Социологические теории народников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 18:31, доклад

Краткое описание

Возникновение социологии было вызвано процессами, происходившими, прежде всего в экономической сфере и потребовавшими знания об обществе как целостной взаимосвязанной системе. Особенность России второй половины XIX в. заключалась в том, что эти процессы сталкивались в ней с болезненной ломкой крепостнического уклада, архаическими традициями и как следствие - усложнённой социальной структурой общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Word.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Введение

народничество неокантианство марксистский социология

Возникновение социологии было вызвано процессами, происходившими, прежде всего в экономической  сфере и потребовавшими знания об обществе как целостной взаимосвязанной  системе. Особенность России второй половины XIX в. заключалась в том, что эти процессы сталкивались в ней с болезненной ломкой крепостнического уклада, архаическими традициями и как следствие - усложнённой социальной структурой общества.

Вызванная социально-исторической реальностью интеллектуальная потребность в ориентации на научно-рационалистическое объяснение социальных процессов в их связи с общественным целым, предрасположенность к точному, практичному пониманию жизни, какой она представляется строгому наблюдателю, привели к тому, что социология в России возникла именно в традиции позитивизма.

Первый  этап: 1869-1890 гг.

1. Социологические теории народников

Все главные  положения социологии народничества  теоретически обосновывали возможность  самобытного, некапиталистического развития России, которого можно было достичь благодаря активному вмешательству в ход исторического процесса.

Конец 1860-х - начало 1880-х годов: революционное направление  народничества, сторонники которой  стремились к крестьянской революции.

Середина 1880-х - середина 1890-х годов: либеральное направление народничества.

С середины 1890-х  годов народническая социология под напором марксистской критики  приходит в упадок, ее заменяет созданная  в 1902 году партия социалистов-революционеров. Объединяло революционных народников то, что они критиковали царизм, требовали уничтожения феодально-крепостнических пережитков, отрицательно относились к развитию капитализма в России, идеализировали крестьянскую общину, которую считали исходным началом социализма. Их взгляды расходились только в вопросах подготовки и осуществления революции, форм и способов революционной деятельности:

П.Л. Лавров (1828-1900). Основные социологические работы: «Знание  и революции», «Социальная революция  и задачи нравственности», «Кому  принадлежит будущее». Был теоретиком подготовительно - пропагандистского направления. Выступал за длительную пропаганду социалистических идей, так как народ еще не готов к социалистическому перевороту. Революция возможна только тогда, когда большинство населения осознает полностью ее необходимость.

М.А. Бакунин (1814-1876). Основные социологические работы: «Кнуто-Германская империя и социальная революция», «Государственность и анархия», «Федерализм, социализм и антитеологизм» (не закончена). Был теоретиком бунтарско-анархического направления, родоначальником отечественного анархизма. Считал, что социология - наука об общих законах, управляющих всем развитием человеческого общества, а общество - естественный способ существования совокупности людей независимо от всякого договора. Оно никогда не руководствуется законами, а медленно развивается под влиянием инициативы индивидов, а не мыслью и волей законодателей.

Центральная проблема социологии: проблема уничтожения государства  как силы, которая подавляет абсолютную свободу личности. Всякое государство таит в себе опасность развития деспотизма управляющих и рабства управляемых и является главным препятствием на пути социального освобождения человека. Основная сила, способная уничтожить государство - революция, которая возможна при любом экономическом строе общества. Верил, что народный взрыв разрушит до основания старый строй, а вместо государства будут созданы независимые общины. Бакунин отвергал не управление как таковое, а управление централизованное, сосредоточенное в одних руках, которое идет «сверху вниз».

Считал, что  религия - социальное зло, освобождение от которого возможно только благодаря  социальной революции.

П.Н. Ткачев (1844-1886). Основные социологические работы: « Задачи революционной пропаганды в России», «Что такое партия прогресса», «Накануне и на другой день революции», «Производительные силы Европы», «Анархическое государство». Большое внимание уделял проблеме прогресса. Прогресс находит выражение в трех сферах: в природе, в индивидуальном организме и в человеческом обществе. Основная цель социального прогресса - приведение в соответствие потребностей людей с возможностями их удовлетворения.

2. Субъективная школа

П.Л. Лавров (1828-1900). Основные социологические  работы: «Социологи-позитивисты», «Введение  в историю мысли», «Теория и практика прогресса», «Социальная революция и задачи нравственности», «Задачи понимания истории». Считал, что социология - это наука о солидарности, практические задачи которой не могут быть отделены от теоретического их понимания. Государство и общество должны служить человеку, а не он им. Не должно происходить подчинения общественного элемента личному или поглощения личности обществом. Личность должна понять общественные интересы, которые являются сутью ее интересов. Движущая сила истории - «критически мыслящая личность», элитарное меньшинство, а большинство служит и трудится, создавая меньшинству возможность служить народу для искупления его жертв, возврата народу его морального долга. Если общество заглушит критически мыслящих личностей, это приведет к застою и гибели.

Н.К. Михайловский (1842-1904). Основные социологические  работы: «Аналогический метод в общественной науке», «Теория Дарвина и общественная наука», «Герои и толпа», «Орган, неделимое, общество». При рассмотрении предмета социологии акцентировал внимание на исследовании процессов борьбы за индивидуальность, понимая под этим целостность человека в его взаимодействии с социальными структурами. Только справедливый общественный строй может гарантировать уважение к человеческой неповторимости и индивидуальности.

Идеал общественного развития - создание таких отношений, которые способствовали всестороннему развитию личности. Такое  возможно только при социализме, когда  будут реализованы идеалы свободы, равенства и справедливости. Михайловский считал, что социализм - это «творчество личного начала при посредстве начала общинного».

С середины 1870-х годов занялся психологией  «толпы», изучением психологии масс, анализом психологических путей  и средств воздействия личностей  на народ. Проводил различие между понятиями «герой» и «великая личность».

Михайловский  первый в социологии разработал теорию подражания.

3. Натуралистическое направление.

Его представители выдвигали на первый план географический фактор.

Л.И. Мечников (1838-1888). Основная социологическая работа: «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современного общества». Две основные проблемы: социальный прогресс и его критерий, механизм социального прогресса. Мерилом прогресса выступает солидарность. Главный показатель социального прогресса - степень свободы при образовании кооперации. Считал, что социальный прогресс проходит те же ступени солидарности, что и в органическом мире.

Пытался рассмотреть механизм влияния природы  на социальное устройство общества. Выделял 3 периода в истории цивилизации: речной, средиземноморский, океанический. С этой периодизацией связывает основной закон развития культуры.

По  мнению Мечникова, социологические  законы не сводимы с законами природы, выступал против социал-дарвинизма.

Пытался связать проблему географического  фактора с условиями материальной жизни общества.

4. Органицизм

Исходный  путь органицизма - гипотетическое отождествление общества с организмом.

А.И. Стронин (1826-1889). Основные социологические  работы: «История и метод», «Политика как наука», «История и общественность». По мнению Стронина, общество - это организм, а социальные институты - отдельные части организма. Функционирование человека и общества происходит одинаково.

Структуру общества представлял в виде пирамиды. Вершина - привилегированное меньшинство (судьи, законодатели, администрация). Середина - капиталисты. Основание ? большинство общества (земледельцы и ремесленники).

П.Ф. Лилиенфельд (1826-1903). Основные социологические  работы: «Мысли о социальной науке будущего», «Социальная патология». Так как общество - организм, оно обладает всеми отличительными чертами организма. Выделял в жизни общества 3 главные функции:

1. Физиологическая  или экономическая

2. Морфологическая  или юридическая

3. Индивидуальная или политическая

Считал, что классовая борьба и революция - это патология, ненормальное развитие.

5. Психологическое направление

Главное внимание было направлено на изучение психологического механизма и социальных форм проявления поведения индивида или группы.

Е.В. Де Роберти (1843-1915). Основные социологические  работы: «Социология», «Прошедшее философии», «Новая постановка основных вопросов социологи». Положение о социальной эволюции как об основном факторе  социологии.

Все социальные явления и процессы можно поставить в эволюционный ряд, состоящий из семи категорий: психологическое взаимодействие - общественные группы - личность - наука - философия - искусство - практическая деятельность.

Н.И. Кареев (1850-1931). Основные социологические  работы: «Историко-философские и социологические этюды», «Введение в изучение социологии», «Сущность исторического процесса и роль личности в истории», «Историка. Теория исторического знания», «Общие основы социологи». Общество - сложная система психологических и практических взаимодействий личностей, «надорганическая среда». Она делится на культурные группы и социальную организацию. Культурные группы - предмет изучения психологии, социальные организации - предмет изучения социологии.

6. Плюралистическая школа Ковалевского

М.М. Ковалевский (1851-1916). Основные социологические  работы: «Очерк развития социологических  учений», «Очерк происхождения и  развития семьи и собственности», «Современные социологи», «Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства  и религии».Считал, что социология - синтез результатов, полученных конкретными общественными науками, наука, имеющая своей целью установление законов и тенденций общественного развития. Считал, что на исторический процесс параллельно влияет множество факторов, но в различные эпохи на первое место выдвигались разные факторы.

Считал, что исторический прогресс связан с  существующей исторической закономерностью. Отрицательно относился к революции, как к источнику социального  прогресса. Считая, что только система продуманных реформ является необходимым благом для общества.

В центре соц. теории Ковалевского - учение о  солидарности.

Ковалевский выдвинул теорию эволюции, то есть органической смены стадий общественного развития.

7. Ортодоксальный марксизм

Г.В. Плеханов (1856-1918). Основные социологические работы: «Социализм и политическая борьба», «Очерки по истории материализма», «Основные вопросы марксизма», «Искусство и общественная жизнь», «К вопросу о роли личности в истории». Глубокая и основательная критика методологических основ буржуазной социологии, противопоставлял ей марксистскую социологию, (социологию предвидящую).

Критика буржуазной философии.

Разрабатывал  основные проблемы социологии на основе материализма, рассматривал методологию  научного предвидения в социальном познании.

Критиковал  теорию фактов в социологии, плюралистические взгляды Ковалевского, субъективную социологию народничества.

Он  подчеркивал определяющее значение исторической необходимости в действиях  личности, при этом не занижая роль исторической инициативы личности на определенном этапе развития общества.

Второй  этап: 1890-е годы - начало ХХ века

Неокантианство

Основные моменты  неокантианской концепции:

- Приоритет логических  основ

- Критика понятий и  языка социологии

- Гносеологическое философствование

Неокантианство в России можно разбить на 3 группы:

2. Легальный марксизм

С.Н. Булгаков (1871-1944), Н.А. Бердяев (1874-1948), М.И. Туган-Барановский (1865-1919), П.Б. Струве (1870-1944) выступали против народничества, против положения том, что развитие капитализма есть регресс России, отстаивали идею прогрессивности капитализма. Отрицали наличие антагонистических противоречий, выступали против необходимости социалистической революции и диктатуры пролетариата. Либерально-буржуазная политическая программа с заимствованными марксистскими экономическими идеями.

Философия на базе идеализма. «Легальные марксисты» считали, что  капитализм в России является исторической необходимостью, и для обоснования  «прогрессивной и культурной миссии»  капитализма в будущем пытались применить идеи марксистской социологии.

3. Ортодоксальный марксизм (развитие)

Развитием идей Плеханова  занимался В.И. Ленин.

Третий этап: первая четверть ХХ века

1. Неопозитивизм

К.М. Тахтарев (1871-1925). Основные социологические работы: «Главнейшие направления в русской социологии», «Наука об общественной жизни», "Общество и государство, и закон борьбы классов". Выступал против марксистского понимания классовой борьбы, противопоставляя ему идею межклассового сотрудничества и солидарности. Окончательным победителем в общественной борьбе будет труд, но труд творческий и действительно общественный.

П.А. Сорокин (1889-1968). Основные социологические работы: «  Система социологии», «Социология  революции», «Социальная мобильность», «Социальная и культурная динамика», «Россия и Соединенные Штаты», «Общество, культура и личность», «Взаимная конвергенция США и СССР в направлении смешанного социокультурного типа». Сорокин не принимает социалистическую революцию и открыто выступает против нее.

В его понятии, социология - наука, самостоятельно изучающая  наиболее общие родовые свойства человеческого взаимодействия.

Предмет социологии - элементы человеческого взаимодействия, их классификация и условия возникновения, сохранения и исчезновения простых  коллективных единств.

Предлагал создать  социологию на следующих принципах:

Информация о работе Социологические теории народников