Социологические взгляды П.Сорокина о браке, семье и любви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 08:49, контрольная работа

Краткое описание

Предистоки современной отечественной социологии семьи в позитивистской школе, строящей социологию по образцу естествознания, и в субъективистской школе, требующей особого метода изучения при исследовании особого объекта - человеческой истории, где действуют люди, стремящиеся к достижению своих целей.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.docx

— 37.92 Кб (Скачать файл)

 

а) на основе свободного соглашения, а не принуждения;

 

б) на основе общественной педагогики, а не семейного опекунства, которое  прежде смягчало чисто полицейскую  систему государственной педагогики - в новых условиях, когда государство  и общество забудут о своей  роли полицейского, а будут педагогами, когда воспитание и обучение будет  поручено специалистам;

 

в) на основе общего блага, альтруистического  поведения, направленного на пользу общества, а не только на семейную пользу.

 

И нет сомнения, завершает  свой анализ П.Сорокин, что в этом начавшемся единоборстве семьи и  общества - организация современной  семьи будет разрушена: общественные интересы - с одной стороны, интересы личности - с другой стороны, победят  и фактически уже побеждают.

 

Через пять лет П.Сорокину пришлось разочароваться в реальном социализме и в работе «Современное состояние России», где подводятся итоги устрашающей эпохи войны  и революции, он приводит слова французского психолога Г.Леббона (1841-1931) из книги «Психология социализма» о заключении общества в смирительную рубашку, где среди безжалостных плодов зверя революции упоминается и полиция у семейного очага.

 

Большое значение для микросоциологии  семьи имеют взгляды П.Сорокина на семью как на механизм социальной циркуляции и мобильности. Семья  как лифт, осуществляющий перемещения  вверх и вниз по социальной лестнице, семейный статус как фундамент социального  положения личности, селекции и распределения  индивидов внутри различных социальных страт - вот предмет изучения семьи  в терминах социальной структуры  и социальной динамики. П.Сорокин говорит даже о семейном тесте, о семье как средстве тестирования способностей и отмечает, что современная семья выполняет эту роль лишь частично, т.к. в обществе вертикальной мобильности семейный тест теряет свое исключительное значение, и складывается норма оценки личности не по семейному положению и происхождению, а по личным качествам, тестируемым детсадами, школами и прочими новыми институтами селекции.

 

2. Концепция альтруистической любви П. Сорокина

 

В своей известной книге  «Главные тенденции нашего времени» Сорокин П.А. подробно рассматривает  волнующую его тему «неэгоистической любви» и альтруизма. Сфера альтруистической любви является для него одним  из важнейших объектов изучения. Для  науки, в целом, альтруизм (любовь к  ближнему) стал новой областью исследования.

 

В доказательство важности изучаемого предмета социолог приводит опровержения ряду человеческих предрассудков: люди пытаются применять рецепты, с  помощью которых хотят предотвратить  конфликты только средствами политики, образования, религиозного осуждения, экономики, либо только военными средствами. Например, мы склонны думать, что демократическая форма правления обеспечит длительный мир и социальный порядок. Тем не менее, проведённые исследования преступности показали, что демократические режимы едва ли отличались от автократических меньшей степенью воинственности, беспорядков и распространения преступности. Более того, и образование в его современной форме никогда не было панацеей от международных войн, гражданских раздоров и преступлений. Наоборот, в XX веке они достигли такого уровня, тем самым, превратив это столетие - самое научное и самое образованное в истории - в самое кровавое из них. Религия также не является единственно возможным средством обеспечения мира, так как от божественных заповедей низменных поступков людей меньше не стало.

 

По мнению П.А. Сорокина источником мира не являются также и различные  формы организации экономики (коммунистическая, социалистическая, капиталистическая), так как все они пытались решать проблемы исключительно военными методами, вели политику «мира посредством войны». Однако с каждой новой войной изобреталось более смертоносное оружие, от которого масштаб, разрушительность и потери лишь возрастали. Таким образом, Сорокин приходит к выводу, что без увеличения «производства, накопления и распространения неэгоистической любви, никакие другие средства не смогут ни предотвратить будущие самоубийственные войны, ни установить гармоничное устройство человеческого универсума».

 

Энергия и сила любви не может быть сведена к скалярным  физическим величинам, такими как «энергия», «мощность», «сила», «работа». Её свойства скорее качественные, чем количественные. Пока у энергии любви нет каких-либо единиц измерения, но в качестве таковых  могут быть признаны: интенсивность, экстенсивность, чистота, длительность, адекватность. Но у этих «измерений любви» нет своих формул. Понятие  «энергия» Сорокин П.А. использует в значении «способность произвести действие или вызвать эффект». Эта  энергия любви проявляется как  бесконечный универсум, который  неисчерпаем качественно и количественно. Из многих форм существования этой энергии учёный выделяет следующие: космическо - онтологическая, биологическая и психологическая.

 

Космическо-онтологическая концепция любви. В данном аспекте альтруистическая любовь, наряду с истиной и красотой, считалась одной из высших форм космической энергии, действующей не только в человеческом обществе, но и во всём космосе. Подобно христианской Троице - Отец, Сын и Святой Дух - Любовь, Истина и Красота являются величайшими ценностями, или энергиями, неразделимыми, но отличными друг от друга.

 

Эмпирический биологический  альтруизм. В качестве эмпирического  феномена альтруистическая любовь означает специфическое поведение живых  форм, стремящихся - инстинктивно или  сознательно - быть полезными другим организмам.

 

Психологические характеристики альтруистической любви в человеческом обществе. В человеческом обществе альтруистическая любовь проявляется  одновременно как специфический  психологический опыт, внешнее поведение  и социальное взаимоотношение. В  зависимости от различных комбинаций эмоционального, волевого и интеллектуального  элементов альтруистическая любовь в своей психологической характеристике различается «тональными качествами», или «цветами». Они выражаются такими понятиями, как сочувствие, симпатия, доброта, дружба, преданность, доброжелательность, уважение и другие. Если альтруистическая любовь остаётся на уровне чисто психологического опыта и не проявляет себя в соответствующих действиях тогда она становится «неосуществлённой» или «не реализованной» любовью. Такая чисто «психологическая», или «словесно выраженная» любовь часто оказывается псевдолюбовью или даже «лицемерным альтруизмом». Причём, Сорокин П.А. отмечает, весьма печальный факт того, что в человеческом обществе встречается много «словесно выраженных» альтруистов и сравнительно мало истинных, которые реализуют на практике благородные альтруистические заповеди.

 

Как было отмечено, у любви, как и у любой другой энергии, есть свои измерения и, как утверждает автор теории, они существуют, чтобы  адекватно описывать и приближённо  оценивать конкретные феномены альтруистической любви. Итак, по интенсивности любовь измеряется от нуля до бесконечности, от богача, подающего несколько центов голодному, до добровольного пожертвования  собственной жизни. По экстенсивности любовь колеблется от нулевой точки  себялюбия до любви ко всему человечеству. По длительности любовь изменяется от кратчайшего возможного момента  до нескольких лет, десятилетий, либо всей жизни. По чистоте варьируется от чистой любви, мотивированной исключительно любовью ради любви или любовью одного человека ради другого. Адекватность любви колеблется от «слепой» до «мудрой» любви. В неадекватной любви всегда имеется расхождение между субъективными мотивами и целями любви и объективными последствиями неумных или неадекватных действий, посредством которых любовь реализуется. Например, мать может страстно любить своё дитя и с готовностью пожертвовать чем-либо для блага ребёнка, но, реализуя свою любовь посредством неверных действий и средств, она может испортить ребёнка и подвергнуть опасности его благополучие.

 

Следует отметить, что рассматривая многообразные формы творческой любви, Сорокин П.А. использует два  понятия - Эрос и Агапе. Эгоцентричный  эрос придерживается правил: «живи  и давай жить другим», «не делай  вреда другим, чтобы не вредили  тебе», то есть, эрос предполагает за собой  отношение людей, которые проявляют  свою любовь только к тем, кто её заслужил, и отвечают на неё взаимностью. Любовь-агапе противоположна эросу - это неэгоистическая самоотверженная любовь, она непосредственна и свободно изливает себя. По мнению социолога, такая любовь приходит к человеку свыше. Но, хоть и агапе более искренняя любовь, нежели эрос, последняя форма более предпочтительнее для людей.

 

По утверждению Сорокина, любовь может существенно помочь в освобождении человечества от его  самых тяжёлых недугов - войн, преступлений, безумия, нищеты и пороков. В подтверждение  этому он приводит ряд примеров:

 

- биологические функции любви-энергии. Примером очевидного проявление биологической любви-энергии может служить родительская забота о ребенке в период его беспомощности.

 

- любовь и самоубийство. Когда любовь и привязанность индивида к окружающим его людям умножается и усиливается, вероятность самоубийства уменьшается. Без любви жизнь для людей становится просто бесполезным бременем.

 

- любовь, долголетие и здоровье. Любовь в её различных формах оказывается одним из наиболее важных факторов долголетия и хорошего здоровья; быть любимым другими и любить других важнейший фактор жизнеспособности.

 

- исцеляющая сила любви. Всем известно, что эмоции любви, симпатии и дружбы способствуют созданию душевного покоя, самообладания в отношениях с окружающими людьми. Такие эмоции оказывают живительный и целительный эффекты на организм. Для детей материнская любовь жизненно необходима. Лишённые теплоты любви, они слабеют и умирают также быстро, как и от инфекции или голода.

 

- любовь как витамин для здорового роста детей. Дети нелюбимые, нежеланные и отверженные своими родителями, братьями или сёстрами составляют гораздо более высокую долю несовершеннолетних правонарушителей, или же физически и умственно отсталых, чем дети, которые достаточно любимы членами своей семьи и партнёрами в играх.

 

- любовь рождает любовь, ненависть рождает ненависть. Доля дружелюбных реакций на дружелюбное обращение больше, чем доля недружелюбных реакций на недружелюбное обращение. Основной мыслью книги Сорокина П.А. «Виды любви и её сила; типы, факторы и технические приёмы нравственного перевоплощения» (1954) является утверждение, что бескорыстная, созидающая любовь - это сила, которая, если ею пользоваться с умом, способна: остановить агрессивные стычки между людьми и группами людей и превратить существующие враждебные отношения в дружеские. В ходе исследования было доказано, что все-таки любовь порождает любовь, а ненависть порождает ненависть.

 

- любовь способна остановить войну. Политика подлинного дружелюбия может обеспечить более длительный мир, чем политика вражды и ненависти.

 

- любовь увеличивает продолжительность жизни обществ. Социальные организмы, основанные, главным образом, на ненависти, завоевании, принуждении подобно империям Цезаря, Чингисхана, Гитлера, имели, как правило, очень короткую жизнь - несколько лет, десятилетий, редко столетий. Наиболее долгоживущие структуры - даосизм, конфуцианство, индуизм, буддизм, христианство и магометанство. Все они просуществовали более одного тысячелетия, некоторые - более двух тысячелетий, и нет явных признаков их разложения в обозримом будущем. Возможно, секрет их долголетия, в их приверженности альтруистическому воспитанию человечества.

 

Подобно пище, теплу, электричеству  и другим формам энергии, любовная энергия  не вырастает сама по себе: каким-то образом она должна быть произведена  или, собрана из «природного» источника  и сохранена для того, чтобы  все существующие общества могли  пользоваться ею хотя бы минимально.

 

Сорокин П.А. в подтверждение  своей концепции выделяет следующие  средств и способы получения  энергии любви:

 

1) Чем более интенсивна, экстенсивна и долговечна, чиста  и адекватна любовь, которая содержится  в действиях людей, тем больше  любви производится процессах  взаимодействия.

 

2) Во всех этих взаимодействиях  производство любви происходит, по большей, части «спонтанно»  и «естественно», без особой  помощи, советов, орудий или технических  средств, чтобы сделать его  более эффективным и производить  большее количество и лучшее  качество любовной энергии для  отдельных групп и для всего  человечества. Лишь немногие вдохновители  и исполнители, «изобретатели  и инженеры производства любви» - целенаправленно стремились улучшить  в своих собственных взаимодействиях  с другими людьми процесс производства  любви, в основном посвящая  себя решению этой задачи. Примерами  таких «изобретателей и инженеров»  могут быть великие апостолы  любви и моральные наставники  человечества: Христос, Будда, Ганди  и другие.

 

3) Значительный вклад  в производство любви и его  совершенствование внесли помимо  этих типов индивидов и некоторые  социальные группы или институты.  Такие группы или институты  подобны малым сельскохозяйственным  и промышленным мастерским или  фермам, которые работают для  удовлетворения материальных нужд  общины. Среди таких организаций  наиболее заметное место занимает  семья. Подобно мастерской, работающей  на местный рынок, производство  любви в семье было также  ограничено её рамками. Только  косвенно и время от времени  семья производила любовь, которая  после распространялась за её  пределы в целях мирного существования  человечества.

 

Сорокин П.А. обращает наш  взгляд на то, что необходимо совершенствовать производство любви. По его мнению, в решении этой задачи смогут помочь следующие шаги: во-первых, увеличение числа творческих героев любви. Будда, Иисус, Ганди - эффект их жизни был безграничным для производства любви. В течение веков эта энергия изливалась и распространялась среди миллионов людей, проникала в социальные институты и культуры и обеспечивала необходимый минимум солидарности в группах. Можно согласиться с мнением социолога, что после своей смерти Будда и Иисус излучали даже больше энергии любви, чем при жизни. Следовательно, энергия любви также вечна, как и любая другая форма энергии. Такие герои появляются в разные исторические периоды и действуют как энергетические установки, производящие энергию любви для человечества.

 

Во-вторых, увеличение производства любви обыкновенными людьми (а  также социальными группами и  институтами). Сорокин уверен в том, что если бы множество людей воздержались от убийства других людей, если бы сократили  свою ненависть и удвоили добрые дела, то это чрезвычайно расширило  бы выработку любви, и этого было бы вполне достаточным для предотвращения новых катастрофических войн и приблизило бы человечество к социальной гармонии.

Информация о работе Социологические взгляды П.Сорокина о браке, семье и любви