанных оптимистов» ответы распределились более пропорционально (лидируют люди в возрасте 25–34 года — 27,2%. Разница между возрастными группами здесь не превышает 5%.

Наибольшее число желающих открыть свое дело находятся на низких образовательных ступенях.

Социальной базой современного российского предпринимательства  служат «средний» и «ниже среднего»  слои общества. Потенциальные предприниматели  — это обычные по всем показателям  люди, выделяющиеся из массы лишь большей  энергичностью и волей. «Средний класс», традиционно считающийся  социальной основой предпринимательства, в России не является доминирующим (по разным оценкам до 25%) и по многим своим чертам (характер и уровень  потребления, образовательный и  профессиональный статус членов) еще  только формируется. Естественно, что  каждый из предпринимателей имеет свой личный, особенный жизненный путь и индивидуальные особенности в  восприятии и оценки этого пути.  Социально-профессиональный портрет среднестатистического потенциального предпринимателя говорит о подлинно массовом интересе к предпринимательству в современной России.

  1. Мотивы деятельности российских предпринимателей

 

Для успешного вхождения человека в  образ предпринимателя, ему необходимо, прежде всего, осознать мотивы, побуждающие  его открыть свое дело и, тем самым, стать самостоятельным субъектом  предпринимательского бизнеса.

Под мотивом следует понимать совокупность побуждений людей к тем или  иным действиям. Мотивы к предпринимательскому поведению формируются при наличии  потребности быть предприимчивыми. Осознанная, осмысленная, изученная  потребность становится поведенческим  мотивом. Поэтому предприимчивые действия людей и выбор ими предпринимательской  профессии опираются не только на их призвание, но и на их желание.

Получение дохода, извлечение прибыли является основным мотивом, но не является самоцелью  и не является конечным. Не вся предпринимательская  деятельность осуществляется ради личного  потребления, т.к. она по своей сути не только стратегическая, но и творческая деятельность с высокой степенью автономности в принятии решений. Другими  словами, предпринимателя увлекает сам процесс стремления к независимости  и самореализации. И, деньги (как  доход) – это критерий успеха, который  демонстрирует, насколько хорошо реализован изначально задуманный предпринимательский  проект. Также эти деньги выступают  средством обеспечения социального  признания со стороны общества и  повышения деловой репутации  предпринимателя.

Можно выделить следующие группы мотивов, побуждающие людей к предпринимательской  деятельности:

1.  экономические мотивы;

2.  социальные мотивы;

3.  психологические мотивы;

4.  физические мотивы;

5.  гуманистические мотивы.

Экономические мотивы: стремление извлечь экономическую  выгоду посредством достижения успеха победы, либо успеха выживания, либо того и другого одновременно. Экономическая  выгода состоит в обеспечении  себя и своих близких средствами существования, достаточными, как минимум, для поддержания жизни и воспроизведения  своей рабочей силы, как максимум – для укрепления личного конкурентного  потенциала и обеспечения личных конкурентных преимуществ над другими  предпринимателями.

Экономические мотивы предпринимательской деятельности внешне выступают как:

- имущественные мотивы, побуждающие  людей к сохранению либо расширению  перечня объектов владения, распоряжения, пользования, к поддержанию, укреплению  вертикали предпринимательской  власти и росту их административного  ресурса;

- трудовые мотивы, побуждающие людей  к достижению успехов в профессиональном  труде, росту личной профессиональной  конкурентоспособности;

- финансовые мотивы, побуждающие людей к получению финансовой выручки, либо к ее увеличению в результате успешного проведения сделок.

К предпринимательской деятельности людей подталкивают не только экономические  мотивы, но и другие. Так, в число  социальных мотивов предпринимательского поведения входят:

- инициирование форм социального общения (социальных коммуникаций) как способ реализации, поддержания и усиления собственной социальной энергетики;

- достижение успеха в обществе на законных основаниях, поддержание правовой адекватности, подчинение «дела» применяемым нормам права в сочетании с инициированием улучшения этих норм;

- публичная презентация личных конкурентных преимуществ и достижений;

- формирование и укрепление положительной репутации в глазах окружения;

- приобретение социальных знаний, умений, навыков, в том числе использование чужого опыта в собственной деятельности и обучение на чужих ошибках;

- обретение социального, в том числе правового комфорта.

Психологические мотивы предпринимательской деятельности отражают потребность многих людей  в эффективной самореализации, развитии личностных качеств, осознании собственной  личности, самоутверждении в деловых  отношениях, оптимизации межличностных  контактов и формировании психологической  устойчивости. Посредством предприимчивого  поведения люди формируют механизмы  эмоционального взаимодействия с другими  людьми, развивают в себе такие  качества, как настойчивость, уверенность  в себе, внимание, воля, аккуратность, открытость, терпение, последовательность в действиях и др.

И, наконец, гуманистические мотивы предприимчивости состоят в стремлении людей к этической, эстетической, идейной самореализации, обретению соответствующих форм адекватности на базе следования сложившимся представлениям и установленным порядкам, инициирования изменений для установления новых порядков и формирования новых представлений. Данные мотивы отражают потребности людей в активном поведении, доминировании, развитии, обретении комфорта в этической, эстетической, идейной областях.

В структуре мотивации российского  предпринимателя можно выделить несколько основных факторов:

1.  Острое или навязчивое желание выделиться, проявить себя, показать                 
               себя и свои способности.

2.  Стремление к независимости, неохота работать на «дядю», которые  
                будто бы наживаются на простых смертных.

3.  Стремление к ублажению свих потребностей в лидерстве.

4.  Отчаянная борьба за самовыражение, самореализацию и так далее.

Люди  включаются в профессиональное предпринимательство, не только откликаясь на потребность  быть предприимчивыми, но и на нужду, невозможность найти работу по найму, желание непременно быть предпринимателями, стремление к профессиональному  развитию.

Каждый  юридически свободный человек обладает правом выбора между профессиональным предпринимательством и профессиональным наемным трудом. Ведь можно работать предпринимателем, а можно учителем, можно вести предпринимательский  бизнес, а можно, напротив, предприимчиво  трудиться металлургом, проектировщиком  или строителем метрополитена.

Информация о работе Социальный портрет предпринимателя