Социологические исследования в сфере организации труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 14:55, контрольная работа

Краткое описание

Цели работы: раскрыть тему; дать теоретическую характеристику социологическим исследованиям; научиться применять теоретические сведения на практике, проведя для этого исследование на конкретном предприятии.
Объект исследования - прикладные социологические исследования.
Предмет исследования - методология социологических исследований, определяющая принципиальные основы разработки частных социологических теорий.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3 Понятие, цели и задачи социологических исследований в сфере труда на предприятии ………………………………………………………………………5 Основные виды социологических исследований ………………………………8 Этапы проведения социологического исследования организации труда работников предприятия ………………………………………………………..10 Методика социологического исследования предприятия ……………………11 Анализ результатов исследования на предприятии …………………………..13 Заключение ………………………………………………………………………20 Список литературы ……………………………………………………………...21

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 64.86 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3                                                                                                                               Понятие, цели и задачи социологических исследований в сфере труда на предприятии ………………………………………………………………………5                                                                                                            Основные виды социологических исследований ………………………………8                                                                        Этапы проведения социологического исследования организации труда работников предприятия ………………………………………………………..10                                                                                            Методика социологического исследования предприятия ……………………11                                     Анализ результатов исследования на предприятии …………………………..13                                                Заключение ………………………………………………………………………20                                                                                                                Список литературы ……………………………………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социологические исследования наряду с другими средствами позволяют  достаточно точно, глубоко и всесторонне  проанализировать сложившуюся на предприятии  обстановку, морально-психологический  климат, общий стиль управления, моральные ценности коллектива, уровень  организационной культуры, взаимоотношения  руководителей и подчиненных, качество мотивационных механизмов и многое другое.

Более того, социологические  исследования можно назвать одним  из универсальных источников информации для руководителей и служб  управления персоналом: они не только выявляют разного рода проблемы, высвечивая их изнутри, но и показывают действенные  средства по их разрешению.

Всякое  исследование  начинается  с  постановки  какой-либо   проблемы. Проблема исследования может быть  задана  извне  каким-либо  заказчиком  или обусловлена  познавательным   интересом.   В данной контрольной работе будет рассматриваться прикладное социологическое исследование,  которое может быть  проведено в какой-либо производственной организации. Поэтому необходимо исходить  из  тех или иных  реальных  проблем,  которые встают  в настоящее   время   перед производственными организациями.

Успешность осуществления  социологического исследования в сфере  труда на предприятии во многом зависит  от понимания целей, задач и ожидаемых результатов исследования. Информация, полученная социологами в процессе осуществления исследования - это собственность заказчика, который волен поступать с ней так, как считает нужным: сдать в архив или библиотеку, принять к сведению, разрешить или запретить публикацию, внедрить в практику. Но всегда результаты, полученные в ходе социологических исследований , будут полезны руководителю организации, ведь с помощью них он получит оценку состояния социальной среды на предприятие, которые помогут ему в его последующей деятельности. Поэтому эту тему можно назвать актуальной.

Цели работы: раскрыть тему; дать теоретическую характеристику социологическим исследованиям; научиться применять теоретические сведения на практике, проведя для этого исследование на конкретном предприятии.

Объект исследования - прикладные социологические исследования.

Предмет исследования - методология социологических исследований, определяющая принципиальные основы разработки частных социологических теорий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие, цели и задачи социологических исследований в сфере труда на предприятии

Под социологическим исследованием  понимается анализ социальных явлений  и процессов при помощи специальных  методов, что позволяет систематизировать  факты о процессах, отношениях, взаимосвязях, зависимостях и делать обоснованные выводы и рекомендации.

Социологические исследования проводят, когда надо получить информацию о реальном состоянии социальных явлений и процессов; обосновать проекты и управленческие решения; для прогнозирования социальных ситуаций; при изучении имеющихся  противоречий для того, чтобы дать рекомендации для устранения недостатков.

Социально-трудовые отношения  – отношения между социальными  группами (общностями) и отдельными индивидами в процессе трудовой деятельности. Взаимодействие – универсальное  свойство общностей и явлений. Если оно базируется на общности целей  и интересов, то принимает форму  сотрудничества, при различии, противоречии в интересах превращается в конфликтные  взаимоотношения, соперничество. Любая  организация, предприятие состоит  из людей. Они являются центральным  фактором любой модели управления и, нередко, наиболее уязвимым ее звеном. Именно люди принимают верные или  ошибочные решения, выпускают высококачественную иррациональных побуждений в трудовой мотивации, значение игровых моментов в работе, специфика трудовых установок, совместной деятельности, обусловленная этническими и историческими особенностями людей и прочее.

Предметом социология труда являются социально-трудовые отношения и социальные процессы в сфере труда. Основная цель проводимых социологических исследований – повышение эффективности трудовой деятельности предприятия при обеспечении развития работников, удовлетворении их потребностей, формировании позитивных внутриколлективных отношений.

Задачи, решаемые в ходе социологических  исследований в сфере труда на предприятии, сложны и разнообразны, как сложны социальная структура  предприятия, протекающие в ней  социальные процессы. Во многом они  будут определяться спецификой, содержанием  и условиями деятельности. Однако можно выделить ряд наиболее общих  задач:

1. Совершенствование системы  управления организацией, повышение  обоснованности принятия управленческих  решений, изучение социальных  процессов, влияющих на эффективность  управления.

2. Повышение уровня стабильности  трудового коллектива, внутри-коллективной сплоченности, формирование единой трудовой морали фирмы на основе изучения факторов и масштабов сотрудничества и конфликтов, формальных и неформальных взаимосвязей, проблем лидерства, уяснения причин избыточной текучести кадров.

3. Развитие системы адаптации  новых работников на предприятии,  а также работников к инновациям  на основе исследования механизма  формирования “кадрового ядра”,  факторов, определяющих сроки и  успешность адаптации, оценки  социальных последствий технических  и организационных новшеств, совершенствования  системы подбора и расстановки  кадров.

4. Повышение трудовой  активности работников на основе  анализа процессов формирования  трудовой мотивации, факторов, ее  определяющих, оценки действенности  существующих и рекомендаций  по разработке новых систем  стимулирования.

5. Изучение содержания, условий  труда и разработка мер по  их совершенствованию, гуманизации трудовой деятельности. Выявление факторов, способствующих повышению удовлетворенности трудом, разработка рекомендаций по планированию трудовой карьеры.

6. Повышение качества  трудовой жизни, в том числе  за счет лучшего удовлетворения  потребностей работников, развития  социально-бытовой сферы в организации.  Разработка социальных программ, программ социальной поддержки работников, планов социального развития организации.

Многие из указанных задач  актуальны для современной России. Важнейшими являются вопросы формирования новой трудовой мотивации, защиты трудовых прав работников, согласования экономических  интересов “работодатель - наемный  работник”, обеспечения нормальных условий и охраны труда, должного уровня социальных гарантий, создания системы социального партнерства.

 

  1. Основные виды социологических исследований

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Именно в соответствии с ними и различают  три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые  совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.

Разведывательное исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком  предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. В частности, он успешно применяется  для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения  и корректировки гипотез и  задач, инструментария и границ обследуемой  совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления  трудностей, которые могут встретиться  в дальнейшем.

Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить  относительно целостное представление  об изучаемом явлении, его структурных  элементах. Осмысление, учет такой всесторонней информации помогают лучше разобраться  в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов  управления общественными процессами.

Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может  быть, например, коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различные стаж работы, уровень  образования, семейное положение и  т.д. В таких ситуациях выделение  в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.

Аналитическое социологическое  исследование ставит своей целью  наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать  структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.

В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет  особенно большую научную и практическую ценность.

Подготовка аналитического исследования требует значительного  времени, тщательно разработанной  программы и инструментария. По используемым методам сбора социологической  информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В  нем, дополняя друг друга, могут применяться  различные формы опроса, анализа  документов, наблюдения. Естественно, это требует умения взаимоувязывать, «стыковать» информацию, полученную по разным каналам, придерживаться определенных критериев ее интерпретации. Тем самым аналитическое исследование существенно отличается не только содержанием своего подготовительного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходом к анализу, обобщению и объяснению полученных результатов.

Разновидностью аналитического исследования можно считать эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем  изменения в той или иной степени  обычных условий функционирования объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения»  тех факторов, которые придают  объекту новые черты и свойства.

3. Этапы проведения социологического исследования организации труда работников предприятия

Для проведения любого социологического исследования, как уже говорилось, необходима хорошо разработанная программа, в которой должны быть выделены основные этапы, цели, задачи, предмет и объект социологического исследования.

Этапы исследования:

1. Подготовительный этап (изучение темы, разработка программы  и инструментов).

2. Сбор социологической  информации.

3. Обработка собранной  информации.

4. Анализ собранной информации, формирование выводов, рекомендаций.

Исходным пунктом исследования были следующие гипотетические проблемы: как влияет социально-психологический  климат предприятия на производительность; удовлетворены ли своей работой  сотрудники; каковы основные мотивации сотрудников к труду.

Объект исследования –  трудовой коллектив предприятия.

Предмет исследования –  социальная сфера на предприятии.

Задача состояла в том, чтобы в соответствии с результатами проведенного исследования наметить пути повышения эффективности функционирования трудового коллектива, предотвращения конфликтов или управления ими.

 

 

4. Методика социологического исследования предприятия

В качестве метода социологического исследования было выбрано анкетирование. Респондентам раздавались анкеты (образцы анкет находятся в приложении). При составлении анкет учитывалась следующая информация:

Информация о работе Социологические исследования в сфере организации труда