Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 12:03, курсовая работа
На рубеже 19-20 вв. появились новые, крайне важные социологические концепции, которые привели профессионализации и институционализации социологии, выходу ее на провинциально иной уровень теоретического развития. Значительную роль в данном процессе сыграло творчество крупнейших немецких социологов этого периода Ф.Тенниса, Г.Зиммеля, М.Вебера. несмотря на значительные различия между их концепциями, есть и немало общего, того, что позволяет рассматривать идеи названных авторов в рамках единого направления - классической немецкой социологии.
Классическая немецкая социология была антипозивистской по своей направленности и содержанию, исключая творчество Тенниса, который следовал ряду требований и принципов позитивизма и, что уж совершенно точно, не подвергал его «остракизму».Ближе к концу 19 века в адрес позитивистской социологии стало раздаваться все больше критических замечаний в связи с тем, что в теоретических исследованиях ее представителей игнорировались особенности социальных явлений и процессов.
Введение .
1.Жизненный путь Ф.Тенниса.
2.Социалогическая концепция Тенниса.
3.Социальные формы.
4.Соотношение социологии и политики.
Заключение.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Московский государственный индустриальный университет
(ГОУ МГИУ)
Контрольная работа
По дисциплине : Социология
Выполнил:
Проверил:
Москва 2007г.
1.Жизненный путь Ф.Тенниса.
2.Социалогическая концепция Тенниса.
3.Социальные формы.
4.Соотношение социологии и политики.
Заключение.
Научные труды и практическая работа Тенниса пробудили громадный интерес к социологии, способствовали формированию социальной потребности в ее развитии и в дальнейшем – высокой общественной оценке его деятельности.
1.Жизненный путь Ф.Тенниса.
2.Социалогическая концепция Тенниса.
Социология Тенниса - один из первых опытов построения системы формальных, «чистых» категорий социологии, позволяющих анализировать любые социальные явления в прошлом и настоящем, а также тенденции социальных изменений. Теннис подразделяет социологию на т»общую» и «специальную». Первая им подробно не рассматривается. По замыслу Тенниса, она должна изучать все формы существования людей, включая биоантрополонические, демографические и другие аспекты, общие с формами социальной жизни животных. Вторая, подразделяемая на «чистую» ( теоретическую) и «прикладную» и «эмпирическую» (социографию) изучает собственно социальную жизнь. Собственно социальное возникает, по Теннису тогда, когда существующие люди находятся в состоянии «взаимоутверждения». В основу социальной связи Теннис кладет волю (им же впервые введен «волюнтаризм» для обозначения соответствующих философских ученик). Тип воли определяет тип связи. Возможно взаимоотталкивание, взаимоотрицание воль, но оно не должно рассматриваться в рамках «чистой» социологии, поскольку там, где вражда играет главенствующую роль, есть некая совокупность людей, но нет
подлинно социальной связи. Типология взаимоутверждающей воли подробно разработана Теннисом в его главном труде «Община и общество». Теннис различает «волю, поскольку в ней содержится мышление, поскольку в нем содержится воля». Первый тип воли теннис называет «сущностной», второй – «избирательной «волей. Сущностная воля является психологическим эквивалентом тела». Поэтому все эмоции, эффективные, полуинстиктивные влечения и побуждения, реализующиеся в деятельности, рассматриваются именно в связи с данным типом. Мышление же предполагает, что воля как организм уже вполне сформирована; в ней наличествует бесчисленные зачатки, представления будущей деятельности. Мышление приводит их систему, выстраивает иерархию целей. Если сущностная воля предстает в формах инстинктивных влечений, привычки и памяти, то избирательная – в формах «умышленности» (свободного поведения вообще), «произволения! (отдельных действий ) и понятия (связывающего само мышление определенным словоупотреблением). Совокупная форма избирательной воли, содержащая в себе элементы воли сущностной, представляет собой мыслительную систему целей, намерений, средств, целый «аппарат», содержащийся в людских головах а называемый «устремлением». Все типы и формы воли находят выражение в некоторой деятельности или поведении. Социальные, взаимоутверждающие отношения людей возникают из направляющей их деятельность воли.
«Социология, - пишет Теннис, - это исследование человека, но не его телесного, душевного, а социального существа, стало быть, телесного и душевного лишь постольку, поскольку оно обуславливает социальное». Социология изучает различия в отношениях между людьми. Немецкий социолог пишет о таких из них, как различия между знанием и незнанием, симпатией и антипатией, доверием и недоверием. Но главный тип различий характеризуется наличием или отсутствием связанности между людьми.
Теннис говорит о том, что у социологии как особой науки есть свои специфические предметы. Это – «вещи», имеющие место только в социальной жизни. «Они, - пишет социолог, - продукты человеческого мышления и существуют только для человеческого мышления, но в первую очередь - для мышления самих социально связанных людей…»
По существу, речь идет об исследовании взаимозависимости и взаимодействии людей. В качестве простейшего случая социальной связанности Теннис анализирует обмен. Он говорит, что «если всякую взаимную деятельность и всякое взаимное содействие понимать как обмен,
то, очевидно, что любая совместная жизнь также есть беспрерывный обмен взаимной деятельностью и взаимным содействием – и с тем в большей мере, чем эта совместная жизнь интимнее…».
Но, конечно же, социальные связи не ограничиваются только обменом. Они гораздо более многообразным, а их типы и формы положены в основу социологической концепции тенниса. Он сопоставляет два типа связей и
соответствующих им типа общества. Первый тип социальных связей он определяет как общинные, второй – как общественные. Общинные связи обуславливаются такими психологическими характеристиками как душевная близость, склонность людей друг к другу, наличие эмоций, привязанности, личных переживаний. Общественным связям присущи характеристики рационального плана: обмен, торговля, выбор. Первый тип отношений свойствен преимущественно патриархально-феодальным обществам, второй – капиталистическим. Общинные отношения включают в себя родовые отношения, отношения соседства и дружбы. Общественные отношения имеют вещную природу и строятся в рамках принципов и структур рациональности. В общине доминируют чувства, инстинкты, органические человеческие отношения. В обществе превалируют расчетливый разум, абстракции, механические рациональные отношения. Община (общность) выступает как неформальная социальная группа, общество – как совокупность формальных социальных групп.
Эти два ряда связей – общинные (общностные) и общественные – характеризуют отношения людей не только друг к другу, но и к обществу. В общине (общности) социальное целое логически предшествует частям, в обществе, наоборот, социальное целое складывается из частей. Различие общины (общности) и общества – это различие органической и механической связи (солидарности) составляющих социальное целое частей. Впоследствии эту идею широко использовал французский социолог Дюркгейм в своей концепции социальной солидарности, базирующейся на его теории разделения общественного труда.
В социологической концепции Тенниса два типа отношений, соответственно, два типа организации социальной жизни тесно связаны с двумя типами воли – естественной, инстинктивной рассудочной, рациональной. Первый тип является фундаментом общинных (общностных) связей, второй - общественных связей. Немецкий социолог уделял большое значение проблеме воления. «Это человеческое воление, - писал Теннис, способность хотеть, понимаемая нами как естественная и изначальная, исполняется в способность мочь и существенно обусловлена взаимодействием с ней». Социальная связь между людьми основана на том, что воля одного влияет на волю другого, либо стимулируя, либо сковывая ее.
Субъект избирательной воли – «лицо» (что предполагает формально-юридические понятия). Единство «самости» обеспечено ее внутренне необходим самоопределением. «Лицо» есть внешнее механическое единство, определяемое внешним, случайным образом. Это идеальная конструкция мышления, ищущего единства во множестве проявлений, и как таковая может относиться и к индивиду, и к коллективу. Естественный представитель «индивидуального лица – отдельный человек, который в этом качестве независим от других лиц. Они равны, неограниченно свободны в целеполагании и в выборе средств - отсюда и рационально-органические
отношения между ними. Множество лиц способно составить систему и конструировать «фиктивное лицо», представленное собранием или опять-
таки отдельным индивидом. Если «общинные» отношения предполагают «высшую самость», то «общественные» - «искусственное лицо». Отсюда следует и различие главных экономико-правовых категорий. В первом случае (община) речь идет о «владении», «земле», «территории», «семейном праве»; во втором (обществе) – об «имуществе», «деньгах», «обязательственном» (торговом) праве. Сюда же Теннис добавляет и противоположность статуса (статуса социальной концепции) и контракта (договора),эти оппозиции дают Теннису возможность не только построить разветвленную систему «чистых» социологических категорий, но и рассмотреть под этим углом зрения процесс и смысл задачей второй части его «специальной социологии» - прикладной социологии. Основная идея тенниса состояла в том, что социальность преимущественно «общинная» в ходе истории все больше вытесняется социальностью преимущественно «общественной». Отсюда открывался путь анализа нравов, права, семьи, хозяйствования, деревенской и городской жизни, религии, государства, политики, общественного мнения и т.д.. С течением времени Теннис уложил схему, предположенную в раннем труде, включив в нее такие характеристики, как плотность социальной связи (большую или меньшую степень единства), количество участников, товарищеский характер связи в противоположность отношениям господства и подчинения. В результате получилась очень подробная схема, в которой, например отношения могут быть общинно товарищескими или обшинно-смешанными и т.д.