Социологические исследования молодежных субкультур в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Молодежная субкультура- достаточно новое и многогранное явление общественной жизни. В последнее время понятие "молодежная субкультура" все чаще и чаще стало использоваться учеными-социологами и журналистами при обращении к явлениям и процессам, происходящим в молодежной среде.

Содержание

Введение
Раздел 1. Понятие и классификация субкультур
Раздел 2. Музыкальные субкультуры
Раздел 3. Результаты социологических исследований
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая социология.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Хип-хоп- молодёжная субкультура, появившаяся в середине 1970-х в среде афроамериканцев и латиноамериканцев. Для неё характерны своя музыка (также называемая хип-хоп, рэп), свой сленг, своя хип-хоп мода, танцевальные стили (брейк-данс),графическое искусство (граффити) и свой кинематограф. К началу 1990-х г. хип-хоп стал частью молодёжной культуры во многих странах мира, а также в России.

Музыка хип-хопа состоит из двух основных элементов: рэпа (ритмичного речитатива с чётко  обозначенными рифмами) и ритма, задаваемого ди-джеем, хотя нередки  композиции и без вокала. На сцене  музыканты часто сопровождаются танцевальным ансамблем. В настоящее время хип-хоп является одним из наиболее коммерчески успешных видов современной развлекательной музыки.

Стиль любителей  хип-хопа:

большинство носят  джинсы-"трубы" и плотные рубашки  или спортивные футболки, ювелирные украшения, стилизованные под рэп-культуру. Одежда больших размеров приветствуется. Шапочки, "бейсболки", повёрнутые назад, рюкзаки до пояса, цепочки, спортивные курточки, футболки- это обязательная атрибутика представителей этой субкультуры.

Молодежь, которая  является частью данной субкультуры  можно классифицировать, как достаточно специфическую и неординарную. Хип-хоп  мода и дальше будет влиять на очередные  молодые поколения потребителей, а артисты и их поклонники находить новые пути развития субкультуры.

Эмо- молодежная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. Как и большинство современных субкультур, эмо берет начало в США в середине 80-х годов. В России же об этой субкультуре стало известно лишь в начале XXI века.

Выражение эмоций- главное правило для тех, кто  относит себя к субкультуре эмо. Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное  мироощущение. Зачастую эмо- ранимый  и депрессивный человек. Он выделяется из толпы ярким внешним видом, ищет единомышленников и мечтает о счастливой любви.

Эмо характеризует  основанный на эстетике прекрасного  принципиально инфантильный взгляд на мир, интровертность, акцент на внутренних переживаниях.

Традиционной  причёской эмо считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Предпочтение отдаётся жёстким прямым чёрным волосам. У девушек возможны детские, смешные причёски. Для создания этих причесок эмо тратят баллоны фиксирующего лака для волос. Часто эмо прокалывают уши или делают тоннели. Помимо того, на лице эмо может быть пирсинг (например, в губах и левой ноздре, бровях, переносице). Глаза густо подводят карандашом или тушью, благодаря чему они выглядят ярким пятном на лице. Ногти покрывают чёрным лаком.

Эмо носят одежду в розово-чёрных тонах с двуцветными  узорами и стилизованными значками. Основными цветами в одежде являются чёрный и розовый (пурпурный), хотя и  другие шокирующе-яркие сочетания  считаются допустимыми. Наиболее типичная для них одежда- это узкие джинсы, кеды с яркими или чёрными шнурками, чёрный или розовый ремень, клетчатая косынка-арафатка на шее.

Раздел 3. Результаты социологических исследований

В ходе исследования был предложен один из вопросов: «Перечислите представителей каких молодежных субкультур вы встречали ?

Результаты были следующие:

1. Субкультуры,  выделенные на основании признака  асоциальной направленности и  деликвентного / криминального поведения  – 2,19%

2. Субкультуры,  выделенные на основании признака увлечения различными видами спорта – 6,24%

3. Субкультуры,  выделенные на основании способа  проведения свободного времени  / трудно идентифицируемые – 7,78%

4. Субкультуры,  выделенные на основании признака  социальной активности и политических взглядов – 20,92%

5. Субкультуры,  выделенные на основании признака  музыкальных пристрастий, соответствующей  моды – 62,87%

Следующим вопросом к респондентам был «Представители каких музыкальных субкультур вы встречали ?

Ответы распределились следующим образом:

“Панки” – 25,13%

“Эмо” – 22,32%

“Рэперы” – 19,06%

“Готы” – 12,94%

“Хиппи” – 6,64%

“Металлисты”  – 5,5%

“Неформалы” – 4,01%

“Альтернативщики” – 2,98%

“Другие” – 1,43%

Респондентам  задавали вопрос: «Что является основным источником информации о субкультурах?» Результаты получились следующие:

- Телевидение  – 35,20% - Рассказы друзей – 23,70% - Наблюдаете со стороны, являетесь  очевидцем – 14,59% - Сами активно  участвуете в жизни какой-либо  из субкультур – 10,52% - Газеты, журналы, радио – 10,52% - Интернет – 4,63% - Нет ответа – 0,84%

 

 

Мотивы, по которым  молодые люди становятся участниками  определённой субкультуры, распределились следующим образом:

- Интересы – 42,63%

- Попытка победить  внутреннее одиночество, желание  найти друзей и единомышленников  – 34,71%

- Потребность  в эмоционально насыщенном общении  – 12,48%

- Конфликты на  учёбе и дома – 5,89%

- Потребность  в защите и независимости –  4,29%

Как видно группа мотивов, обусловленных проблемами в общении, отношениях со взрослыми, чувством незащищённости дома и на учёбе в сумме составляют 12,48%.

То есть субкультуры  в большей степени выступают  как объединения по интересам, помогающие уйти от одиночества и удовлетворяющие потребность в насыщенном общении.

исследование  информация молодежь субкультура

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Мы дали обоснование  термину «субкультура», охарактеризовали составляющие и признаки субкультуры, которыми являются знание; ценности; стиль и образ жизни; социальные институты как системы норм; процедурное знание (навыки, умения, способы осуществления, методы); потребности и склонности.

Также познакомились  с видами субкультур: музыкальными, политическими, имиджевыми, и с субкультурами  по хобби.

Выявили ряд  факторов возникновения субкультур, к которым относится малоинтересная жизнь, различия между поколениями, а также особенности возрастной психологии молодежи.

Выделили три  направления молодежных субкультур: асоциальное молодежное объединение, антисоциальное и просоциальное объединения.

В разделе 2 мы обратили особое внимание на музыкальные субкультуры  молодежи, такие как панки, эмо, рокеры, альтернативщики, представители хип-хопа, металлисты и более подробно рассказали об их атрбутике, стиле в музыке и в одежде.

В разделе 3 мы привели  несколько социологических опросов, в ходе одного из которых выяснилось, что большинство музыкальных  субкультур, а именно 62,87% , т.е. мода и музыкальные пристрастия наиболее важные признаки в молодежной среде; наиболее известными субкультурами среди респондентов являются панки – 25,13% и эмо – 22,32%; также выяснили основные источники информации о субкультурах - телевидение – 35,20% и по рассказы друзей – 23,70%; узнали, что интерес и попытки победить внутреннее одиночество стали основным мотивом, по которому люди приобщились к той или иной субкультуре.

Итак, тема субкультур – это одна из интереснейших тем. Она обширна и многогранна. Она  жизненна и наблюдается каждый день. Субкультуры не стоят на месте, они  развиваются и изменяются. Они все шире охватывают человечество.

Многообразие  субкультур было подтверждено на примерах, включивших в себя лишь малую долю существующих субкультур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1. Бельский В.Ю., Беляев А.А. "Социология", М., "ИНФРА  - М", 2005

2. Громов А.В., Кузин О.С. "Неформалы. Кто есть  кто?" - М.,1990г.

3. Левикова С. И.: ”Молодежная  субкультура”: Учеб. пособие, 2004 г.

4. Слюсаревский Н.Н. Субкультура как объект исследования.

5. Источник из интернета:sub-culture/


Информация о работе Социологические исследования молодежных субкультур в современной России