Социальный прогресс, его содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 15:41, реферат

Краткое описание

В данной работе раскрываются такие вопросы, как социальный прогресс, его содержание, критерии вида и цена. Также одним из вопросов, рассматриваемых в моей контрольной работе является определение контент – анализа, его характеристики. Понятие “молодежь” и центральный показатель положения индивида или социальной группы в обществе также рассмотрены в контрольной работе. Рассматриваемые вопросы очень интересны и чрезвычайно важны, так как в арсенале любого менеджера должны быть знания социологии, с помощью которых он будет разбираться в окружающих его социальных явлениях и феноменах, а также с легкостью решать профессиональные проблемы.

Содержание

Введение
Социальный прогресс, его содержание
Контент-анализ
Понятие “молодежь”, содержание понятия
Центральный показатель положения индивида или социальной группы в обществе:
-престиж;
-уровень материальной обеспеченности;
-статус;
-влияние на власть имущих

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 41.03 Кб (Скачать файл)
  • она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;

  • она должна легко идентифицироваться;

  • число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку[1].

Если в качестве единицы анализа избирается тема, то она также выделяется в соответствии с некоторыми правилами:

  • Тема не может выходить за пределы абзаца.

  • Новая тема возникает, если происходит смена:

    • воспринимающего,

    • действующего,

    • цели,

    • категории

Существуют также и специальные методики контент-анализа, адаптированные к нуждам исторических и историко-философских исследований.

Четвёртый этап

Выделение единиц счёта, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчёту частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором — исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счёта, которыми могут быть:

  • физическая протяженность текстов;

  • площадь текста, заполненная смысловыми единицами;

  • число строк (абзацев, знаков, колонок текста);

  • длительность трансляции по радио или ТВ;

  • метраж плёнки при аудио- и видеозаписях,

  • количество рисунков с определённым содержанием, сюжетом и проч.[2].

В некоторых случаях исследователи используют и другие элементы счёта. Принципиальное значение на этом этапе контент-анализа имеет строгое дефинирование его операторов.

Пятый этап

Непосредственно процедура подсчёта. Она в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул, статистических расчётов.

Социология молодежи

Социоло́гия молодёжи — отрасль социологии, изучающая молодёжь как социальную общность, особенности социализации вступающих в жизнь поколений, особенности образа жизни молодёжи, формирования ее жизненных планов, целей и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнения различных социальных ролей различными группами молодёжи.[1]

Социологию молодёжи следует отличать от ювенологии — комплексной дисциплины, изучающей молодёжь как социально-возрастную группу и объединяющей социологический, психологический, политологический, культурологический, сексологический, этический и другие подходы.[

Понятие «молодёжь»

В. Т. Лисовский одним из первых выдвинул само определение молодёжи в 1968 году: «это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образование, профессиональные, культурные и другие социальные функции». Игорь Кон определял молодёжь как социально-демографическую группу, выделяющуюся на основе совокупности возрастных характеристик, особенности социального положения, и обусловленную социально-психологическими свойствами.

Основаниями для выделения молодёжи в отдельную группу стали: возраст, статус, ролевые функции.

На международном симпозиуме, проведенным в 1965 году в Москве, было дано определение юношеского возраста: 17 — 21 год для юношей и 16 — 20 лет для девушек. Однако современные учёные считают, что границы весьма условны и примерно молодёжь можно определить в возрасте от 13 до 30 лет. Весь этот интервал можно поделить на 3 подраздела:

  1. подростки до 18 лет

  1. молодёжь в возрасте от 18 до 24 лет

  1. молодые взрослые от 24 до 30 лет.

Функции молодёжи

Молодёжь, в силу своих особенностей, выполняет особые социальные функции, порой противоречивые и не однозначные. Таким образом, молодёжь:

  1. наследует достигнутый уровень развития общества и государства;

  1. имеет свои цели и интересы, которые не всегда совпадают с государственными и общественными;

  1. отличается определёнными ценностными ориентациями, духовной нравственностью и недостатком жизненного опыта, что повышает вероятность ошибки при принятии решения; с другой стороны, молодёжь является объектом и субъектом социализации, адаптации и воспитания;

  1. является, с одной стороны, главным участником социальной мобильности экономической инициативы, с другой — демонстрирует неполное включение в социально-политические отношения, индифферентность;

  1. как социальный слой — является источником социально-экономического и духовного возрождения страны, но также может иметь отношение к криминалу, наркомании и другим девиациям.

Мир молодежи — особый мир, познать который стремятся ученые разных областей научного знания — психологии, педагогики, демографии, права, политологии, философии, социологии, истории, культурологии, социальной психологии и др.

Молодежная проблематика со времен Сократа и Аристотеля является особо актуальной.

Социология молодежи — это отрасль социологии, предметом которой является молодежь как особая социальная группа. В любом обществе существует и проявляется проблема различия между поколениями: люди разного возраста, формировавшиеся как личности в разные исторические периоды, получившие разное воспитание и образование, не всегда способны к взаимопониманию. Суть извечного конфликта поколений сводится к тому, что в условиях социокультурной динамики формируются различные миры «отцов» и «детей», часто не находящие точек соприкосновения. Но «молодежь не хуже и не лучше среднего и старшего поколения, ее культура не лучше и не хуже иных культур... Молодежь — это принципиально иное социальное образование, ни с кем не сравнимое, а всякие сравнения оказываются некорректными». Эти слова характеризуют сущность межпоколенческих противоречий, возникающих в различных обществах и в различные времена.

Возрастные границы выступают основным группообразуюшим критерием применительно к молодежи. Различные общества в истории человечества по-разному понимали и понимают социальный возраст индивида. Например, в традиционных обществах молодые индивиды проходили ритуальную инициацию в совершенно детском с нашей точки зрения возрасте — примерно в 12-13 ле г, после чего считались взрослыми мужчинами и женщинами и могли вести соответствующий образ жизни. В современной социологии молодежи среди ученых не выработано единого мнения по поводу возрастных рамок молодежи. Например, в российской действительности приняты границы социальной группы молодежи 15-29 лет. При этом целостный процесс социализации и индивидуализации молодежи распадается на временные этапы, которым соответствуют такие типы молодежи: подростки — до 18 лет, собственно молодежь — 18-24 лет и молодые взрослые — 25-29 лет.

В социологической классификации молодыми считаются те, кто еще не имеет полного статуса взрослых в общественной или личной сфере, однако и детьми их уже не назовешь, из-за чего их положение является в какой-то степени маргинализованным, неопределенным в обществе, что рождает множество проблем молодежного характера.

К. Манхейм очень тонко подметил эту характеристику молодежного возраста, отмечая, что «быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером».

На современном этапе развития общества понятие молодости несколько трансформировалось, что связано с учетом некоторых социально-психологических характеристик помимо биологических, вследствие чего в ряде нормативных документов России на законодательном уровне период молодости продлен до 35 лет (например, при определении понятия «молодая семья»).

Молодежные проблемы невозможно рассматривать в отрыве от общественных и глобальных мировых процессов, поскольку молодежь не является саморазвивающейся системой и включена во все многообразие структур и отношений общества, будучи его неотъемлемой частью.

Предметная область социологического исследования молодежи достаточно широка:

  • общие социально-групповые характеристики молодежи — границ и структуры ее как группы, основные тенденции динамики, социально-демографические показатели;

  • основные качественные параметры существования молодежи в обществе — условия и особенности прохождения процесса социализации;

  • специфика образа жизни и моделей поведения молодых людей в зависимости от их принадлежности к различным социальным стратам;

  • реальные статусные позиции и социальные роли молодежи в структуре общества;

  • характер и направленность социальной мобильности;

  • особенности и динамика изменений ценностных ориентаций и поведенческих мотиваций молодых, в том числе в контексте межгенерационного взаимодействия;

  • возможности самореализации молодежи применительно к конкретным социокультурным и политико-экономическим условиям.

Современная молодежь, реализуя свои основные функции как социальной группы — воспроизводственную и инновационную, становится субъектом общественного производства и общественной жизни, обеспечивая тем самым и собственное развитие, и развитие общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, я разобрала данные мне вопросы и, изучив их, оформила в виде контрольной работы


Информация о работе Социальный прогресс, его содержание