Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:36, реферат
В настоящий момент российское образование характеризуется большим выбором образовательных услуг и возрастанием конкуренции со стороны как государственных, так и негосударственных ВУЗов с целью привлечения новых студентов. В этой связи немаловажным является проведение серьезных исследований социально-типологических характеристик студентов. Важным является также изучение социального статуса родителей, оплачивающих обучение своих детей и таким образом выступающих потребителями дистанционных образовательных услуг ВУЗа.
Новосибирский государственный
аграрный университет
Инжинерный институт
Кафедра истории, политологии и
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ
СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА РОССИИ
Выполнил: Жинков А. О.
Проверил:
Новосибирск 2013
Введение
В настоящий момент российское
образование характеризуется
Анализ потребителей образовательных услуг, степени их заинтересованности создает основания как для корректировки учебной программы, совершенствования управления образовательным процессом, так и для совершенствования политики ВУЗа, направленной на разработку методов поиска абитуриентов и на привлечение потенциальных студентов ВУЗа.
Социально-экономическое положение студента
Анализ социально-
Возраст студентов, поступающих в высшие учебные заведения, колеблется от 15 до 52 лет. В 2008 году наибольшее число студентов поступило в ВУЗы в возрасте 17 лет (39,4%), т.е. сразу же после окончания среднего учебного заведения. Студенты, поступившие в ВУЗ в возрасте от 15 до 19 лет, составляют 70% общей совокупности. Это свидетельствует о том, что университеты продолжают ориентироваться на недавних выпускников средней школы, однако доля их постепенно снижается (табл. 1).
Таблица 1.
Возрастная динамика студентов
Возраст |
Динамика (%) | ||
2002 г. |
2005 г. |
2008 г. | |
19 лет и менее |
80 |
77,3 |
70,1 |
Больше 19 лет |
20 |
22,7 |
29,9 |
Возрастает доля студентов, для которых обучение в ВУЗе – это более осознанный выбор, связанный с реальной оценкой потребностей в обучении для реализации своих возможностей. В 2008 г. 38% студентов поступили в ВУЗ после перерыва в обучении в средней школе или другом учебном заведении (в 2002 г. число таких студентов составляло 27,7% от числа поступивших).
Среди студентов, поступивших в ВУЗ в 2008 г., около 58,1% составляют девушки и женщины, 41,9% – мужчины. По сравнению с 2002 г. произошло увеличение «мужской» составляющей выборки студентов.
Среди поступивших 58,3% окончили общеобразовательную школу, 11,6% – спецшколу с углубленным изучением предметов, лицей или гимназию, 26% – имеют диплом о средне-специальном образовании, 4,1% – о высшем образовании.
Основная масса студентов
Основная масса студентов
Возросло по сравнению с 2007 годом число студентов, проживающих отдельно от родителей, – 19,3%. Очевидно, это связано с некоторым увеличением возрастного ценза студентов.
85,9% студентов – холостые, женаты
(замужем) или разведены – 14,
Для выявления социальной направленности студентов важными являются сведения о социальном статусе родителей студентов: место работы родителей, их образование и ученая степень. Также интересно рассмотрение динамики его изменения.
Основная часть матерей студентов работает на государственных предприятиях – 69,5%, несколько меньше – 19,6% – работают в коммерческих структурах и еще 10,9% занимаются индивидуальной предпринимательской деятельностью. Уменьшилось число матерей, занимающихся домашним хозяйством, – 10,3%; в 2005 г. их было 25%.
Большинство матерей студентов, поступивших в 2008 г., имеют высшее или среднетехническое образование – 83,3%, среднее образование у 17,4%, неполное среднее образование имеют 2,4% матерей.
Профессиональные
По уровню образовательного ценза основная часть студентов принадлежат к тем группам населения, которые имеют средний и выше среднего уровень образовательного ценза:
- 55,2 % – средний уровень (оба родителя имеют среднее образование);
- 40% – уровень выше среднего (один из родителей или оба имеют высшее образование);
- 0,1 % – низкий образовательный ценз (один или оба родителей не имеют среднего образования, при этом нет лиц с высшим образованием);
- 3,3 % – ниже среднего;
- 1,5% – высокий уровень (один или оба родителя имеют ученые степени и звания).
Согласно всероссийским опросам и прогнозам две трети студентов российских ВУЗов рекрутируются из семей интеллигенции. Замыкание цикла воспроизводства социальной структуры российского населения ведет к увеличению расслоения общества по образовательному уровню, к взаимной изоляции социальных классов и слоев. Наличие в ВУЗе студентов значительной доли студентов, чьи родители являются рабочими предприятий, сельского хозяйства, служащими, домохозяйками и имеют средний и ниже образовательный ценз (58,5%), дает в будущем таким студентам больше шансов для вертикальной социальной мобильности, и является одной из привлекательных и сильных сторон политики высших учебных заведений.
Социальная принадлежность студента обусловливается социальным слоем, к которому принадлежат его родители. Социальная структура российского общества в последнее десятилетие интенсивно меняется. За эти годы уже поменялись три тенденции в социальной структуре российского общества, что обусловлено базовыми изменениями форм собственности. В настоящее время структура общества характеризуется появлением слоев (страт) на основе взаимодействия различных форм собственности: менеджеров – нового управленческого слоя (новой элиты), средних слоев, безработных и т.д.
По данным некоторых социологических исследований, стратификационную модель современного российского общества можно представить следующим образом: правящая и экономическая элита составляет 0,5%; верхний слой – крупные и средние предприниматели, директора крупных и средних приватизированных предприятий, другие субэлитные группы – 6,5%; средний слой – представители мелкого бизнеса, квалифицированные профессионалы, среднее звено управления, офицеры – 20%; базовый слой – рядовые специалисты, помощники специалистов, рабочие, крестьяне, работники торговли и сервиса – 60%; низший слой – малоквалифицированные и неквалифицированные работники, временно безработные – 7%; «социальное дно» – 5%.
Основная масса студентов
Большинство студентов, поступивших в ВУЗы в 2008 г., а именно: 73,1%, имеют средний уровень совокупного семейного дохода; высокий уровень у 5,9% поступивших, 16,2 % имеют скорее низкий и 4,8% – низкий уровень семейного дохода.
Психологические характеристики студентов
Анализ психологических
Основная масса студентов
Обучение в высшем учебном заведении и профессиональная ориентация студентов
Важность изучения профессиональных ориентаций студентов связана с выявлением цели обучения в университете и основной причины, по которой студенты выбирают именно данный тип учебного заведения. Выбор ВУЗа выпускниками школ – это не только выбор места учебы, но и профессиональное самоопределение, признание ими приоритета определенного образа жизни. Целью своего обучения 49,3% студентов считают получение специальности с последующим успешным трудоустройством; 36,4% основным мотивом поступления называют необходимость получения высшего образования; целью 10,4% поступивших студентов было повышение уровня знаний; поступили в ВУЗ, чтобы получить вторую специальность, 3,9% опрошенных. Прагматизм в профессиональной деятельности продолжает играть доминирующую роль среди целей обучения. Чисто образовательные цели («повышение уровня образования»), которые характерны для молодежи, не имеющей четко выраженной профессиональной направленности и жизненного опыта, назвали 10,4% студентов. В 2002 г. такая цель обучения – повышение уровня образования – была названа 37,5% опрошенных.
При поступлении студентов
Основная масса опрошенных приходит после окончания школы, лицея или гимназии – 69,9%; ПТУ или техникум окончили 26% опрошенных; высшее учебное заведение – 4,1%. По сравнению с 2005 г. в два раза вырос процент студентов, имеющих опыт работы. В основном они работали на малых негосударственных предприятиях.
В 2008 г. в ВУЗы пришли студенты, имеющие хорошую довузовскую подготовку (табл. 2).
Таблица 2
Назовите средний балл Вашего школьного аттестата
Ответили |
Частота |
Процент |
Только 5 В основном 5 Поровну 5 и 4 В основном 4 Поровну 3 и 4 В основном 3 Всего |
107 517 523 2345 988 596 5076 |
2,1 10,2 10,3 46,2 19,5 11,7 100,0 |
Наличие у себя дома компьютера отметило 20,4% студентов, у большинства (79,6%) его нет. При этом 52,3% студентов имеют представление об основных компьютерных программах на уровне пользователя, 16,4% умеют работать на компьютере очень хорошо и хорошо. О том, что не умеют работать на компьютере или «скорее не умеют», ответили 30,3% опрошенных студентов. Очевидно, у этой части студентов могут возникнуть определенные трудности при работе с компьютерными программами.
Для большой части студентов степень бакалавра не является достаточной, и они хотели бы продолжить свое обучение до получения степени специалиста (55,2%) и магистра (25%) (табл. 3, 4).
Таблица 3
Хотели бы Вы продолжить обучение после получения степени бакалавра
Ответили |
Частота |
Процент |
Да Скорее да И да и нет Скорее нет НетВсего |
2327 1151 946 420 232 5076 |
45,8 22,7 18,6 8,3 4,6 100,0 |
Информация о работе Социальный портрет современного студента России