Социальный статус личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Личность как социальное существо фактически начинается с поиска ответов на вопросы: кто я в мире людей? кем хочу стать? что ждет меня на этом пути? Ответы на подобные вопросы обуславливают понимание человеком смысла своего бытия, его самосознание как субъекта общественных процессов, проблем и коллизий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I Личность
1.1 Понятие личности…………………………………………………………4
1.2 Социальный статус личности. Его структура…………………………...4
1.3 Типы личности…………………………………………………………….5
Глава II. Социальный статус
2.1 Понятие социального статуса………………………..……………………7
2.2 Типы статусов. Их характеристика и различия…………………………8
2.3 Предписанные статусы и роли…………………………………………..12
2.4 Достигаемые статусы и роли…………………………………………….14
2.5 Влияние самооценки на социальный статус личности
2.6 Другие статусы……………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………..20
Список использованной литературы…………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

иналова Х соц.статус личности.docx

— 49.46 Кб (Скачать файл)

Профессию водителя или инженера человек приобретает благодаря  собственным усилиям, подготовке и  свободному выбору. Статус чемпиона мира, доктора наук или рок-звезды он приобретает  также благодаря собственным  усилиям, огромному труду.

     Достигаемый статус требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий. Статус мужа является достигаемым: чтобы его получить мужчина принимает решение, делает официальное предложение своей невесте и совершает массу других действий.

К достигаемому статусу относятся  позиции, которые люди занимают благодаря  своим стараниям или заслугам. «Аспирант» – статус, которого выпускники вуза добиваются, конкурируя с другими  и проявляя выдающиеся успехи в учебе

Чем динамичнее общество, тем  больше в его социальной структуре  ячеек, рассчитанных на достигаемые  статусы. Чем больше в обществе достигаемых  статусов, тем оно демократичнее.

Статусы также могут быть формализованными или неформализованными, что зависит от того, в рамках формализованных или неформализованных  социальных институтов и более широко – социальных взаимодействий –  выполняется та или иная функция (например, статусы директора завода и лидера компании близких товарищей).

     Социальный статус - это соотносительное положение индивида или группы в социальной системе. Понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку.

Социальный статус в значении нормы и общественного идеала обладает большими потенциальными возможностями  при решении задач социализации личности, поскольку ориентация на достижение более высокого социального  статуса стимулирует социальную активность.

     Если собственный социальный статус понимается человеком неверно, то он ориентируется на чужие образцы поведения. Существуют две крайности в оценке личностью своего социального статуса. Низкая статусная самооценка связана со слабой сопротивляемостью внешнему влиянию. Такие люди не уверены в себе, чаще подвержены пессимистическим настроениям. Высокая самооценка чаще связана с активностью, предприимчивостью, уверенностью в своих силах, жизненным оптимизмом. Исходя из этого, есть смысл ввести понятие статусной самооценки, как сущностной черты личности, несводимой к отдельным функциям и действиям человека.

Личный статус – положение, которое человек занимает в малой (или первичной) группе, в зависимости  от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

Социальный статус играет главенствующую роль среди незнакомых, а личный – среди знакомых людей. Знакомые составляют первичную, малую группу. Представляясь незнакомым людям, особенно сотрудникам какой-либо организации, учреждения, предприятия, мы называем обычно место работы, социальное положение и возраст. Для знакомых людей важны не эти характеристики, а наши личные качества, то есть, неформальный авторитет.

      Каждый из нас обладает набором социальных и личных статусов, поскольку мы причастны ко многим большим и малым группам. К последним относятся семья, круг родственников и знакомых, школьный класс, студенческая группа, клуб по интересам и т. п. В них человек может иметь высокий, средний или низкий статус, то есть, быть лидером, независимым, аутсайдером. Социальный и личный статусы могут совпадать и не совпадать.

Смешанный статус. Иногда очень  трудно определить к какому типу относится  тот или иной статус. Например, статус безработного не является такой позицией, к которой стремится большинство  людей. Напротив, его избегают. Безработным  чаще всего человек оказывается  помимо своей воли и желания. Причиной служат не зависящие от него факторы: экономический кризис, массовые сокращения, разорение фирмы и др. Такие  процессы не находятся под контролем  отдельного человека. В его власти предпринимать усилия в поисках работы или не делать этого, смирившись с ситуацией.

Политические потрясения, государственные перевороты, социальные революции, войны могут изменить (либо даже отменить) некоторые статусы  огромных масс людей помимо их воли и желания. После октябрьской  революции 1917 года бывшие дворяне превратились в эмигрантов, остались или стали  чиновниками, инженерами, рабочими, учителями, потеряв исчезнувший из социальной структуры приписываемый статус дворянина.

Резкие изменения могут  происходить и на индивидуальном уровне. Если в 30 лет человек стал инвалидом, его социально-экономическое  положение существенно изменилось: если раньше он самостоятельно зарабатывал  себе на хлеб, то теперь он полностью зависит от помощи государства. Достигаемым статусом назвать его трудно, поскольку по собственной воле никто не желает стать инвалидом. Его можно было бы считать приписываемым, но 30-летний калека не является инвалидом от рождения.

     Звание академика сначала является достигаемым статусом, но позже оно превращается в приписываемый, так как считается пожизненным, хотя и ненаследуемым. Описанные выше случаи можно отнести к смешанным статусам. Человек, получивший степень доктора наук, не может передать её своему сыну, однако тот может пользоваться определенными преимуществами, если решит продвигаться по научной стезе. Если на занятие той или иной должности накладываются социально-демографические ограничения, то она тем самым перестает выступать в качестве. Выделяют также формальные и неформальные статусы, основные и эпизодические, независимые и зависимые статусы.[7]

 

2.3. Предписанные статусы и роли.

Предписанный статус — тот статус, который человек получает "автоматически" при рождении или по прошествии времени. К этому типу относятся статусы, связанные с полом, национальностью, расой, входящие в системы кровного родства и аристократических титулов. Пример — женщина, американка, европеоид, брат, герцог, пасынок

        Так  как общество представляет собой  сложное образование, его институты  функционируют эффективно только  в том случае, если люди исполняют  ежедневно огромное число обязанностей, строго обозначенных внутригрупповыми  и межгрупповыми отношениями.  Простейший путь достижения согласованного  исполнения обязанностей – разделение  всех видов деятельности на  множество предписанных ролей  и обучение каждой личности  с момента ее рождения заранее  определенному набору ролей. После  первого ролевого обучения, которое  начинается в соответствии с  некоторыми критериями, известными  как «путь достижения успеха».  Пол и возраст универсально  используются как основа для  ролевого предписания. Раса, национальность, классовая и религиозная принадлежности  также используются во многих  обществах в качестве основы  для предписанных ролей.

Хотя ролевое обучение бывает чаще всего бессознательным, оно не делается от этого менее  реальным. Не случайно уже с детства  главная и большая часть процессов  социализации личности состоит в  обучении различным видам социальных действий, как мужчин, так и женщин. Опыт показывает, что многолетнее  раздельное обучение мальчиков и  девочек приводит к тому, что в  зрелости они имеют различные  способности, чувства и предпочтения.

Большинство функций могут  достаточно хорошо выполняться как  женщинами, так и мужчинами, если они социализированы для принятия свойственных им задач.

     Определение мужских и женских ролей субъективно и зависит от конкретного места и времени. Каждое общество имеет обычаи, традиции и нормы, относящиеся к исполнению мужских и женских ролей. Индивиды могут позволить себе обходить некоторые элементы этих традиций и обычаев, но они рискуют при этом быть отчужденными от общества до тех пор, пока не станут исполнять эти роли в соответствии с их полом.

Роли мужчины и женщины  в обществе со временем изменяются. Женщины, например, стали активно втягиваться в процесс производства и имеют статусы, которые ранее считались мужскими.

     Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющемуся возрасту и возрастным статусам – извечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям.

В нашем обществе особенно заметна неудачная социализация при подготовке к юности и старости. У нас в отличие от примитивных  обществ нет четко определенных возрастных статусов, за исключением  совершеннолетия, которое наступает  в 18 лет. Неудивительно, что молодой  человек нередко пасует перед  трудным выбором, предпочитая оставаться зависимым от родителей или других родственников, что характерно для  более раннего возраста.[8]

      Старость во многих примитивных, или традиционных, обществах уважаема и почитаема в первую очередь потому, что в таких обществах люди в основном формируют свое поведение на основе древних и признанных обычаев и традиций, неформального контроля за соблюдением этих традиций. Однако в современном обществе, где древние традиции не играют столь значительной роли, старость причиняет одни неудобства. Быстро изменяющееся индустриальное общество очень редко рассматривает старых людей как источник мудрого руководства. Предписанной ролью пожилых людей стал уход от дел по мере ослабления их сил и способностей, а их основной функцией в последующей жизни оказывается только поддержание собственного существования. Поэтому переход к роли пожилого человека в современном обществе очень болезнен и сложен для каждого индивида.

Пол и возраст – это  только два примера из многих предписанных статусов. Все подобные статусы включают роли, которые могут успешно выполняться  только тогда, когда каждый из индивидов  социализируется к предписаниям, установленным в обществе относительно этих ролей.

2.4 Достигаемые статусы и роли.

Достигаемый статус — получаемый человеком благодаря своим собственным силам или удаче. Пример: муж, инженер, изобретатель, кочегар

     Социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как достигаемый статус. Если каждая личность имеет некоторое количество предписанных статусов, которые назначаются ей в группе или обществе без учета ее индивидуальных особенностей или предпочтений, то достигаемые статусы закрепляются с учетом способностей данной личности, ее исполнительности и, возможно, в результате везения.

В примитивных, т.е. традиционных, обществах статусы чаще всего  являются предписанными и, занятие  кем-то определенного социального  положения зависит от рождения. Мужчина, например, с рождения готовится быть охотником, рыболовом и воином. В  современных индустриальных обществах  имеется большая свобода в  занятии личностью того или иного  положения. Это во многом объясняется  тем, что для ее успешного функционирования нужна весьма значительная мобильность  трудовых ресурсов и потому происходит четко выраженная ориентация в основном на личностные качества индивидов, на изменение статусов в соответствии с их усилиями. Контроль общества за справедливостью при определении  статусов дает выигрыш в гибкости той социальной системе, которая  предоставляет возможность занимать значимое положение людям, проявляющим для этого наибольший талант. Платой будет неконкурентоспособность тех, кто не смог «найти себя» и не в состоянии приспособиться к новым ролям. Это выражается в увеличении числа лишних людей, не удовлетворенных существующим положением. Достигнутый индивидом статус требует от него осуществлять выбор не только сферы приложения труда, но и друзей, организаций, места обучения и места проживания. Такие действия индивида приводят к тому, что он получает статусы, которые не были определены заранее его родителями. В этом случае индивид встречается с ситуациями, значительно удаленными от опыта предков, что создает ему постоянные затруднения при принятии на себя новых ролей.

      Предписанные и достигаемые статусы принципиально различны, но, несмотря на это, они могут взаимодействовать и перекрещиваться. Основное социальное положение в обществе (социально-классовый статус) является предписанным (т.е. отражает статусы родителей) и частично достигаемым с помощью способностей и устремлений самого индивида. Во многих отношениях граница между предписанными и достигаемыми статусами чисто условна, но концептуальное их разделение весьма полезно для изучения этих социальных феноменов.

Идеал общества, в котором  большинство статусов являются достигаемыми, - стремление к тому, чтобы люди занимали положение в соответствии со своими способностями. Это не только дает возможность  проявляться высоким талантам, но и исключает возможность оправдывать  недостатки.

      В обществе, где большинство статусов предписываются, индивид не может ожидать улучшения своего положения. Те у кого, низкое вознаграждение или невысокий престиж, не чувствуют своей вины в том, что они имеют низкий статус. Каждый из них считает свою роль и свой статус правильными, а сложившееся положение вещей справедливым. Такой индивид не сопоставляет свое положение с положением других. Он свободен от чувства ненадежности, амбициозного недовольства или страха потерять свой статус. Это происходит потому, что социализация индивида не связана с ожиданием изменения статуса; он только обучается и принимает предписанные роли. Вместе с тем трудно согласиться с низким статусом в том случае, если наследственные барьеры убираются и открываются возможности для проявления всех своих способностей. Если приобретение статусов происходит на основе соревнования и доступ к соответствующему обучению открыт для каждого, тогда причиной низкого статуса может быть только неспособность и некомпетентность. Однако даже в этом случае посредственность находит возможность для достижения высокого статуса, используя преимущественные права, групповые квоты, льготы и т.д.

Достигаемый статус максимально  обеспечивает исполнение ролей на базе индивидуальных способностей. Роли, его  сопровождающие, как правило, трудны для обучения и часто конфликтны. С существующими ныне достигаемыми статусами, вероятно, связаны как эффективное использование человеческого потенциала, так и величайшая угроза индивидуальному духовному миру личности в случае неудачной ее социализации к достигаемы ролям.

2.5 Влияние самооценки на социальный статус личности

Самооценка относится  к центральным образованиям личности, ее ядру. Самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.

Информация о работе Социальный статус личности