Министерство образования и науки Российской
Федерации
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
“Уральский федеральный
университет имени первого Президента
России Б.Н.Ельцина”
Институт фундаментального образования
Кафедра социологии и социальных технологий
управления
КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
ПО КУРСУ “СОЦИОЛОГИЯ”
Вариант № 5
Преподаватель:
Студент:
Лебедева А.А., корпоративный менеджмент,
133009
Екатеринбург
2013
Содержание
Введение
Социальный прогресс, его содержание
Контент-анализ
Понятие “молодежь”, содержание
понятия
Центральный показатель положения
индивида или социальной группы в обществе:
-престиж;
-уровень материальной
обеспеченности;
-статус;
-влияние на власть имущих
Введение
В данной работе раскрываются
такие вопросы, как социальный прогресс,
его содержание, критерии вида и цена.
Также одним из вопросов, рассматриваемых
в моей контрольной работе является определение
контент – анализа, его характеристики.
Понятие “молодежь” и центральный показатель
положения индивида или социальной группы
в обществе также рассмотрены в контрольной
работе. Рассматриваемые вопросы очень
интересны и чрезвычайно важны, так как
в арсенале любого менеджера должны быть
знания социологии, с помощью которых
он будет разбираться в окружающих его
социальных явлениях и феноменах, а также
с легкостью решать профессиональные
проблемы.
Социальный прогресс, его содержание,
критерии и цена
С проблематикой социальных
изменений тесно связана тематика социального прогресса.
Одна из первых научных концепций социального развития
как последовательного
продвижения обществ по восходящим уровням
прогресса, которое определяется приростом знания,
принадлежит А.Сен-Симону.
Его идеи развил основоположник
социологии О. Конт. Контовский закон интеллектуальной
эволюции человечества прямо указывает
на направление и критерий социального
прогресса — степень продвижения к высшей
в его концепции, научной (позитивной)
стадии развития. Г. Спенсер, разделяя
представление о нелинейном характере
эволюции, предполагал измерять социальный
прогресс достигнутой степенью сложности
обществ. Социальная эволюция аналогична
биологической и приводит постепенно
к тому, что мир становится лучше.
В теории К. Маркса вопрос социального
прогресса решался практически однозначно.
Достижение высшей ступени человеческого
развития — построения бесклассового
коммунистического общества, где будет
властвовать свободный труд свободных
людей, — неизбежно, хотя и отдалено во
времени.
Если О. Конт, Г. Спенсер
и Э. Дюркгейм конструировали понятие прогресса
в виде двустороннего процесса дифференциации
и интеграции безотносительно
к его благодетельным последствиям,
то Л. Уорд, Н. Михайловский
и др. считали, что прогресс заключается
в увеличении человеческого счастья
или уменьшении человеческого страдания.
В одной из первых своих работ П.Сорокин указал,
что оба эти течения недостаточны
и их необходимо синтезировать. В противном
случае теория прогресса рискует дать
вместо формулы прогресса формулу застоя.
Большинство сторонников социального эволюционизма
убеждены в наличии интеллектуального
и технического прогресса, однако
по поводу морального прогресса
мнения расходятся. Те, кто считает,
что моральный прогресс существует, принадлежат
к течению эволюционной этики. Они исходят
из того, что само наличие морали как основы
взаимодействия и взаимопомощи людей
уже является важнейшим фактором выживаемости
общества. Моральная эволюция не отменяет борьбы за существование,
но гуманизирует ее, заставляя находить
все более мягкие способы борьбы.
Общественный прогресс — это объективная тенденция
восходящего развития человечества, выражающаяся
в совершенствовании форм человеческой
жизни, потребностей, способностей их
удовлетворения, в развитии науки, техники,
технологии, средств массовой информации,
медицины и т.д.
Вопрос о критериях общественного
прогресса является дискуссионным. Одни
исследователи в качестве критерия
общественного прогресса называют
уровень развития способа производства,
другие в этом качестве выделяют уровень
развития производительных сил общества,
третьи сводят его к производительности
труда. Думается, что можно принять как
наиболее представительную точку зрения,
согласно которой в качестве критерия
общественного прогресса можно принять
уровень развития производительных сил,
выражающийся в производительности труда.
В философском объяснении
общественного процесса издавна боролись две точки
зрения — эволюционная
и революционная.
Одни философы отдавали предпочтение эволюционному развитию
общества, а другие усматривали большую
привлекательность в революционных изменениях
общественной жизни. Очевидно следует
обдуманно относиться к путям и средствам
общественного прогресса. Протекание
последнего не исключает сочетания революционных
и эволюционных преобразований общественной
жизни. При проведении прогрессивных преобразований
и реформ следует ориентироваться на то,
чтобы их осуществление оборачивалось
не упадком экономики, снижением уровня
развития производительных сил и сокращением
производительности
труда, а, наоборот, увеличением экономического
богатства общества на основе повышения
уровня развития производительных сил
и производительности труда.
ХХ и ХХI столетия характеризуются
бурным развитием науки и техники. На первое
место выдвигаются такие научные направления
как кибернетика, информатика, синергетика,
космонавтика, семиотика, системотехника,
эргономика, науковедение, ноосферология
и др. Бурными темпами развивается информационная
технология и электроника. Качественное
и количественное развитие производительных
сил образует научно-технический прогресс
(НТП), который включает развитие и совершенствование
средств производства, естественных и
технических наук и самого человека как
непосредственной силы общества.
Количественное развитие производительных
сил не что иное как умножение и совершенствование
существующих орудий труда. Качественное
развитие – создание принципиально новых
орудий труда, радикальное преобразование
техники.
То что общество находится в постоянном
развитии – это эмпирически наблюдаемый
факт. Достаточно сопоставить производительные
силы, уровень знаний начала ХХ века с
нынешним состоянием и изменения станут
очевидными. Но для теории важно не констатация
этого эмпирического факта, а выяснение
следующих проблем: можем ли мы считать
эти модификации и развитие прогрессивными?
Что является движущими силами прогресса?
Что является содержанием и каковы объективные
критерии социального прогресса? Существует
ли направленность общественного развития?
Понятия прогресс и развитие существуют
еще с античности. Многие мыслители прошлого
понимали прогресс как естественную смену
исторических периодов, закономерный
переход от низшей ступени общества к
высшей. Источником прогресса считали
нравственные идеи, просвещение, культура.
Италианский социолог Дж. Вико (1668-1744) был
представителем циклического развития
общества (т.н. теория круговорота). Все
народы в своем развитии проходят 3 периода:
детство, т.е. период богов, юность – «героический
период» – образование аристократических
государств и человеческий период – буржуазное
государство и общество. Все эти периоды
взаимосвязаны, порождая моменты роста
и упадка. Завершив весь цикл истории народы
регрессируют к первобытному состоянию,
с которого начинается следующий цикл
прогресса.
Французский философ М.Ж. Кондорсе (1743-1794)
верил в прогресс и возможность совершенствования
человеческого рода и считал, что этому
помогает применение математики, нравственных
и политических наук. Прогресс он рассматривал
как поступательное и бесконечное движение
человечества вперед. Другой французский
философ Ш. Монтескье (1689-1755) понимал прогресс
как естественную закономерность, а нравственность
народов как явление обусловленное географическим
положением, экономической жизнью, религиозными
и политическими учреждениями.
Немецкий историк и философ О. Шпенглер
(1880-1936) в своей знаменитой работе «Закат
Европы» (1918) отрицал общественный прогресс,
считая историю не линейным движением,
а расцвет некоторых самостоятельных
культур, после чего наступает закат и
гибель культур. К. Поппер (1902-1994) в своей
работе «Нищета историцизма» (1957) считает,
что идея развития общества в определенном
смысле есть путаница, мы идем, не зная
куда, поэтому правильнее говорить не
о социальном прогрессе, а о социальных
изменениях без указания их направления.
Однако в истории существуют и более жесткие
оценки общественного развития. Дж. Фрейзер
(1854-1941) в своей книге «Золотая ветвь» утверждал,
что вся история человеческого рода не
что иное как непрерывный ряд преступлений,
нелепостей и неисправимых глупостей.
Везде и во всех эпохах человек мыслил
плохо, неправильно учился, видел вещи
шиворот-навыворот, и что самое тяжкое,
он никогда не смог избавиться от этих
прародительских грехов. Первобытный
не умер, его не убило ни послание Иисуса
Христа, ни Возрождение, ни современная
наука1.
Некоторые зарубежные социологи (Д. Белл,
О. Тоффлер, Р. Арон, У. Ростоу, А. Тойнби)
в принципе не отрицают развитие общества,
но не принимают и идею прогресса. Они
формулируют идею циклического развития
местных цивилизаций. История человечества
не существует как единый поступательный
процесс, а представляет собой историю
появления, расцвета и заката локальных
цивилизаций, т.е. включает в себя специфические
истории этих цивилизаций. Представители
этой концепции считают, что идея развития
мира как единый процесс есть результат
европоцентризма, неоправданного распространения
особенностей истории запада на мир в
целом. В основе цивилизаций находятся
ценности мировых религий, которые являются
и точками отсчета развития человечества.
Движущими силами развития общества является
творческое меньшинство (элита), которая
способна повлечь за собой инертное большинство.
Зрелость и расцвет цивилизации сопровождается,
по мнению А. Тойнби, закатом и её разложением.
Цивилизация распадается на более мелкие
общества и государства, на классы и социальные
прослойки. Но самое большое разложение
происходит в душах людей, в их жизни и
поведении, во всех сферах общественной
жизни. Поэтому возникновение каждой цивилизации
связано с рождением новых форм религии.
Материалистическое понимание истории
гласит: восходящее, поступательное, прогрессивное
развитие общества есть всеобщая закономерность.
Поступательный ход общества обусловлен
творческим характером труда, способностью
общества к производству и расширенному
воспроизводству материальных и духовных
благ. Прогресс - это восходящее развитие
от низшего к высшему, от простого к сложному.
Регресс, наоборот, есть развитие от высшего
к низшему, от сложного к простому. Если
прогресс есть преобладающая тенденция
развития, то регресс есть исключение,
отклонение от восходящей тенденции, возвращение
к устаревшим формам. Прогресс и регресс
– два противоположных типа развития
и практически существуют вместе, прогресс
в одних областях сопровождается регрессом
в других.
Общественный прогресс есть объективная
закономерность, характеризующая поступательное
развитие всех сфер общества. Содержанием
общественного прогресса является многостороннее,
качественное и количественное развитие
общества в единстве и многообразии составляющих
его элементов: производительных сил,
техники, технических и естественонаучных
знаний, материальной и духовной культуры,
морали и искусства, социальных и политических
структур и т.д. Источником общественного
прогресса являются противоречия способа
производства, решение которых ведет к
совершенствованию, поступательному развитию
общества. Поскольку противоречия способа
производства решаются деятельностью
людей, движущими силами и субъектом общественного
прогресса являются народные массы, социальные
группы и классы в их материальной и общественно-политической
деятельности. Прогрессивное развитие
общества немыслимо без борьбы с регрессивными
явлениями (консерватизм, реакция, реставрация
и др.).
Объективным критерием общественного
прогресса является уровень информатизации
и интеллектуализации общества , развития
производительных сил, технологизации
и сциентизации социума. Однако нередко
используется понятие «показатель прогресса»
для оценки достигнутых или ожидаемых
результатов общественного развития.
В экономических отношениях показатель
прогресса зависит от характера производственных
отношений. В политических отношениях
показателем прогресса будет характер
борьбы за власть, наличие политических
прав и свобод. Характер нравственного
прогресса надо рассматривать в зависимости
от выполнения людьми своих общественных
обязанностей. Показателем прогресса
в искусстве состоит в совпадении эстетического
идеала общества с идеалом прогрессивных
господствующих сил. Индивидуальное и
общественное здоровье также являются
показателем общественного прогресса.
В этих показателях (индивидуальное и
публичное здоровье) в конечном счете
накапливается все, что достигло общество
в социально-экономическом, научном и
культурном аспектах.
Вместе с тем следует иметь в виду, что
развитие общества зависит не только от
уровня развития производительных сил
и технологий, экономических отношений.
Прогрессивность общества определяется
и развитием человека1. Поэтому самый главный
критерий прогресса является общесоциологический
критерий – уровень развития личности,
мера гуманизации человека, степень свободы
и демократизации общества.
Критерием общественного прогресса являются
и реальные возможности проявления жизненных
сил и способностей человека. Деятельность
человека в обществе есть не что иное как
процесс его взаимодействия с другими
людьми. Общественные отношения детерминируют
характерные черты личности, его цели
и интересы, способности и потребности
индивида. Цели и желания людей не что
иное, как отражение возможностей общества.
Способности человека определяются уровнем
развития науки и техники, воспитания
и образования, совокупностью и ценностью
межличностных отношений. Изменение социальных
отношений в процессе общественного развития
ведут к изменению существенных черт личности.
Социальный прогресс основывается на
количественном и качественном совершенствовании
всех сфер общества – науки, нравственности,
искусства, техники, здравоохранения,
народного образования, социального обеспечения
и т.д.
Добро и зло – нравственные категории.
Добро – это то, что приемлет и рекомендует
общество для своих членов, то что одобряет
в поведении людей и считает нравственной
ценностью. Зло, напротив, то что любая
мораль не приемлет, воспрещает. Добром
считается все, что соответствует интересам,
надеждам и чаяниям людей, а злом – все
что этому противоречит. Добро и зло имеют
относительный характер, никогда не были
строго определены, они эволюционировали
от эпохи к эпохе, от одного народа к другому,
от одного класса к другому, включая различные
значения, даже и противоположные. Например,
каннибализм и рабство в свое время считались
добром, были морально оправданными в
соответствующих обществах. 95 % пролитой
крови и слез на протяжении истории человечества
осуществлялось из благих побуждений.
Крестоносцы и инквизиция огнем и мечем
внедряли веру в другие народы и считали,
что делают добро.
Сила и насилие всегда были средством
решения проблем и конфликтов. Считалось,
что сильный всегда прав. Главным мыслителем,
который рекомендовал и прославлял насилие
как политический инструмент, был французский
инженер, философ и теоретик социализма
Жорж Сорель (1847-1922). А его соотечественник,
руководитель Французской социалистической
партии, основатель газеты «Юманите»,
страстный борец против колониализма,
милитаризма и войны Жан Жорес (1859-1914) считал,
что надо взять из прошлого огонь, а не
пепел. В современном цивилизованном и
демократичном обществе все проблемы
должны решаться без насилия, мирным и
политическим путем. Теоретики обосновывают
даже этику ненасилия. В решении конфликтных
ситуаций нужно придерживаться следующих
принципов:
отказаться от идеи, что только мы правы
и обладаем истиной;
надо понять, что и мы можем оказаться
на место нашего оппонента;
каким бы ни был наш противник – он имеет
возможность исправиться;
не нужно упорно настаивать на свое мнение,
но не нужно отрицать и мнение оппонента,
он тоже может быть прав;
попытайтесь превратить врагов в друзей
и вместе бороться со злом1.
Однако, если сила и насилие все ещё применяется
при решении конфликтных ситуаций, то
дикостью выглядит применение насилия
по отношению к детям, старикам, больным
людям. В России только за один 1997 год убито
своими матерями около 300 грудных детей.
Ежегодно регистрируются около 2 млн. избиений
детей до 14 лет. Нередко жестокость по
отношению к старикам и женщинам. Ежегодно
от рук мужей погибают 14 тыс. женщин. Около
10 % заключенных женщин отбывают наказания
в тюрьмах за убийства своих мужей2. Мы
забыли такие понятия как благотворительность
и милосердие. Может быть, есть смысл обратиться
и к религии для восстановления в обществе
всех общечеловеческих ценностей.
Контент - анализ
Контент-ана́лиз или анализ содержания — стандартная
методика исследования в области общественных
наук, предметом анализа которой является
содержание текстовых массивов и продуктов
коммуникативной корреспонденции. В отечественной
исследовательской традиции контент-анализ
определяется как количественный анализ
текстов и текстовых массивов с целью
последующей содержательной интерпретации
выявленных числовых закономерностей.
Контент-анализ применяется при изучении
источников, инвариантных по структуре
или существу содержания, но внешне бытующих,
как несистематизированный, беспорядочно
организованный текстовой материал. Философский
смысл контент-анализа как исследовательского
метода состоит в восхождении от многообразия
текстового материала к абстрактной модели
содержания текста (понятийно-категориальный
аппарат, двусмыслия, коллизии, парадоксы).
В указанном смысле, контент-анализ является
одной из номотетических исследовательских
процедур, используемых в сфере применения
идиографических методов.
Выделяют
два основных типа контент-анализа: количественный
и качественный.
История метода
Методика
контент-анализа нашла широкое применение
в информационную эпоху, однако история
метода не ограничивается эрой автоматической
обработки текста. Так первые примеры
использования контент-анализа датированы
XVIII веком, когда в Швеции частота появления
в тексте книги определенных тем служила
критерием её еретичности. Однако, всерьёз
говорить о применении контент-анализа
как полноценной методики можно лишь начиная
с 30-х годов XX века в США. Термин content analysis впервые начали
применять в конце XIX – нач. XX вв. американские
журналисты Б.Мэттью, А.Тенни, Д.Спиид,
Д.Уипкинс. У истоков становления методологии
контент-анализа стоял также французский
журналист Ж.Кайзер.
Использовался
контент-анализ преимущественно в социологических
исследованиях, в том числе при изучении
рекламных и пропагандистских материалов.
В
сфере политических исследований начало
использованию методики контент-анализа
положил Г. Лассуэл, который занялся анализом
пропагандистских материалов периода
Второй мировой войны. В 1960-е годы, во время
так называемого «методологического взрыва»
исследования с применением методики
контент-анализа особенно активизировались.
Это способствовало развитию методики,
разнообразило её варианты. Именно в этот
период начинается активное использование
компьютерной техники в исследованиях.
Сфера применения
Круг
дисциплин, в которых применяется контент-анализ,
довольно широк. Помимо социологии и политологии
данная методика находит применение в
антропологии, управлении персоналом,
психологии, литературоведении, истории,
истории философии. Оле Холсти приводит
следующее распределение исследований
в области контент-анализа по наукам: социология,
антропология — 27,7 %, теория коммуникации
— 25,9 %, политическая наука — 21,5 %. Следует
также отметить применение контент-анализа
в области исторических исследований и связей с общественностью.
С
помощью контент-анализа можно анализировать
такие различные типы текстов, как сообщения
СМИ, заявления политических деятелей,
программы партий, правовые акты, рекламные
и пропагандистские материалы, исторические
источники, литературные произведения.
Этапы применения контент-анализа
Необходимым
условием применения методики анализа
содержания является наличие материального
носителя информации. Во всех случаях,
когда существует или может быть воссоздан
такой носитель, допустимо использование
методики контент-анализа.
Первый этап
Определение совокупности изучаемых
источников или сообщений с помощью набора заданных
критериев, которым должно отвечать каждое
сообщение:
заданный тип источника (пресса,
телевидение, радио, рекламные или пропагандистские
материалы)
один тип сообщений (статьи,
заметки, плакаты);
заданные стороны, участвующие
в процессе коммуникации (отправитель,
получатель (реципиент);
сопоставимый размер сообщений
(минимальный объём или длина)
частота появления сообщений,
способ распространения сообщений;
место распространения сообщений;
время появления сообщений.
При
необходимости можно использовать и другие
критерии, однако перечисленные выше встречаются
чаще всего.
Второй этап
Формирование выборочной совокупности
сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю
определённую на первом этапе совокупность
источников, поскольку подлежащие анализу
случаи (сообщения) часто ограничены по
числу и хорошо доступны. Однако иногда
контент-анализ должен опираться на ограниченную
выборку, взятую из большего массива информации.
Третий этап
Выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы. Правильный
выбор единиц анализа — важная составляющая
всей работы. Простейшим элементом сообщения
является слово. Тема — это другая единица,
представляющая собой отдельное высказывание
о каком-либо предмете. Существуют достаточно
чёткие требования к выбору возможной
единицы анализа:
она должна быть достаточно
большой, чтобы выражать значение;