ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«МЭИ»
Гуманитарно-прикладной институт
Реферат на тему
«Социологический
подход к выявлению субъектов массовых
коммуникаций. Особенности массового
субъекта коммуникаций»
Специальность: Социология
массовых коммуникаций
Выполнила: студентка 3 курса
Карлина Евгения
Проверил: Кислицын К.Н.
МОСКВА 2013
Содержание:
1.Вступление 3
2. Социологический
подход к изучению социальных коммуникаций.
Виды социологических исследований 5
3. Функции массовой
коммуникации в обществе 7
4.Список использованной литературы
11
Вступление
Коммуникация – неотъемлемая
составляющая жизни человека как существа
общественного. Недаром в пирамиде Маслоу
коммуникация занимает место в ряду первичных
жизненных потребностей. Да и существование
общества, тем более современного, без
интенсивного информационного обмена
невозможно. Коммуникация – одна из важных
форм социального взаимодействия как
на макроуровне (уровень социальных систем),
так и на метауровне (организации) и микроуровне
(межличностное общение). Одним из видов
социальной коммуникации является массовая
коммуникация, представляющая собой процесс
распространения информации среди массовой
аудитории, а также процесс непрямого,
опосредованного, информационного взаимодействия
в больших общностях. Изучением массовой
коммуникации как структуры и как социального
процесса занимается отрасль социологии
– социология массовой коммуникации.
Социология массовой коммуникации развивалась
параллельно в двух направлениях – в социометрическом
направлении, в ходе которого велись исследования
общественного мнения и социальных групп
как объектов, на которые оказывает влияние
средства массовой коммуникации, и в направлении
теоретических аспектов массовой коммуникации.
Социология массовой коммуникации
как наука занимается разработкой основных
понятий и исследованием закономерностей,
в соответствии с которыми формируются
и развиваются системы и процессы массовой
коммуникации, а также объекта и субъектов
массово-коммуникативной деятельности
– массовой аудитории и социальных групп,
транслирующих социально-значимые сообщения
в массовое сознание.
Социология массовой коммуникации
исследует проблемы аудитории, коммуникатора,
а также проблемы функционирования
средств массовой коммуникации,
содержания массовой информации, ее
восприятия, а в начале своего развития
преимущественно занималась вопросами
пропаганды, эффективности ее воздействия
и ее содержанием. В своих исследованиях
социология массовой коммуникации, как
любая наука, оперирует различными общенаучными
и специальными методами, такими, как массовые
анкетные опросы, опросы коммуникаторов;
контент - анализ сообщений, а при изучении
эффективности массовой коммуникации
широко использует метод эксперимента. |
|
Социологический
подход к изучению социальных коммуникаций.
Виды социологических исследований
Название этого раздела навеяно
одной из самых ранних социологических
монографий, посвященных СМИ. В конце 60-х
годов прошлого века социологи осваивали
исследования телевидения, в начале следующего
века - Интернета. В чем же особенности
социологического видения тех явлений,
что относятся к журналистике?
«Социология - это наука о становлении,
развитии, изменениях и преобразованиях,
о функциях социальных общностей и форм
их самоорганизации: социальных систем,
социальных структур и институтов. Это
наука о социальных изменениях, вызываемых
активностью социального субъекта, наука
о социальных отношениях как механизмах
взаимосвязи и взаимодействия между многообразными
социальными общностями, между личностью
и общностями; наука о закономерностях
социальных действий и массового поведения».
Как видно уже из этого определения, социологи
не занимаются творческими, организационными,
экономическими, технологическими вопросами
проектирования и работы интернет-СМИ.
Они рассматривают их как социальный институт
- определенную форму организации совместной
деятельности людей, как способ связи
между ними, как фактор, оказывающий воздействие
на их жизнь.
Интернет и СМИ как его часть относятся
к институтам социальной коммуникации
- средствам общения, обмена информацией.
Функционирование интернет-СМИ как социального
института определяется потребностями
и интересами различных социальных субъектов,
что предполагает выполнение соответствующих
функций. Изучая Интернет и СМИ в его составе,
социологи выявляют, какие изменения вносит
этот институт в жизнь людей и как следует
оценивать такие изменения в свете существующих
представлений об объективных социальных
потребностях личности, группы, общества
в целом, в зависимости от осознанных и
разделяемых обществом социальных целей.
В социологических исследованиях выявляются
не только факты поведения людей, но и
мотивы, стоящие за ними: оценки, запросы
и т.п. стороны отношения. Социологи пытаются
выявить и факторы/причины, обуславливающие
поведение, а также последствия использования
данной системы коммуникаций. Тем самым
социологи нацеливаются и измерить, и
описать, и объяснить, и, по возможности,
спрогнозировать происходящее в данной
сфере, установив действующие здесь закономерности.
Как и в любой предметной области социологии,
в данной сфере существуют разные виды
исследований. Прежде всего, они делятся
на теоретические, нацеленные на выявление
социальной сущности изучаемых объектов,
закономерностей их функционирования,
и эмпирические, в том числе прикладные.
В результате которых получают сведения
о реальном состоянии социальных объектов,
на основе чего принимают практические
решения.
Эмпирические исследования делятся на
качественные и количественные. Первые
нацелены на получение сведений об отдельных
объектах, выявлении их разнообразия,
вариантов присущих им свойств ( например,
фокус-интервью). Во вторых получают статистические
факты - «типические сводные числовые
характеристики, основанные на специально
организованном массовом наблюдении социальных
явлений». В таких случаях зачастую требуется
соблюдение принципа репрезентативности
выборки.
Социология Интернета складывается на
наших глазах и развивается стремительными
темпами. Это объясняется, с одной стороны,
скоростью распространения самого этого
явления, а с другой - накопленным ранее
опытом изучения традиционных СМИ. Первая
монография по исследованиям, связанным
с Интернетом, появилась в России в 2000
г.
Нужды заказчиков заставляют удешевлять
и убыстрять проведение социологических
исследований. От очных опросов по месту
жительства во второй половине прошлого
столетия западные фирмы все чаще переходили
к более дешевому и оперативному телефонному
опросу, если это позволяет уровень телефонизации.
Теперь же очередь за освоением Интернета
как системы каналов, способных связывать
социолога с респондентами (опрашиваемыми).
Самые ранние электронные опросы в начале
90-х годов проводились с использованием
e-mail. Им предшествовала гибридная форма:
рассылка через обычную почту компьютерных
дисков и получение по почте же заполненных
дисков (методика Disk By Mail). С появлением
Интернета возникли новые формы сетевых
опросов
Ряд западных фирм ведут исследования
в десятках стран, включая Россию, на разных
языках. Даже глобальные исследования
могут быть проведены всего за 48 часов.
Например, система, используемая американской
компанией Harris Interactive, способна за пять
минут получить и обработать 144 тысячи
ответов опрашиваемых.
Функции массовой
коммуникации в обществе
Одной из необходимых составляющих
поддержания стабильного функционирования
системы является поддержание более или
менее адекватной картины жизни общества,
социального окружения людей. Это достигается,
в немалой степени, посредством деятельности
СМК.
Механизм реализации "социального
сцепления" представляет собой взаимодействие
двух основных составляющих. Первой из
них являются общественные потребности
-- группы, коллектива, личности. Второй
-- "отклик" на соответствующие требования,
удовлетворение потребностей прямо или
опосредованно средствами массовой коммуникации.
Основные функции массовой
коммуникации в обществе
I. Информационная функция:
- информирование о событиях
и условиях жизни в обществе
и мире;
- информационное обеспечение
инновационных процессов;
II. Функция социальной
связи:
- интерпретация происходящего;
- поддержка существующих
норм и властных отношений;
- социализация;
- координация разнонаправленной
социальной активности, формирование
общественного согласия;
III. Функция обеспечения
преемственности:
- выражение образцов доминирующей
культуры, "узнавание" субкультур,
новых культурных направлений;
- поддержание общности
социальных ценностей;
IV. Рекреативная функция:
- создание возможностей
для отдыха и развлечения;
снижение социальной напряженности;
V. Функция мобилизации:
- организация кампаний
в связи с актуальными целями
в политике, экономике, социальной
сфере.
Немецкий социолог-теоретик
Никласа Лумана (1927 - 1998) К функциям масс-медиа
относит формирование и поддержание в
обществе свойств "раздражимости"
и "возбудимости". По мнению автора,
функции масс-медиа состоят не только
в обеспечении роста знаний, социализации
или образовании индивидов в соответствии
со сложившимися нормами. Описание мира
и общества представляет собой циклический
процесс. Этот процесс предполагает формирование
и интерпретацию состояния «возбуждения»
посредством информации, привязанной
к какому-то конкретному моменту.
Масс-медиа как средство конструирования реальности. С
точки зрения Лумана, феномен СМК представляет
собой один из результатов процесса функциональной
дифференциации современного общества.
Это определяется тем обстоятельством,
что современное общество имеет некоторые
стабилизирующие функциональные механизмы,
действующие на регулярной основе. Масс-медиа
как раз и является одним из таковых.
Понятие «масс-медиа» включает
в себя институты общества, которые используют
технологии «копирования» (размножения)
для распространения материалов (текстов)
коммуникации. Здесь технология распространения
играет примерно ту же роль, что и деньги
в экономике.
Описывая масс-медиа как социальную
систему, Луман выделяет два аспекта медиа
реальности. Во-первых, это «реальная реальность»
масс медиа -- широкий комплекс действий,
вне которых современная массовая коммуникация
не возможна. Например, тиражирование,
распространение, чтение, просмотр и т.д.
Но сюда не включается собственно «железо»
или материальная часть медиа. Другими
словами, «реальная реальность» масс-медиа
– это, собственно, коммуникации, которые
осуществляются внутри них и через них.
Во-вторых, реальностью медиа
является то, что представляется посредством
СМК. С точки зрения автора, масс-медиа
является не последовательностью операций,
а последовательностью наблюдений (или
наблюдающих операции). Луман указывает
в этой связи, что масс медиа производит
"трансцендентную иллюзию".
Реальность является не объектом
как таковым, а неким "горизонтом"
в феноменологическом смысле. Другими
словами, реальность является недостижимой.
Отсюда, согласно Луману, нет другой возможности
кроме как конструировать реальность
и наблюдать за наблюдателями, за тем,
как создается реальность.
Список использованной
литературы:
1. Шарков Ф.Ю., Родионов АЛ. Социология
массовой коммуникации. М., 2002.
2. Назаров М.М. Массовая
коммуникация в современном мире.
М., 2002.
3. Федотова Л Н. Социология
массовой коммуникации. М., 2002.
4. Назаров М.М. Массовая коммуникация
в современном мире: методология анализа
и практика исследований. М., 2002.
5. Л. Федотова
СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: УЧЕБНИК
ДЛЯ ВУЗОВ.