Социокультурный процесс и его динамика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 19:48, реферат

Краткое описание

Общество, создавая искусственную природу, одновременно формирует и людей, способных потреблять зашифрованную в ней культуру. Так культура общества выявляет свою двойственную природу. С одной стороны, она - окаменевшие накопленные формы деятельности, закрепленные в предметах, с другой стороны - мысленные формы деятельности, закрепленные в сознании людей (живая культура). Живая культура общества возникает из единства предметного и мыслимого компонентов. Материальные и духовные, объективные и субъективные составляющие культуры одного общества могут не совпадать с элементами культуры других народов или эпох. Каждое общество создает свои "культурные предметы" и своих "культурных индивидов". Из суммы этих полюсов и возникают конкретно-исторические типы культур.

Содержание

1.Введение
2.Понятие и сущность культуры, как социального явления
3.Виды культуры и их особенности
4.Структура культуры
5.Культура – фактор социальных изменений
6.Социальные функции культуры
7.Компоненты и формы проявления культуры
8.Социокультурный процесс и его динамика
9.Заключение
10.Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Культура как феномен соц изменений.docx

— 44.58 Кб (Скачать файл)

В отличие от обычая норма  охватывает не весь отрезок деятельности, а какой-то ее принцип, параметр, что  составляет определенную меру вариативности  поведения. Функция нормы состоит  в том, чтобы исключить влияние  случайных, чисто субъективных мотивов  и обстоятельств, психологических  состояний, обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность и общепонятность поведения. Норма формирует ожидаемое  поведение, понятное окружающим людям. Содержательная сторона норм определяется целями той конкретной сферы деятельности, к которой они относятся. При  этом различные виды деятельности нормированы  не в одинаковой степени, а содержание и способы нормирования различны в разных культурах.

Нормы целесообразно классифицировать согласно Т. Парсонсу:

1.Нормы, поддерживающие порядок в отношениях, как в обществе в целом, так и в составляющих его группах.

2.Экономические нормы, дающие приемлемые критерии хозяйственной деятельности, целесообразности и профессионализма, эффективности.

3.Политические нормы, фиксирующие обязанность поддерживать общие принципы политической системы своей страны, вести политическую борьбу по правилам, соблюдая законы и конституцию.

4.Культурные нормы, поддерживающие устойчивые принципы коммуникации, взаимодействия между индивидами и различными группами.

Действенность норм не абсолютна, так как все они нарушаются. Нарушение норм - это предмет нравственных отклонений, аномалии, противоправное отклоняющееся поведение или  сфера преступных действий. Каждое общество выполняет разносторонние формы контроля и имеет институты, которые должны соблюдать нормы  и вести борьбу против их нарушения. И все же значение всяких норм условно  и зависит от их функциональности, от состояния самого общества. Изменение  деятельности требует изменения  прежних норм или введения новых. Именно социологический анализ, учитывающий  назревшую необходимость и функциональную целесообразность утверждаемой нормы, и исторически сложившуюся систему  социокультурной регуляции, в которую  она вводится, помогает выявить ограниченность и противоречивость указного введения норм и те трудности, с которыми новая  мера столкнется в социальной жизни. Возможности усвоения новых норм обусловлены типом культуры, историческими  обстоятельствами, социальной структурой, наличными коммуникациями. Чем сложнее  общество, тем более дифференцированной должна быть нормативная система, тем  необходимее и определеннее органы, которые поддерживают и регулируют эту систему.

Нормативная сфера располагает  своим набором средств для того, чтобы ограничить нарушения, воспрепятствовать им в наиболее важных сферах социальной жизни. Конечно, важнейшим фактором регуляции нормативности являются общественная мораль и право. Но в культурной сфере важным средством налаживания нормативности являются ценности, которые подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели, которые имеют более высокое существование. Ценности помогают обществу и человеку определить хорошее и плохое, идеальное или избегаемое состояние, истину и заблуждение, красоту и безобразие, справедливое и несправедливое, допустимое и запретное, существенное и несущественное и т.д. Социологи дают следующую условно упорядоченную классификацию ценностей.

1.Витальные: жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, сила, выносливость, качество жизни, природная среда, практичность и т.д.

2.Социальные: социальное положение, богатство, работа, семья, терпимость, социальное равенство, профессионализм, независимость, т.п.

3.Политические: свобода слова, гражданские свободы, хороший правитель, законность, порядок, конституция, гражданский мир.

4.Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость.

5.Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Предание.

6.Эстетические: красота или эстетика безобразного, стиль, гармония, следование традиции или новизна, самобытность или подражание.

Таким образом, при социологическом  рассмотрении культуры ценности предстают  как подвижная и зависимая  сфера культурной регуляции, обусловленная  общей динамикой, вовлекающей в  свое движение то, что утверждалось бесспорным, нерушимым, однозначным, вечным и священным. В условиях социальных потрясений, простые человеческие нормы, и высокие ценности могут быть подвергнуты критике и отменены. Однако в устойчивых культурах вырабатываются свои способы преодоления противостояния разных ценностей без их взаимного  разрушительного столкновения.

 

Социокультурный процесс и его динамика

Благодаря тому, что культура воплощается в деятельности, объективируется  в вещественно-предметных и знаково-символических  формах, происходят определенная фиксация и структурирование исторического  опыта данного народа, общности, семьи. Культура, ее смыслы и значения, технология и навыки могут быть переданы другому человеку, другому поколению. Одна из черт культуры заключается в том, что она способна постоянно развиваться, изменяться и при этом сохранять свою особенность. Это свидетельствует о том, что социокультурный процесс (функционирование культуры, как социального явления) - это переплетение двух противоречивых тенденций: тенденции к сохранению, устойчивости и тенденции к развитию и изменениям.[15]

Тем самым культура выявляет еще один аспект социологического осмысления - как средство, метод формирования прошлым, накопленным опытом, традициями наших сегодняшних представлений  и более широко - нашей жизнедеятельности  в настоящем. Когда мы говорим  о культуре того или иного народа, мы всегда хотим понять его настоящее, приоткрыть завесу над его будущим, как бы заглядывая в прошлое. И  наоборот, когда мы называем человека малокультурным, мы подчеркиваем его  недостаточную степень усвоения им культуры, накопленной предыдущими  поколениями.

Подчеркивая преемственность, не стоит абсолютизировать устойчивость и неизменность культуры. Способность  к саморазвитию и изменчивости - это важнейший признак социокультурного процесса. Если в культуре народа развиты  традиции свободы творчества, проявления индивидуальности, то в этом случае сама культурная традиция как бы "подталкивает" людей к инновациям. Народ, в культуре которого мало развиты традиции, способствующие поиску, новаторству, обрекается на отставание и серьезные трудности. Каждый шаг развития социальной жизни ему будет даваться с большим трудом. Чрезмерный консерватизм культуры, недоверие к новому, неприятие социального риска блокируют инновации. Вместе с тем важно, чтобы в культуре традиции поддержки новаторства сочетались с разумным консерватизмом, приверженностью к стабильности, устойчивости, предсказуемости.

Существует несколько  источников, формирующих и поддерживающих изменения в культуре (социокультурная  динамика):

1.Инновация, как изобретение или выработка новых идей, образов, принципов действия, политических и социальных программ, нацеленных на изменение общественного бытия, выдвижение новых форм деятельности, организации общества, нового типа мышления или чувствования. Носителями новаторства могут выступать творческие личности (правители, деятели культуры, ученые) или новаторские группы, выдвигающие новые идеи, нормы и способы деятельности, отличные от тех, что приняты в данном обществе.

2.Обращение к культурному наследию (сумма всех культурных достижений общества, его исторический опыт) обладает для общества вневременной ценностью, т.к. к нему относятся различной давности достижения, которые сохраняют способность перехода к новым поколениям в новые эпохи. В культурном наследии сохраняется все то, что не было создано в духовной культуре общества, включая и то, что на время было отвергнуто и не привилось, но позднее может найти свое место в обществе. Важная функция культурного наследия - поддержание стабильности и постоянства общественной регуляции. Те элементы культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются длительное время, выделяются в состав самобытности. Самобытность включает традиционные механизмы (обычай, обряд) и более дифференцированные элементы: ценности, нормы.

3.Диффузия, как распространение культуры. Если традиция - это передача культуры через поколения и время, то диффузия - ее распространение в социальном или географическом пространстве. Распространение подразумевает и заимствование, как освоение тех или иных элементов культуры из одного общества в другое. В социальной антропологии этот процесс рассматривается как аккультурация, которой подвергаются индивиды, социальные группы, нации или страны. Она может носить прямой (влияние иммигрантов на принявшую их социальную среду) или же косвенный характер (воздействие средств массовой коммуникации, университеты, научные центры).

4.В качестве отдельного источника культурной динамики выделяют синтез (взаимодействие и соединение разнородных элементов), при котором возникает культурное явление или модель социокультурного устройства, отличающееся от составляющих компонентов и имеющее собственное содержание, форму. Синтез имеет место, если социокультурная система осваивает достижения иных обществ в сферах, которые недостаточно развиты в ней, но сохраняет исходную основу, позволяющую говорить о ее определенности, самобытности, целостности и устойчивости. Сегодня синтез становится важным источником преобразования социокультурной системы многих стран.

Функция культуры по передаче социального опыта осуществляется в процессе социализации личности, прежде всего ее воспитания и образования. Культура как внебиологическое, благоприобретенное не подчиняется в целом законам генетической наследственности. Ею можно овладеть лишь в ходе социального наследования. Поэтому когда речь идет об образовании и воспитании личности, то имеется в виду процесс формирования личности, прежде всего как носителя, восприемника и продолжателя культуры.

Механизмы социализации обеспечивают самовозобновляемость общества, духовное замещение одного поколения другим. При рождении человек застает определенный мир, не им созданный, но являющийся основой его жизнедеятельности. С помощью понятий, книг, средств информации человек учится жить, строить отношения с другими людьми, пользоваться материально-вещественными предметами, которые его окружают, наблюдая за поведением других (образцами, принятыми в обществе), и осуществляет собственную практическую деятельность, вырабатывая свой собственный опыт и делая собственным достоянием культуру семьи, общества, человечества.

 

Заключение

В заключение данной работы хотелось бы отметить, что культура - это духовный компонент человеческой деятельности, как составная часть  и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны  жизни человека. Это означает, что  культура вездесуща, но вместе с тем  в каждом конкретном виде деятельности она представляет лишь ее собственно духовную сторону — во всем разнообразии социально значимых проявлений.

В функциях культуры сокрыта  та роль, которую она играет в  жизни общества, как фактор социальных изменений. Человек формируется  лишь вследствие своего приобщения к  культуре, а потому человекотворческая функция может быть названа в качестве главной функции культуры. Из человекотворческой функции вытекают и ею определяются остальные функции.

Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности  и потому необычайно разнообразна в  своих конкретных проявлениях. Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены  и взаимосвязаны. Она раскрывает свое содержание через систему социальных норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе  морали и права, религии, в художественной сфере и науке.

Механизмы социализации, происходящие в культуре, обеспечивают самовозобновляемость общества, духовное замещение одного поколения другим. Так, при рождении человек застает определенный мир, не им созданный, но являющийся главной основой его будущей жизнедеятельности. С помощью понятий, книг, средств информации человек учится жить, строить отношения с другими людьми, пользоваться материально-вещественными предметами, которые его окружают, наблюдая за поведением других (образцами, принятыми в обществе), и осуществляет собственную практическую деятельность, вырабатывая свой собственный опыт и делая собственным достоянием культуру семьи, общества, человечества.

 

 

Список использованной литературы

1.Голубева, Г.А., Дмитриев А.В. Социология: учебное пособие

2.Кравченко, А.И. Социология: учебник для вузов

3.Общая социология: учебное пособие / под общей редакцией проф. Э.Г. Эфендиева

4.Филатова, О.Г. Социология культуры: конспект лекций

5. www.kazedu.kz

 

 

 

 


Информация о работе Социокультурный процесс и его динамика