Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 10:19, контрольная работа
Психологическое направление в русской социологии начало развиваться в конце XIX - начале XX века, являясь выражением общего для социальных наук того времени интереса к проблемам мотивации и механизмов человеческого поведения. Основной принцип, разделяемый всеми сторонниками этого направления, - стремление сводить общественные явления к психическим, искать ключ к объяснениям общественных явлений и процессов в психологии человека, групп и общностей.
Содержание
Введение
1. Понятие личности в социологии
2. Социальная структура и типы личности
3. Социальный статус и социальные роли
3.1. Социальный статус
3.2. Социальные роли
3.3. Ролевой набор
4. Социализация личности
4.1 Основные теории социализации
Заключение
Теория социализации Парсонса
Согласно Толкотту Парсонсу (1902–1979), индивид «вбирает» в себя общественные ценности в процессе общения со «значимыми другими», в результате чего следование общезначимым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры. Социализация происходит благодаря действию психологических механизмов познания и усвоения ценностей. Механизм этот, как полагает Парсонс, работает на основе сформулированного Фрейдом принципа удовольствия – страдания, приводимого в действие с помощью вознаграждения, и наказания и включает в себя также процессы торможения и замещения.
Согласно Парсонсу, социализация индивида осуществляется с помощью трех основных механизмов:
– познавательных механизмов (подражание, или имитация, и психическая идентификация, которые опираются на чувства уважения и любви);
– защитных психических механизмов, с помощью которых принимаются решения в тех случаях, когда между потребностями личности возникают конфликты;
– механизмов приспособления, которые тесно связаны с защитными механизмами и согласно сублимируют те конфликты, которые связаны с внешними объектами.
Личность, согласно Парсонсу, благодаря учению всегда находится в состоянии изменений, однако ее уравновешенное состояние сохраняется в силу работы механизмов адаптации и защиты, которые контролируют эти изменения.
Теория нравственного развития Колберга
Теория Лоуренса Колберга (1927–1987) предполагает существование универсальных этапов нравственного становления. Исследуя человеческие реакции на ряд моральных дилемм, Колберг установил, что существенным для нравственного развития является не столько решение дилеммы, сколько ход рассуждений, предшествовавших этому решению.
Согласно Колбергу, существует два главных фактора, влияющих на переход от одного этапа развития к другому:
1. неравновесное состояние: ребенок сталкивается с моральной проблемой и замечает недостатки в своем подходе к ней; в этом ему часто помогает мнение взрослых, особенно родителей.
2. расширение перспективы: взрослея, дети приобретают способность рассматривать проблемы с точки зрения других людей.
Колберг выделяет следующие уровни нравственного развития:
1. доконвенционный уровень: дети безоговорочно принимают авторитет и моральный кодекс взрослых людей.
2. конвенционный уровень: дети считают, что общественные правила и ожидания других людей определяют приемлемое или неприемлемое поведение. Общественная система, основанная на принципах взаимной общности и социального порядка, считается наиболее желательной и, следовательно, определяет наши суждения о «правильном» и «неправильном».
3. постконвенционный уровень: понятия о правильном и неправильном основаны на личном понимании универсальных этических принципов; они часто бывают абстрактными и неопределенными, но включают в себя сохранение жизни любой ценой и важность человеческого достоинства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие личности определяется
совокупностью социально
В социологии понятие личность означает устойчивую систему социально значимых черт, определяющих биосоциальную природу человека и характеризующих индивида как члена той или иной общности. Оно показывает переходы от индивидуального к социальному и от социальной структуры к межличностным отношениям и индивидуальному поведению.
Социологические подходы заключаются в том, что рассматривается проблема личности с разных точек зрения, в частности, каким образом под влиянием общества происходит социализация человека.
Социологические концепции личности объединяют ряд различных теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов.
В основу психологических теории личности в современной социологии положены психологические аспекты усвоения человеком социальных ролей, применяемые в американской гуманистической психологии, особенно в разделе психотерапия, например:
1) транзактный анализ (особенно популярный), выделивший структурный анализ личности, теорию игр и сценариев: Э. Берн, К. Стейнер;
2) психосинтез (сочетание
классической философии и
3) рационально-эмотивная
терапия (А. Эллис) строится
по классической формуле:
Значительным влиянием в социологии личности пользуется ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы Г. Кули, Дж. Мидом, Р. Линтоном, Т. Парсонсом, Р. Мертоном. Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Я.Л. Морено, Т. Парсонс определяют личность как функцию от той совокупности социальных ролей, которые индивид исполняет в обществе.
Концепция распределения ролей у Т. Парсонса - деление их на аскриптивные, т.е. предписанные по естеству (определенные рождением, полом, возрастом, социальной принадлежностью и т.д.) и достижительные, т.е. зависящие от личных усилий индивида. Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность является производной от условий, принятых в группах, в которые включен индивид. В процессе социализации он усваивает способы исполнения ролей и тем самым становится личностью. Общим для концепции ролевой теории является то, что личность есть результат овладения правилами жизни и поведения в обществе.
Данный экскурс в историю позволяет заключить, что понятие личности играет в социологии не всегда центральную, но очень важную роль. Независимо от того, рассматриваем ли мы общество как первичное по отношению к человеку или, наоборот, видим в человеке «строителя» социальной реальности, мы не можем отрицать того факта, что обязательным субстратом социального является индивид как носитель биологических и психологических особенностей.
список литературы
[1] Лебедева С.О. Социология: учебное пособие. – Волгоград: Политехник, 2006. – с. 35.
[2] Лебедева С.О. Указ. соч. С. 39.
[3] Лебедева С.О. Указ. соч. С. 66.
[4] Лебедева С.О. Указ. соч. С. 67.
[5] Приводится по: Социология / Под ред. акад. Г. В. Осипова. - М.: Общество, 2005. – с. 81-84.
[6] Социология / Под ред. акад. Г. В. Осипова. - М.: Общество, 2005. – с. 89.
[7] Лебедева С.О. Указ. соч. стр. 98.
[8] Лебедева С.О. Социология: учебное пособие. – Волгоград: Политехник, 2006. – с. 96.
Кон И. Социология личности. М.,1967.
E. M. Бабосов
Общая социология издание 2-е, стереотипное
Ю.Т.Волков В.И.Добреньков В.Н.Нечипуренко А.В.Попов
Социология 2 издание
А. И.Кравченко Социология учебник для вузов 2001г