Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 10:19, контрольная работа
Психологическое направление в русской социологии начало развиваться в конце XIX - начале XX века, являясь выражением общего для социальных наук того времени интереса к проблемам мотивации и механизмов человеческого поведения. Основной принцип, разделяемый всеми сторонниками этого направления, - стремление сводить общественные явления к психическим, искать ключ к объяснениям общественных явлений и процессов в психологии человека, групп и общностей.
Содержание
Введение
1. Понятие личности в социологии
2. Социальная структура и типы личности
3. Социальный статус и социальные роли
3.1. Социальный статус
3.2. Социальные роли
3.3. Ролевой набор
4. Социализация личности
4.1 Основные теории социализации
Заключение
Министерство образования и науки Российской федерации
федеральное государственное
бюджетное образовательное
« Санкт- Петербургский государственный торгово- экономический университет »
кафедра социологических наук
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: социология
тема: социологическая концепция личности
Выполнил :
студент 1 курса
заочного отделения
финансово-экономического факультета
группы 2211
№ -з зачетной книжки
подпись_____________________
Проверил:
Научный руководитель
Содержание
Введение
1. Понятие личности в социологии
2. Социальная структура и типы личности
3. Социальный статус и социальные роли
3.1. Социальный статус
3.2. Социальные роли
3.3. Ролевой набор
4. Социализация личности
4.1 Основные теории социализации
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Психологическое направление в русской социологии начало развиваться в конце XIX - начале XX века, являясь выражением общего для социальных наук того времени интереса к проблемам мотивации и механизмов человеческого поведения. Основной принцип, разделяемый всеми сторонниками этого направления, - стремление сводить общественные явления к психическим, искать ключ к объяснениям общественных явлений и процессов в психологии человека, групп и общностей.
Основную задачу социологии учёные видели в исследовании личности во всех ее проявлениях (биологических, психологических, социальных) и на этом основании - в установлении факторов, способствующих формированию ее социального облика и идеала. Все это они обозначали термином "борьба за индивидуальность". Всесторонний научный анализ проблем личности привел социологов к психологическому обоснованию социологии.
На формирование взглядов
учёных оказали влияние демократические идеи русских
мыслителей - революционных демократов
60-х годов. Из основателей позитивизма
особенно известен Г. Спенсер с его концепцией
личности и учением об эволюции. Именно
идеи Спенсера повлияли на разработку
социологами психологических основ социологии.
1.Понятие личности в социологии
На социологическое понятие личности влияют как философские концепции, так и психологические теории. Однако, если психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, то для социолога “личность” - это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга. Социологи берут в расчет, прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общения, в какой-то степени, отталкивая все остальное. Личность – это социальный субъект, который по уровню сложности своей структуры, сопоставим с обществом в целом. Социологическое видение личности предполагает анализ ее роли и способов участия в общественной жизни.
Перейдем к основным определениям личности, которые характерны для социологии.
Дл определения личности в социологии важны такие понятия как индивид и человек.
Человек в социологии
употребляется для
Индивид, это значимое понятие как уже было показано выше и для психологии, и для социологии. Однако индивид в социологии — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Индивид — наиболее употребляемый термин, под которым понимается некая усредненная единица, не имеющая индивидуальных качеств и обычно употребляемая в контекст — «один из…» Т.е. социальная группа состоит из индивидов, каждый из которых обладает качествами группы, но не свойствами собственными. При этом не фиксируется ни возраст, ни пол, ни темперамент и другие качества[2].
В то же время, существуют
огромные различия между стариком и
ребенком, человеком первобытного общества
и современным человеком. Чтобы
отразить конкретно-исторические особенности
развития человека на различных уровнях
его индивидуального и
При определении сущности личности в социологии существуют несколько значимых, но порой взаимоисключающих друг друга трактовок[5]. Первая из них предполагает видение сущности личности как воспринятой, перенятой у общества (К. Маркс). Другая предполагает видение сущности как ее особости, индивидуальности (В. Розанов). Научная школа Л.С. Выготского, ищет источник неповторимости «человека в его бытии, в социальных отношениях, взаимосвязях, в его деятельности (деятельностный подход). Западная социология (Ж. Пиаже) отстаивает иную позицию, и ищет сущность личности в ее задатках, в неповторимых в генах закодированных особенностях, которые определяют индивидуальность данного человека.
Некоторыми учеными выделяются основные особенности личности в социологии: к ним относятся[6]:
- степень осознанности
человеком своего места в
- содержание и характер
потребностей и интересов
- степенью целостности
мировоззрения и убеждений,
Для определения личности в социологии, также используются изыскания таких ученых как З. Фрейд и Г. Юнг, с которыми мы познакомились в первой части работы, причем их использование, также не способствует единообразному пониманию личности в социологии.
В целом если свести, насколько это возможно, все многочисленные мнения к общему знаменателю, то личность в социологии определяется как[7]:
- системное качество
индивида, определяемое его
- субъект социальных
отношений и сознательной
Личность является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого
Основополагающий постулат социологии личности – это мнение о том, что в момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются[8]:
- биологические, генетические заданные предпосылки;
- наличие социальной
среды, мира человеческой
2.Социальная структура и типы личности
В структуре личности можно выделить биогенные, психогенные и социогенные компоненты.
Биогенный - компонент учитывается социологами лишь в случае увечья или болезни человека, что мешает выполнению им социальных функций.
Психогенный - компонент состоит из эмоций, переживаний, волевых устремлений, памяти, способностей и т. д. Здесь для исследователя важны не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле деятельности индивида.
Социогенный - компонент состоит из следующих элементов:
1. Объективные социальные потребности личности (физиологические, потребности в безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви, престиже);
2. Способности к творчеству, знания, навыки;
3. Степень овладения культурными ценностями общества;
4. Нравственные нормы, принципы, которыми руководствуется личность;
5. Способ реализации в деятельности всех социальных качеств, что проявляется в семейной жизни, труде, общественно-политической, культурной деятельности, досуге — словом, в образе жизни.
Социальная структура личности непостоянна, изменчива, потому что в течение всей жизни личность получает новую информацию, знания, меняет свое поведение, мотивацию поступков. Вот почему социогенный компонент личности вызывает наибольший интерес у социологов.
Социология, изучая личность, пытается определить некий тип абстрактной личности, с наибольшей полнотой выражающей сущность данного общества или группы. Согласно представлениям известного социального антрополога Р.Линтона, в любом обществе выделяются два основных типа личности — нормативная — та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры; модальная — статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций. Чем более нестабильным становится общество (например, в условиях кризиса), тем относительно больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. Модальный тип личности является предметом исследования многих ученых, которые, в свою очередь, создают его классификацию. Так, Е. А. Ануфриев полагает, что в российском обществе, где происходит коренная ломка сложившейся ранее личностно-типологической структуры, можно выделить пока как модальный, только торговый тип личности и мафиозный, широкое распространение которого приведет в конце концов к самым тяжким последствиям для России.
Американский социолог Р. Дарендорф создал на основе термина Аристотеля "homo politicus" довольно интересную типологию личности. Он полагает, что для традиционного общества (первобытного, рабовладельческого, феодального) характерен тип homo faber — человек трудящийся — крестьянин, воин, политик; для современного западного общества — homo consumer — человек - потребитель, человек массы; в будущем с развитием науки, образования, техники разовьется homo universalis — человек, способный заниматься разными видами деятельности; ну а для общества бывших социалистических стран характерен homo soveticus — человек, зависящий от государства.
3.Социальный статус и социальные роли
3.1 Социальные статусы
В повседневных разговорах слово «статус» используется для
обозначения позиции индивидуума, определяемой его экономическим положением, влиянием и престижем. Однако социологи под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с определенными его правами и обязанностями. Именно с помощью статусов мы идентифицируем друг друга в различных социальных структурах. Мать , мэр , священник, приятель, начальник, мужчина, капитан, ребенок, заказчик, профессор и осужденный — все это статусы.
Общества обычно лимитируют конкурентную борьбу
за статус в зависимости от пола и возраста человека, его социальной принадлежности. Например, не каждый русский может быть избран президентом. Женщины , национальные меньшинства и представители низших слоев общества с самого начала сталкиваются с серьезными препятствиями в борьбе за более высокий социальный статус. Эти наблюдения подводят нас к рассмотрению приписываемого и достигнутого статуса.(учебник по соц.)
Предписанным является такой статус в обществе, который индивид занимает независимо от своего сознания, желания, воли, усилии и над которым он не обладает контролем.
Скажем, мужчина- это предписанный, независимо от желаний, стремлений, усилий данный индивидууму статус самим фактом его рождения в качестве особи мужского пола. Белорус- прирожденный статус, показывающий национальность данного индивида. Негр - прирожденный статус, характеризующий принадлежность данного индивида к определенной расе. Все эти три статусных признака -пол, национальность, расовая принадлежность - заданы человеку фактом его происхождения, независимо от его сознания, желания и воли.
От предписанного
статуса существенно