Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 14:55, контрольная работа
Цели работы: раскрыть тему; дать теоретическую характеристику социологическим исследованиям; научиться применять теоретические сведения на практике, проведя для этого исследование на конкретном предприятии.
Объект исследования - прикладные социологические исследования.
Предмет исследования - методология социологических исследований, определяющая принципиальные основы разработки частных социологических теорий.
Введение …………………………………………………………………………..3 Понятие, цели и задачи социологических исследований в сфере труда на предприятии ………………………………………………………………………5 Основные виды социологических исследований ………………………………8 Этапы проведения социологического исследования организации труда работников предприятия ………………………………………………………..10 Методика социологического исследования предприятия ……………………11 Анализ результатов исследования на предприятии …………………………..13 Заключение ………………………………………………………………………20 Список литературы ……………………………………………………………...21
Введение …………………………………………………………………………..
Социологические исследования наряду с другими средствами позволяют достаточно точно, глубоко и всесторонне проанализировать сложившуюся на предприятии обстановку, морально-психологический климат, общий стиль управления, моральные ценности коллектива, уровень организационной культуры, взаимоотношения руководителей и подчиненных, качество мотивационных механизмов и многое другое.
Более того, социологические исследования можно назвать одним из универсальных источников информации для руководителей и служб управления персоналом: они не только выявляют разного рода проблемы, высвечивая их изнутри, но и показывают действенные средства по их разрешению.
Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы. Проблема исследования может быть задана извне каким-либо заказчиком или обусловлена познавательным интересом. В данной контрольной работе будет рассматриваться прикладное социологическое исследование, которое может быть проведено в какой-либо производственной организации. Поэтому необходимо исходить из тех или иных реальных проблем, которые встают в настоящее время перед производственными организациями.
Успешность осуществления социологического исследования в сфере труда на предприятии во многом зависит от понимания целей, задач и ожидаемых результатов исследования. Информация, полученная социологами в процессе осуществления исследования - это собственность заказчика, который волен поступать с ней так, как считает нужным: сдать в архив или библиотеку, принять к сведению, разрешить или запретить публикацию, внедрить в практику. Но всегда результаты, полученные в ходе социологических исследований , будут полезны руководителю организации, ведь с помощью них он получит оценку состояния социальной среды на предприятие, которые помогут ему в его последующей деятельности. Поэтому эту тему можно назвать актуальной.
Цели работы: раскрыть тему; дать теоретическую характеристику социологическим исследованиям; научиться применять теоретические сведения на практике, проведя для этого исследование на конкретном предприятии.
Объект исследования - прикладные социологические исследования.
Предмет исследования - методология социологических исследований, определяющая принципиальные основы разработки частных социологических теорий.
Под социологическим исследованием
понимается анализ социальных явлений
и процессов при помощи специальных
методов, что позволяет
Социологические исследования проводят, когда надо получить информацию о реальном состоянии социальных явлений и процессов; обосновать проекты и управленческие решения; для прогнозирования социальных ситуаций; при изучении имеющихся противоречий для того, чтобы дать рекомендации для устранения недостатков.
Социально-трудовые отношения – отношения между социальными группами (общностями) и отдельными индивидами в процессе трудовой деятельности. Взаимодействие – универсальное свойство общностей и явлений. Если оно базируется на общности целей и интересов, то принимает форму сотрудничества, при различии, противоречии в интересах превращается в конфликтные взаимоотношения, соперничество. Любая организация, предприятие состоит из людей. Они являются центральным фактором любой модели управления и, нередко, наиболее уязвимым ее звеном. Именно люди принимают верные или ошибочные решения, выпускают высококачественную иррациональных побуждений в трудовой мотивации, значение игровых моментов в работе, специфика трудовых установок, совместной деятельности, обусловленная этническими и историческими особенностями людей и прочее.
Предметом социология труда являются социально-трудовые отношения и социальные процессы в сфере труда. Основная цель проводимых социологических исследований – повышение эффективности трудовой деятельности предприятия при обеспечении развития работников, удовлетворении их потребностей, формировании позитивных внутриколлективных отношений.
Задачи, решаемые в ходе социологических исследований в сфере труда на предприятии, сложны и разнообразны, как сложны социальная структура предприятия, протекающие в ней социальные процессы. Во многом они будут определяться спецификой, содержанием и условиями деятельности. Однако можно выделить ряд наиболее общих задач:
1. Совершенствование системы
управления организацией, повышение
обоснованности принятия
2. Повышение уровня стабильности трудового коллектива, внутри-коллективной сплоченности, формирование единой трудовой морали фирмы на основе изучения факторов и масштабов сотрудничества и конфликтов, формальных и неформальных взаимосвязей, проблем лидерства, уяснения причин избыточной текучести кадров.
3. Развитие системы адаптации
новых работников на
4. Повышение трудовой
активности работников на
5. Изучение содержания, условий
труда и разработка мер по
их совершенствованию,
6. Повышение качества
трудовой жизни, в том числе
за счет лучшего
Многие из указанных задач
актуальны для современной
Конкретный вид
Разведывательное исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.
Разведывательное исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. В частности, он успешно применяется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем.
Описательное исследование
- более сложный вид
Описательное исследование
обычно применяется в тех случаях,
когда объектом служит относительно
большая общность людей, отличающихся
различными характеристиками. Это может
быть, например, коллектив крупного
предприятия, где трудятся люди разных
профессий и возрастных категорий,
имеющие различные стаж работы, уровень
образования, семейное положение и
т.д. В таких ситуациях выделение
в структуре объекта
Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.
В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую научную и практическую ценность.
Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения. Естественно, это требует умения взаимоувязывать, «стыковать» информацию, полученную по разным каналам, придерживаться определенных критериев ее интерпретации. Тем самым аналитическое исследование существенно отличается не только содержанием своего подготовительного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходом к анализу, обобщению и объяснению полученных результатов.
Разновидностью аналитического
исследования можно считать эксперимент.
Его проведение предполагает создание
экспериментальной ситуации путем
изменения в той или иной степени
обычных условий
Для проведения любого социологического исследования, как уже говорилось, необходима хорошо разработанная программа, в которой должны быть выделены основные этапы, цели, задачи, предмет и объект социологического исследования.
Этапы исследования:
1. Подготовительный этап (изучение темы, разработка программы и инструментов).
2. Сбор социологической информации.
3. Обработка собранной информации.
4. Анализ собранной информации,
формирование выводов,
Исходным пунктом исследования были следующие гипотетические проблемы: как влияет социально-психологический климат предприятия на производительность; удовлетворены ли своей работой сотрудники; каковы основные мотивации сотрудников к труду.
Объект исследования – трудовой коллектив предприятия.
Предмет исследования – социальная сфера на предприятии.
Задача состояла в том,
чтобы в соответствии с результатами
проведенного исследования наметить пути
повышения эффективности
В качестве метода социологического исследования было выбрано анкетирование. Респондентам раздавались анкеты (образцы анкет находятся в приложении). При составлении анкет учитывалась следующая информация:
Информация о работе Социологические исследования в сфере организации труда