Социологические исследования молодежных субкультур в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Молодежная субкультура- достаточно новое и многогранное явление общественной жизни. В последнее время понятие "молодежная субкультура" все чаще и чаще стало использоваться учеными-социологами и журналистами при обращении к явлениям и процессам, происходящим в молодежной среде.

Содержание

Введение
Раздел 1. Понятие и классификация субкультур
Раздел 2. Музыкальные субкультуры
Раздел 3. Результаты социологических исследований
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая социология.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Социологические исследования молодежных субкультур в современной  России

Размещено на /

Кафедра Социологии и гуманитарных наук

 

Контрольная работа

по истории  социологии

на тему

Социологические исследования молодежных субкультур в современной  России

 

2011

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение

Раздел 1. Понятие  и классификация субкультур

Раздел 2. Музыкальные  субкультуры

Раздел 3. Результаты социологических исследований

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Молодежная субкультура- достаточно новое и многогранное явление общественной жизни. В последнее время понятие "молодежная субкультура" все чаще и чаще стало использоваться учеными-социологами и журналистами при обращении к явлениям и процессам, происходящим в молодежной среде.

Степень разработанности: вопросы субкультурного развития в последнее время исследуются многими отечественными психологами и социологами. Среди отечественных авторов, занимавшихся изучением данной проблемы можно назвать О.Г. Заярную, А.И. Мазурову, И.Ю. Сундиева, П.В. Разина. Многие исследователи этого вопроса описали в своих работах символику и выразительное поведение той или иной субкультуры. Некоторые пытались выделить потребности, которые удовлетворяют подростки, вступая в молодежные неформальные объединения.

Эта работа, опираясь на опыт проведенных исследований, ставит перед собой цель: выявить  информированность молодёжи о различных  субкультурах, существующих в настоящее  время в нашей стране.

Чтобы достичь  поставленной цели нужно выполнить  ряд задач:

• Исследовать общую осведомлённость о различных субкультурах

• Выяснить, какие  субкультуры актуально представлены в нашей стране

• Выяснить, каковы основные источники информации о  жизни различных субкультур

Объектом исследования являются респонденты, возраст которых от 15 до 25 лет. Предметом исследования являются музыкальные молодежные субкультуры России.

Актуальность  этой темы обусловлена появлением в  последнее время большого количества разнообразных субкультур и ростом интереса исследователей и общества к этому феномену.

Раздел 1. Понятие и классификация субкультур

Субкультура - свод накопленных ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура - часть общественной культуры.

Составляющими субкультуры и одновременно признаками ее оказываются: знание (картина мира в узком смысле), ценности, стиль и образ жизни, навыки, умения. Критерием сформированности субкультуры является совокупность указанных выше параметров.

Расскажем поподробнее  о каждой составляющей субкультуры:

Знание (картина мира в узком смысле)- под этим понятием имеется ввиду вся совокупность знаний и представлений человека об окружающей действительности, отталкиваясь от которых он выстраивает целостный образ социального мира и своего места в нем. На основе созданного образа происходит ориентация в жизненном пространстве.

Ценности – один из компонентов социальной системы, наделенный особым значением в индивидуальном или общественном сознании. Ценностью может быть любой объект (материальный или идеальный) — как реальный, так и воображаемый.

Стиль и образ жизни- эта категория объединяет в себе такие компоненты, как стиль жизни, образ жизни, социальные роли и статусы. Стиль жизни будет пониматься как социально-психологическая категория, выражающая определенный тип поведения людей. К стилю и образу жизни, который будет характеризовать, и отличать субкультуру как таковую, мы отнесем именно тот стиль и образ жизни (стиль жизни, условия жизни, роли и статусы), который присущ определенной социальной группе в целом и конкретному индивиду (члену субкультуры) в частности.

Субкультура может  отличаться от доминирующей культуры манерой поведения, одеждой. Основой  субкультуры могут быть стиль  музыки, образ жизни, определённые политические взгляды.

Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

Каждому из нас  в каком-либо общественном месте  удавалось хоть раз встретить  человека, который отличался, прежде всего, необычным внешним видом. Это и есть неформал- представитель одной из современных субкультур. Человек-неформал - это попытка показать свою индивидуальность, бросить вызов миру с его бесконечными серыми буднями.

Каждый неформал относится к одному из видов молодежных субкультур: (ниже представлены самые распространенные в настоящее время подвиды субкультур)

 

Виды субкультур

Общее описание

Подвиды

Описание подвидов

Музыкальные

Субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки

Альтернативщики

поклонники альтернативного  рока, рэпкор

   

Готы

поклонники готик-рока

   

Металлисты

поклонники хэви-метал  и его разновидностей

   

Панки

поклонники панк-рока

   

Рокеры

поклонники рок-музыки

   

Хип-хоп (рэперы)

поклонники рэпа и хип-хопа

   

Скинхеды

любители ска

   

Эмо

поклонники эмокор

Имиджевые

Субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению

Нудисты

 
   

Стиляги

 
   

Милитари

 

Политические и мировоззренческие

Субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям

Антифа

 
   

Неформалы

 
   

Хиппи

 

По хобби

Субкультуры, сформировавшиеся благодаря хобби

Байкеры

Любители мотоциклов

   

Райтеры

Поклонники граффити

   

Трейсеры

Любители паркура

   

Хакеры

Любители компьютерного  взлома (чаще нелегально)

По другим увлечениям

Субкультуры, основанные на кино, играх, мультипликации, литературе.

Отаку

Поклонники аниме(японской мультипликации

   

Геймеры

Поклонники компьютерных игр

   

Футбольные хулиганы

 

 

Появление молодежной субкультуры объясняется целым  рядом факторов. Главными из них  являются:

1.Социально-экономические причины (безработица, скучная, малоинтересная работа).

2. Различия между  поколениями.

3. Особенности  возрастной психологии. Молодежь  эмоциональнее, динамичнее, независимее.  У большинства еще нет семьи,  профессии, того круга многочисленных обязанностей и обязательств, в который с возрастом попадает всякий взрослый человек.

4. Стремление  молодежи создать свой особый  мир ценностей, обрести осмысленный  и значимый досуг, круг единомышленников, возможности самовыражения.

В рамках молодежной субкультуры принято выделять три направления:

1. Асоциальные  молодежные объединения. Они стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу обществу. Как правило, это неформальные объединения, названия которых отражают особенности их внешнего вида или поведения. Примерами таких объединений являются панки, рокеры. Нередко они связаны с определенным музыкальным стилем. Например, рокеры считают своей музыкой ранний рок-н-ролл, символом которого был Элвис Пресли.

2. Антисоциальные  объединения. Их протест может принимать социально опасные, агрессивные формы. Они открыто противостоят органам власти. Примером таких объединений является движение скинхедов. Среди них немало приверженцев фашистской идеологии. Современные фашисты выступают против мигрантов, число которых в России резко возросло. Мигранты образуют свою субкультуру, некое маргинальное образование, которое увеличивается по размерам и может вытеснить представителей коренной национальности. Таким образом, существуют объективные проблемы, которое "подпитывают" движение скинхедов. Однако, они должны решаться цивилизованным путем на государственном уровне. Согласно социологическим исследованиям, в России сейчас не менее 35 тысяч скинхедов, которые выступают под лозунгом "Россия для русских". К ним примыкают подростки 14 - 16 лет, их лидерам не более 20 - 23 лет. В основной своем массе эти ребята мало образованы, в лучшем случае они - учащиеся ПТУ. 

3. Просоциальные  объединения. Они приносят пользу обществу. Члены этих объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях. Примером такого рода объединений являются "зеленые" - экологические организации, активность и популярность которых неуклонно растет.

Раздел 2. Музыкальные  субкультуры

Мы поговорим  о субкультурах, выделенных на основании  признака музыкальных пристрастий, соответствующей моды. Имидж музыкальных  субкультур формируется во многом в  подражании сценическому имиджу популярных в данной субкультуре исполнителей.

Альтернативщики — молодежная субкультура, возникшая в начале 1980-х годов, впоследствии занесенная в Россию в 1990-х. Сформировалась при смешении металлистов, панков и рэперов. Успех альтернативной музыки обеспечили такие группы, как Nirvana, Korn и Limp Bizkit. Популярными темами для текстов песен являются призывы к политической грамотности населения и антифашизм. Тем не менее, тексты могут рассказывать о буйных вечеринках, любви, насилии, наркотиках.

Внешний вид  представителей этой субкультуры сильно зависит от их возраста и среды  общения. Наибоилее часто встречающаяся  сегодня черные волосы, закрывающие  уши, черная одежда, кеды (преимущественно  скейтерские), пирсинг на лице, тоннели, дреды, татуировки. В этой среде зачастую употребляют наркотики, алкоголь и занимаются экстремальными видами спорта.

Го́ты- представители молодёжной субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов XX-го века на волне пост-панка. В России они появились в 1990 году. Готическая субкультура весьма разнообразна и неоднородна, однако для нее в той или иной степени характерны следующие черты: мрачный имидж, интерес к мистицизму и эзотерике, любовь к готической музыке. Изначально готами называли поклонников готической музыки, но позднее субкультура распространилась и на литературу, кино, живопись. И все же главную роль в данной субкультуре несет своеобразное мировоззрение, особое восприятие окружающего мира, смерти- как фетиш, что может считаться одним из признаков принадлежности к готам. Но не стоит забывать, что готика появилась благодаря музыке, и по сей день, она является главным объединяющим фактором для всех готов.

Готы имеют  свой, узнаваемый имидж, который за последнее время претерпел значительные изменения. Как бы ни развивалась готика, остаются два неизменных основных элемента: преобладающий черный цвет одежды (иногда с элементами других цветов), а также исключительно серебряные украшения- золото принципиально не используется, поскольку расценивается, как символ обычных, избитых ценностей, а также цвет солнца (серебро- цвет луны).

Причёска также  играет весьма важную роль в имидже готов обоих полов. Это могут быть просто прямые длинные волосы, или же их поднимают гелем или собирают в большие пучки. Изредка встречаются ирокезы. Часто волосы красят в чёрный, красный, фиолетовый и белый цвета, возможно также окрашивание с прядами одного цвета на фоне другого. Мейк-ап остаётся одним из главных признаков принадлежности к субкультуре: плотный слой белой пудры на лице, чёрная подводка глаз и губ.

Металли́сты (металхэ́ды или мета́леры)- это молодёжная субкультура, вдохновлённая музыкой в стиле метал, появившаяся в России в 1980-х годах.

Субкультура металлистов  лишена ярко выраженной идеологии и  сосредоточена, в основном, вокруг музыки. Тексты метал-групп пропагандируют независимость, самостоятельность  и уверенность в себе, культ "сильной  личности". Отношение к религии различно, но традиционно считается, что металлисты не религиозны.

Внешний вид  металлистов :

Длинные волосы у мужчин

Кожаная куртка -косуха, кожаный жилет.

Чёрные футболки или балахоны с логотипом любимой  металлической группы.

Напульсники- кожаные браслеты

Нашивки на одежде и прочих окружающих предметах

Тяжелая обувь- камелоты, гриндерсы, короткие сапоги с цепями-казаки.

Джинсы (обычно синие или чёрные), кожаные штаны.

Цепи, крепящиеся на пояс

Панки- молодёжная субкультура, возникшая в середине 70-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, в России эта субкультура появилась чуть позднее- в 1980-х годах.

Панки придерживаются различных политических взглядов, но в большинстве своём они являются приверженцами социально направленных идеологий и прогрессивизма. Для панков характерно стремление к личной свободе и независимости, принципы "не продаваться", "полагаться на самого себя".

Панки отличаются пёстрым эпатажным имиджем:

многие панки  красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком, гелем или пивом, чтобы они стояли торчком. В 80-х у панков стала модной причёска "ирокез". Панки наносят черепа и знаки на одежду и аксессуары. Носят напульсники и ошейники из кожи с шипами, заклёпками и цепями. Многие панки делают татуировки. Также носят рваные протёртые джинсы (которые они сами специально режут).

Рокеры появились как субкультура в пятидесятых- начале шестидесятых годов в эпоху рок-н-ролла, представителями музыки и стиля которой стали Чак Бэрри, ранний Элвис Прэсли.

Рокеры носят  кожаные мотоциклетные куртки, в  изобилии украшенные кнопками, заплатками, нашивками и булавками. На головах  у них нередко довольно модные кожаные кепки. Обычно они ездят  на мотоцикле в шлеме с открытым лицом. В гардеробе каждого рокера присутствуют джинсы, кожаные брюки, высокие мотоциклетные ботинки, военные футболки и ботинки.

Другая сторона  рокерской культуры- злоупотребление  алкоголем, наркотиками, сигаретами.

Информация о работе Социологические исследования молодежных субкультур в современной России