Социокультурный процесс и его динамика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 19:48, реферат

Краткое описание

Общество, создавая искусственную природу, одновременно формирует и людей, способных потреблять зашифрованную в ней культуру. Так культура общества выявляет свою двойственную природу. С одной стороны, она - окаменевшие накопленные формы деятельности, закрепленные в предметах, с другой стороны - мысленные формы деятельности, закрепленные в сознании людей (живая культура). Живая культура общества возникает из единства предметного и мыслимого компонентов. Материальные и духовные, объективные и субъективные составляющие культуры одного общества могут не совпадать с элементами культуры других народов или эпох. Каждое общество создает свои "культурные предметы" и своих "культурных индивидов". Из суммы этих полюсов и возникают конкретно-исторические типы культур.

Содержание

1.Введение
2.Понятие и сущность культуры, как социального явления
3.Виды культуры и их особенности
4.Структура культуры
5.Культура – фактор социальных изменений
6.Социальные функции культуры
7.Компоненты и формы проявления культуры
8.Социокультурный процесс и его динамика
9.Заключение
10.Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Культура как феномен соц изменений.docx

— 44.58 Кб (Скачать файл)

План.

1.Введение

2.Понятие и сущность культуры, как социального явления

3.Виды культуры и их особенности

4.Структура культуры

5.Культура – фактор социальных изменений

6.Социальные функции культуры

7.Компоненты и формы проявления культуры

8.Социокультурный процесс и его динамика

9.Заключение

10.Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Человек – это единственный из живых существ во всем мире, обитающий  как бы в двух мирах одновременно. С одной стороны, он – это природное  тело, подчиненное всем физическим, химическим и биологическим законам  и вне природного мира его существование  немыслимо. Эта жизнь, увы, коротка и ограничена во времени и в пространстве. Hо, с другой стороны, человек живет и в мире неприродном, сверхчувственном, созданном им самим - в мире культуры. Этот мир свободен от оков времен и расстояний.

Культура не просто формирует  и реализует сущностные силы человека, но реализует их в диалоге, в обмене информацией, эмоциями, знаниями. Освоение и развитие социального опыта  невозможно вне общения. Культура возникает  вместе с людьми и вместе с ними претерпевает исторические изменения. Первый, еще самый тонкий пласт  культуры - зарождение языка и речи послужил той разграничительной  линией, которая отделила мир животных от мира людей, мир биологический - от мира социального.

Общество, создавая искусственную  природу, одновременно формирует и  людей, способных потреблять зашифрованную  в ней культуру. Так культура общества выявляет свою двойственную природу. С  одной стороны, она - окаменевшие  накопленные формы деятельности, закрепленные в предметах, с другой стороны - мысленные формы деятельности, закрепленные в сознании людей (живая  культура). Живая культура общества возникает из единства предметного  и мыслимого компонентов. Материальные и духовные, объективные и субъективные составляющие культуры одного общества могут не совпадать с элементами культуры других народов или эпох. Каждое общество создает свои "культурные предметы" и своих "культурных индивидов". Из суммы этих полюсов  и возникают конкретно-исторические типы культур.

Как видим, культура - это  сложное и многоплановое явление, которое отнюдь не сводится только к этике поведения, искусству  или гуманитарным знаниям. Созданная  человеком и потому неприродная, она включает в себя и отношение  к природе (культура экологическая), и отношение к себе самому как  к природному телу (культура физическая) и отношение к себе же, но как  к явлению социальному (культура экономическая и политическая).

 

Понятие и сущность культуры, как социального явления

В повседневной жизни понятие  о культуре возникает, когда говорят  об обычной воспитанности и бытовой  этике. При этом такое понятие  ограничивается только рамками культуры поведения. Такого понятия для понимания  культуры, для выявления ее сущности недостаточно. Так, в 1964 году американские исследователи А. Кребер и К. Клакхон собрали около 257 определений культуры и сделали более 100 попыток определить это понятие описательно. С тех пор эти цифры только росли. Недостатка в определениях нет и в отечественной социологии и культурологии. Уже одно это ясно свидетельствует о том, сколь сложен данный социальный феномен - культура.

Чтобы понять сущность культуры, как социального явления, необходимо, прежде всего, рассмотреть некоторые  определения культуры.

Мир человека - это мир  культуры. В своем первоначальном значении культура («возделанное») противостоит «натуре» - природному и означает то, что отличает человека от природы, отличает мир искусственный от мира естественного. Это мир, от начала и до конца создаваемый  самим человеком, и он противостоит и миру природному, и миру божественному, существующему помимо человека. В  этом же предельно широком смысле культура включает в себя все накопленные  людьми материальные и духовные ценности и способы их приумножения. Другими  словами, культура есть «концентрированный опыт предшествующих поколений, дающий возможность каждому индивиду усвоить  этот опыт и участвовать в его умножении».

Итак, можно утверждать, что  культура - это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Опыт же представляет собой закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации; программу, принятую в качестве образца  при решении всевозможных возникающих  задач. Иными словами, культуру можно  рассматривать, как определенный набор  стереотипов, определяющий и тем  самым ограничивающий человеку возможность  действовать в любых условиях.

Любой исторический тип культуры представляет неразрывное единство двух составляющих - актуальной культуры и культуры накопленной, или культурной памяти. Под актуальной культурой  понимается та часть культуры, которая  непосредственно функционирует  в данном обществе и выражается в  повседневных проявлениях - культуре труда, быта, поведения. Культурная память - это  определенная культурная деятельность, которая непосредственно не участвует  в воспроизводстве общественной жизни. Это как бы отложенные, но не стертые прогрессом старые знания и умения, лежащие в основе современного уровня развития и при необходимости, извлекаемые из забытья. Так, спички выступают сегодня элементом  актуальной культуры, в то время  как получение огня при помощи трения относится к сфере культурной памяти. При необходимости мы способны заняться трением палочек, но лишь при  том условии, что наши спички безнадежно отсырели.

На все встающие перед  ним вопросы человек ищет ответ  в усвоенной им культуре. Последняя же предлагает ему выбор - актуальный или накопленный опыт. Выбрать что-то третье невозможно, ибо нельзя выбрать то, чего нет или что еще неизвестно. Когда социальные катаклизмы сотрясают общество и жизнь человека становится невыносимой, а актуальная культура ни в экономике, ни в политике, ни в идеологии не дает ответа на животрепещущие вопросы, человек начинает искать ответ за ее пределами. И здесь иного, чем накопленный опыт, чем традиция, культура ему не дает. Люди ищут ответ в прошлом, потому что больше им искать негде. Отдельный человек - мыслитель, гений - способен подняться над ограниченностью культуры и увидеть новые горизонты развития. Масса же всегда исповедует принцип «Новое - это хорошо забытое старое». Таков парадокс культуры.

Но такую особенность  культуры нельзя и недооценивать. В  противном случае любой возврат  к традициям обернется своей  худшей стороной - традиционализмом. Последний  же, как справедливо отмечает Г.С. Батищев, «по своей сути не способен самокритично учиться у своей  традиции, что потребовало бы раскрыть и развернуть все многообразие и  сложность, всю антиномичность присущего ей одновременно и положительного, и отрицательного культурно-исторического опыта былого при столь же непредубежденной готовности творчески обновляюще продлить жизнь традиции».

Биологическая единица вида Homo sapiens становится человеком по мере приобщения к культуре. Примеры настоящих, а не сказочных «Маугли» трагичны тем, что выпавший из культурной среды человеческий детеныш уже никогда не мог вернуться в мир людей, овладеть речью и навыками общения. Культура вбирается новорожденным из общения с людской средой, благодаря этому, усваиваются навыки контактов с себе подобными, действий с предметами, форм выражения эмоций, умения говорить. Следовательно, культура - это человеческое в людях, это степень, мера формирования, развития и реализации социальных сил человека в его многообразной общественной деятельности. Культура отличает человека от всех остальных живых существ, она охватывает все, что создается людьми, признается и усваивается обществом. Именно культура организует человеческую жизнь, рождает чувство единства, идентичности членов общества, принадлежности к одному сообществу. Она осуществляет в жизни людей ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

Так, пожалуй, и можно сформулировать общее определение культуры. Культура - это совокупность всего того, что  делает человека человеком.

Для организованного и  институционализированного общества характерна упорядоченность социальных связей и взаимодействий, обусловленная наличием в нем неких культуротворческих сил, направляющих жизнь общества по организованному, а не хаотическому пути развития. К ним можно отнести верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта.

 

Виды культуры и их особенности

Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности  и потому необычайно разнообразна в  своих конкретных проявлениях. Следует  отметить, что одни исследователи  связывают культуру с информацией  и знаковыми системами, в которых  она закодирована. У других она  предстает, как уникальная технология человеческой деятельности. Третьи видят  в ней внебиологическую систему адаптации человека. Четвертые - степень свободы в человеческой деятельности. Наконец, всем чуть ли не со школьной скамьи известно понимание культуры, как совокупности созданных человеком материальных и духовных ценностей и норм, закрепленных в практической деятельности людей, а также и как сама эта деятельность.

Такое многообразие определений  не случайно. Универсальность родового понятия (культура) проявляется и  в каждом из его видов. Поэтому, о  каком бы виде (или аспекте) культуры ни шла речь, предварительно необходимо четко определить ракурс рассмотрения. В соответствии с этим, классификацию  видов культур проводят по некоторым признакам:

1.Сообразно видам человеческой деятельности - анализу подлежат содержание, сущность, структура, исторические типы, виды взаимосвязи и взаимовлияния:

а) культуры труда и культуры досуга;

б) культуры экономической  и культуры политической;

в) культуры эстетической и  культуры нравственной;

г) иных видов культур, связанных со спецификой проявлений тех или иных видов деятельности.

2.По сферам жизнедеятельности человека:

а) культура семьи и культура производственного коллектива;

б) культура города и культура села и т.д.

Здесь явно выражена своя специфика: национальная, территориальная, историческая. Выявляются конкретный культурный уровень, его критерии, факторы, на него влияющие; определяются возможности приобщения к культурной деятельности; на эмпирическом материале изучаются различные  виды общностей, в среде которых  осуществляется культурная деятельность индивидов. При этом названный второй подход к делению культуры по ее видам не исключает первый, а дополняет  и как бы накладывается на него.

3.По наличию определенных социальных общностей - осмыслению и описанию подлежит культура рабочих и колхозников, фермеров и предпринимателей, городской и сельской интеллигенции. В зависимости от социальных условий определяется характер культурной деятельности, уровень культурных запросов и возможности для их удовлетворения и развития.

4.Сообразно профессиональным общностям - исследованию подвергаются культура, культурный уровень и культурная деятельность учащихся и студентов, врачей и учителей, инженеров и техников и т.д.

5.По социально-демографическим параметрам - ученые, занявшие такую позицию, исследуют и сопоставляют, культуру молодежи и культуру людей взрослого возраста, культуру мужчин и культуру женщин и т.д.

6.Происхождение культуры, ее генезис - этот аспект позволяет вести речь о культуре народной и профессиональной, их специфике и зависимости, закономерностях исторического формирования и развития.

7.По степени общности логично и целесообразно выделяется общая культура, характерная для всего общества, и культура профессиональная, присущая лишь людям данного рода занятий (профессии, специальности).

Разумеется, перечисленные  варианты деления культуры по видам, при всем различии исходных оснований, не только не исключают, но значительно  дополняют и конкретизируют друг друга. Графически данные виды культуры можно было бы выразить в виде «ромашки»  из семи частично накладывающихся друг на друга окружностей, где совпадающий центр выражает основную сущность культуры, а несовпадающие секторы «лепестков этой «ромашки» – характеризуют ее специфику на уровне конкретных явлений.

 

Структура культуры

Культура представляет собой  сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Как система, она может быть структурирована  по различным основаниям.

По носителю культура делится  на культуру общечеловеческую (или  мировую), национальную, культуру социальной группы (классовую, сословную, профессиональную, молодежную (ибо понятно, что культура дворянская весьма отличалась от культуры буржуазной, а культура молодежная - от культуры тех, кому далеко за пятьдесят), территориальную культуру (одно дело - культура городская и иное - сельская), культуру малой группы (формальной или неформальной) и культуру отдельного человека.

По источникам формирования следует разделить культуру народную и профессиональную. Народная культура ярче всего представлена фольклором, хотя не исчерпывается им. Она не имеет явного и определенного  автора (потому и говорится о «народной  этике», «народных инструментах», «народной  медицине», «народной педагогике»  и т.д.) и передается из поколения  в поколение, постоянно дополняясь, обогащаясь и модифицируясь. Следует  отметить, что в прошлом народная культура противопоставлялась культуре профессиональной как нечто «второсортное» и недостойное внимания образованного  человека. Интерес к ней появился лишь с эпохи нового времени.

Информация о работе Социокультурный процесс и его динамика