Социальный портрет современного студента России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:36, реферат

Краткое описание

В настоящий момент российское образование характеризуется большим выбором образовательных услуг и возрастанием конкуренции со стороны как государственных, так и негосударственных ВУЗов с целью привлечения новых студентов. В этой связи немаловажным является проведение серьезных исследований социально-типологических характеристик студентов. Важным является также изучение социального статуса родителей, оплачивающих обучение своих детей и таким образом выступающих потребителями дистанционных образовательных услуг ВУЗа.

Вложенные файлы: 1 файл

социология реферат.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 4

Как Вы считаете, какой  уровень высшего образования  является для Вас достаточным

Ответили

Частота

Процент

Диплом бакалавра

Диплом специалиста

Диплом магистра

Всего

1008

2797

1265

5070

19,9

55,2

25,0

100,0


 

Весьма привлекательной оказалась  для студентов возможность обучения за границей. Воспользоваться ею хотели бы 73,2% опрошенных; не решили для себя этот вопрос 15,3%; ответили «нет» и «скорее нет» лишь 7,9% и 7,6% опрошенных студентов.

Возросли научные установки  и интерес к исследовательской  работе у студентов набора 2008 г. (табл. 5).

Таблица 5

Хотели бы Вы в будущем продолжить свое образование

для получения  ученой степени

Ответили

Частота

Процент

Да – кандидата  наук

Да – доктора наук

Нет

Всего

1208

789

3054

5051

23,9

15,6

60,5

100,0


 

Большинство студентов уверены, что  диплом вуза в будущем расширит доступ к интересующей работе, явится основой  для их карьеры и трудоустройства (табл. 6).

 

 

Таблица 6

Считаете ли Вы, что  диплом создаст для Вас в будущем  основу для успешного трудоустройства и карьеры

Ответили

Частота

Процент

Да

Скорее да

И да и нет

Скорее нет

Нет

Всего

2180

1769

931

126

65

5071

43,0

34,9

18,4

2,5

1,3

100,0


 

Несмотря на то, что 55% родителей опрошенных студентов  принадлежат к базовому слою современного общества (являются рядовыми специалистами, помощниками специалистов, рабочими, крестьянами, работниками торговли и сервиса), 80,8% студентов хотели бы принадлежать к среднему социальному слою, быть квалифицированными профессионалами, представителями мелкого бизнеса, среднего звена управления. Быть государственными служащими или рабочими хотели бы 18,7% студентов, стать сельхозслужащими, вести домашнее хозяйство хотят 0,5% студентов.

Студенты большей частью (60%) ориентированы  на активную предпринимательскую деятельность. Распределение установок профессионального самоопределения в условиях рыночной экономики у студентов 2008 г. выглядит следующим образом (табл. 7).

Подобные характеристики ожиданий и установок студентов позволяют  говорить о стратегической оправданности  предлагаемых вузом услуг и стабильном спросе на них на ближайшую перспективу.

Для студентов вуза серьезной проблемой  остается вопрос трудоустройства. Готовы опереться на собственные силы лишь 22,4% студентов-первокурсников, 19% такой возможности трудоустройства не имеют и 58,6% затруднились ответить на поставленный вопрос.

 

Таблица 7

Укажите, к какому социальному  слою Вы хотели бы принадлежать

Ответили

Частота

Процент

Индивидуальные предприниматели

Управляющие и чиновники

Управленцы среднего звена

Гос. служащие и рабочие

Работники крупного

негосударственного предприятия

Работники мелкого бизнеса 

Сельхозслужащие

Ведение домашнего хозяйства

Всего

1473

1378

440

967

809

 

85

3

8

5163

28,5

26,7

8,5

18,7

15,7

 

1,6

0,1

0,2

100,0


 

Большей части студентов высших учебных заведений необходима помощь в трудоустройстве. Деятельность ВУЗов по трудоустройству предполагает изучение спроса на специалистов выпускаемых ВУЗами профиля, а также изучение желания студентов работать в различных структурах. Несмотря на определенную «непопулярность» государственных предприятий, на них хотели бы работать 40,0% студентов. Очевидно, такая позиция может быть связана со стабильностью государственных предприятий. В крупных негосударственных корпорациях хотели бы работать 31,5% опрошенных, заниматься индивидуальным предпринимательством – 24,7 %, работать на малом негосударственном предприятии – только 3,8%. Такой небольшой процент выбора студентами малых негосударственных предприятий может быть связан с большим риском распада данных предприятий.

Таким образом, можно уверенно сказать, что представитель современного студенчества России обладает рядом доминирующих характеристик. Студенты имеют высокий уровень притязаний по отношению к обучению, нацелены на получение профессии, востребованной в обществе. Для этой социальной группы характерно самостоятельное принятие решений. Прагматизм в профессиональной деятельности продолжает играть доминирующую роль среди целей обучения студентов.

Хотя институты, университеты и академии продолжают ориентироваться на учащуюся молодежь средней школы, ее доля постепенно снижается. Вместе с тем, по сравнению с 2002 г. в 2008 г. в два раза произошло увеличение мужской составляющей студентов.

В настоящее время в условиях острой конкуренции возрастает роль рекламной деятельности, отражающей позицию ВУЗов и формирующей в сознании потребителей образовательных услуг образ высшего учебного заведения. К сожалению, низкий процент студентов, которых привлекла реклама ВУЗа, говорит о неэффективной рекламной деятельности (проведение конференций, семинаров, «дней открытых дверей» и т.д.), которая в целом проводится в ВУЗах.

Возросла доля студентов, которые  хотели бы продолжить свое обучение до получения степени специалиста и магистра, а также получить степень кандидата и доктора наук.

 

Заключение

Думается, что приведенные  социологические данные не требуют  подробных комментариев, они лишь подтверждают, что современное студенчество, несмотря на многие сложившиеся в последние годы негативные тенденции в обществе, сохраняет присущий ему творческий потенциал, веру в добро и в людей, готовность служить российским идеалам гуманизма, культуры, образования и науки.

Сегодня, когда происходят изменения в общественном сознании, во взглядах на мир и месте в нем человека его общественно-политического, духовно-нравственного, ценностно-ориентированного отношения к окружающей социально-культурной среде, задачей государства становится формирование новых идеалов, культурных ценностей, социально-значимых интересов, которые всегда были и остаются основными устоями жизни человеческой цивилизации.

Таким образом, без коренной трансформации системы отечественного образования, очевидно, невозможно добиться радикальных качественных перемен в интеллектуальной сфере жизнедеятельности общества, внедрить новое мышление в общественное сознание.

 

Список использованной литературы

 

  1. Волов В.Т., Четырова Л.Б., Чаденкова О.А. Социальный портрет студента российского негосударственного вуза как результат сегментирования образовательного рынка // Труды СГУ.2009. Вып. 17.
  2. Голощапова Т.В. Особенности маркетинговой деятельности вузов в условиях рынка // Маркетинг образования: проблемы и перспективы Тез. докл. семинара. 2008.
  3. Дмитриев А.В. Общая социология: Учеб. пособие. М., 2006.
  4. Кибакин М.В., Лапшов В.А. Социально-типический портрет российского студента // Труды СГУ. 2009. Вып. 10.
  5. Шереги Ф.Э., Харчева В.А., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 2007.

 


Информация о работе Социальный портрет современного студента России