Социальный статус личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Личность как социальное существо фактически начинается с поиска ответов на вопросы: кто я в мире людей? кем хочу стать? что ждет меня на этом пути? Ответы на подобные вопросы обуславливают понимание человеком смысла своего бытия, его самосознание как субъекта общественных процессов, проблем и коллизий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I Личность
1.1 Понятие личности…………………………………………………………4
1.2 Социальный статус личности. Его структура…………………………...4
1.3 Типы личности…………………………………………………………….5
Глава II. Социальный статус
2.1 Понятие социального статуса………………………..……………………7
2.2 Типы статусов. Их характеристика и различия…………………………8
2.3 Предписанные статусы и роли…………………………………………..12
2.4 Достигаемые статусы и роли…………………………………………….14
2.5 Влияние самооценки на социальный статус личности
2.6 Другие статусы……………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………..20
Список использованной литературы…………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

иналова Х соц.статус личности.docx

— 49.46 Кб (Скачать файл)

Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре  личности самооценке принадлежит особо  важное место.

     Развивается самооценка путем постепенного погружения (интериоризации) внешних оценок, выражающих семейные требования, в требования человека к самому себе. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции. Личность человека формируется там, где он общается и может проявить себя через отношение к окружающему миру. Процесс, в результате которого человек привыкает действовать в определенной социальной среде и в соответствии с нормами данного общества, имеет много аспектов и продолжается всю жизнь. В качестве основных институтов социализации прежде всего выступает семья и школа, затем выделяют ближайшее социальное окружение, далее - многочисленные так называемые малые группы, трудовые коллективы, где формируются профессиональные роли. Через эти каналы личность включается в целостную социальную систему путем освоения идеологических и культурных ценностей общества. Значимым этапом в процессе социализации является общение. Взвесить же личностные особенности партнера по общению можно только на базе самооценки, так как она подразумевает оценку себя, своей деятельности, своего положения в группе и своего отношения к другим членам группы. Задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения не может быть успешно решена без решения более широкой задачи личностного самоопределения, которая включает в себя построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее. Важно подчеркнуть проблему самоосознания собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других, формирование устойчивой самооценки и ее более широкого конструкта - Я-концепции. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда (семья, школа, все группы, в которые включена личность) оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Влияние семьи сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем.

       С возрастом все ведущим мотивом выступает желание утвердится в коллективе, завоевать авторитет уважение и внимание. При этом те, кто ценит себя высоко, предъявляют высокие требования и в общении, стараясь им соответствовать. Самооценка играет очень важную роль в организации управления своим поведением, без нее трудно самоопределиться в жизни. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). Люди с низкой самооценкой не уверены в себе, у них слабо развито чувство собственного достоинства, возникают трудности при общении с другими людьми, для них характерны весьма скромные цели и неуверенность в возможности их достижения.

      Человек же с высокой самооценкой независим, самостоятелен и убеждены в успехе любого порученного им дела. Эта вера в себя помогает им придерживаться своего мнения, позволяет в спорных ситуациях отстаивать свои взгляды и суждения, делает их восприимчивыми к новым идеям.

Уверенность в себе, наряду с ощущением собственной значимости, рождает убеждённость в своей  правоте и смелость в выражении  убеждений. Эта установка и соответствующие  ожидания обеспечивают им не только более  независимый статус в социальных отношениях, но и немалый творческий потенциал, способность к энергичным и позитивным социальным действиям. В групповых дискуссиях они обычно занимают активную позицию, не испытывают особых затруднений, сближаясь с  новыми людьми.

      Многое из того, что делает человек или отказывается делать, зависит от уровня собственного достоинства человека. Низкая самооценка может быть и причиной и следствием одиночества. Они склонны относить неудачи в общении за счёт внутренних, самообвиняющих факторов. Низкая самооценка влияет на социальное поведение людей, они в большей мере испытывают социальную неуверенность и менее предрасположены к риску в социальных вопросах, а поэтому и менее склонны к установлению новых взаимоотношений или углублению существующих. Люди, осознающие собственную значимость, как правило, распространяют вокруг себя ореол удовлетворённости. Они менее зависимы от поддержки и одобрения окружающих, поскольку научились сами себя стимулировать. Такие люди своей предприимчивостью и инициативой заставляют вращаться социальный механизм, и соответственно им достаётся большая доля предоставляемых обществом благ.

2.6   Другие статусы.

Из множества статусов, которые занимает человек, прежде всего  необходимо определить главный статус . Это является довольно сложной задачей, но именно главный статус прежде всего определяет и, что не менее важно, самоопределяет человека социально («кто я такой? чего достиг?»).

    Главный статус – статус, определяющий положение личности в общественной иерархии. Чаще всего главный статус человека обусловлен его работой. Когда речь идет о незнакомом человеке, мы прежде всего спрашиваем: «Чем занимается этот человек, как он зарабатывает на жизнь?». Ответ на этот вопрос многое говорит о нем. К главным статусам относят статус бывшего заключенного, чемпиона Олимпийских игр, проститутки и др. (Цит.  по Н.Смелзеру).

Безусловно, в большинстве  случаев особое значение имеет статус личности, связанный с работой, профессией, немалое значение может иметь  имущественное положение. Однако в  условиях неформальной компании друзей эти признаки могут иметь второстепенное значение – здесь решающую роль могут играть культурный уровень, общительность.

     Следовательно, следует отличать основную, общую иерархию статусов личности в большинстве ситуаций в данном обществе, и специфическую, использующуюся в особых условиях, для особых людей.

Наличие специфической иерархии может привести к серьезным коллизиям. не всегда статус человека, определяемый обществом как главный для данного человека, совпадает со статусом, который, ориентируясь на общепринятую иерархию, считает главным сам человек. Такое неадекватное понимание своего места в обществе может иметь драматические последствия для человека, порождая внутренние и внешние конфликты, противоречия.

     Кроме главного статуса, связанного прежде всего с профессией, работой (точнее, ее престижем), допустимо говорить об обобщенном статусе, иначе называемом индексом социальной позиции, значение которого помогает произвести целостную оценку социальной позиции как своей, так и других в системе социальных координат.

Зачастую имущественное  положение образованного человека, избранного на высокий политический пост, неизмеримо ниже имущественного положения тех, кто достаточно быстро сделал большие деньги, занимаясь  экономическими аферами, сделками и  т.д.

Как отметил М. Вебер, если бы общество ранжировало позиции  чисто рыночно-целерационально, то материально-имущественное преимущество любого человека (в том числе ассенизатора) вызвало бы к нему огромное уважение. Но речь идет о социальных (а не экономических) законах, которые учитывают гораздо более сложный и многообразный комплекс статусных условий.

      Индекс социальной позиции в какой-то мере позволяет более многосторонне, комплексно оценивать социальную позицию. Этот индекс включает в себя три-четыре основных признака: престиж профессии, уровень дохода и уровень образования (зачастую – наличие властных полномочий, привилегий).

 

 

 

Заключение.

Социальная роль и социальный статус являются очень близкими и  почти синонимичными понятиями. Разница между ними сводится к  тому, в каком контексте они  используются. Если термин «роль» применяется  главным образом к тому, как  ведёт себя человек, то есть к его  поведению, то термин «статус» соотносится  с социальной системой и тем положением, которое занимает в ней человек.

Однако, несмотря на то что  поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения.

Социализация – это  трудный и долгий процесс становления  личности, постепенное усвоение ею требований общества: определенной системы  знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, необходимых для успешного  функционирования личности в данном обществе. Механизм социализации человека состоит из принятия решений, целеобразования, мобилизации внутренних ресурсов, построения различных стратегий поведения. Институты социализации, воздействуя на личность, как бы сталкиваются с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности посредством традиций, обычаев, привычек, образа жизни. От того, какой будет та равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит конкретный результат социализации. Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, т.е. обретении ею интегрального социального статуса.

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер С. Б. Социологический словарь. - М., 1999.

2. Кравченко А.И. Социология. Учебник. – М.: ПБОЮЛ Григорян  А.Ф., 2001

3. Майерс Д. Социальная  психология. СП б.: Питер,1997

4. Общая социология: Учебное  пособие/ Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2002

5. Петровский А.В., М.Г.  Ярошевский. Психология: Словарь. М.:Политиздат,1990.

6. Фролов С.С. Социология: Учебник. – 3-е изд., доп. –  М.: Гардарики, 2000

7.  А.Г. Эфендиев. Основы социологии: Курс лекций. М.: Об-во "Знание" 1994 <</div>

8. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. – М., 1988.

9. Комаров М.С. Введение в социологию. - М.,1994.

10. Кравченко А.И. Основы социологии. Учебное пособие. – М. 1999.

11. Основы социологии. Курс лекций (под ред. Эфендиева А.Г. - М., 1994.

12. Пономарев Н.А. Социология. - СПб, 1996.

13. Социология. Учебное пособие (под ред. Курбатова. – Ростов-на-Дону. 1998.

14. Социология. Учебное пособие под ред. Э.В. Тадевосяна. - М., 1995.

 


Информация о работе Социальный статус личности