Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 13:00, контрольная работа
Словосочетание "общественное мнение" давно у нас на слуху. Это одно из тех социальных явлений, которые не испытывают сегодня недостатка внимания к себе. Его изучают и анализируют специалисты практически всех областей обществознания, о нем размышляют и пишут журналисты, за его симпатиями ревниво следят политики, руководители различных рангов. Общественное мнение изучают, формируют, прогнозируют, стремятся учесть в практике социального управления, одним словом, прилагают немало усилий к тому, чтобы завоевать его расположение.
Но что же такое общественное мнение и как оно формируется?
Введение 3
1. Понятие "общественное мнение". Сущность и признаки "общественного мнения". Объект и субъект "общественного мнения"………………………………...4
2. Формирование общественного мнения. Средства манипулирования "общественным мнением"……………………………………………………………….8
3. Сравните понятия "субъект общественного мнения" и "выразитель общественного мнения". Как вы понимаете термин "мнение общества"?...............11
Заключение 12
Список литературы
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
Филиал ВЗФЭИ в г. Омске
Факультет Финансово-кредитный
Кафедра Бакалавр экономики
по дисциплине Социология
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема: Социологическое изучение общественного мнения
Студент (Ф.И.О.) О.А.Таранникова
№ личного дела 11ФЛД11268
курс первый
Руководитель А.Ф. Тимофеев
Омск – 2012
Содержание
Введение 3
Заключение 12
Список литературы 13
Введение
Словосочетание "общественное
мнение" давно у нас на слуху.
Это одно из тех социальных явлений,
которые не испытывают сегодня недостатка
внимания к себе. Его изучают и
анализируют специалисты
Но что же такое общественное мнение и как оно формируется? Какие функции выполняет данное явление? Какие мыслительные процессы происходят в сознание каждого члена нашего общества, и как на это влияет общественное мнение? Оказывают ли пропаганда и средства массовой информации влияние на формирование общественного мнения?
Изучение общественного мнения является актуальной проблемой, так как общественное мнение является своеобразным регулятором тех процессов, которые происходят в обществе. Но нужно заметить, что порою результаты общественного мнения, могут быть недостоверными и ошибочными. В этом случае они лишь вводят в заблуждение народные массы, а иногда и оказывают скрытое влияние на сознание людей и формирования у них необходимого кому - либо мнения по тем или иным вопросам. Это также является важной иногда проблемой, иногда - целью, в том числе и для маркетинга.
Общественное мнение в его современном значении впервые появляется в конце XIX века в работе французского социолога Ж. Г. Тарда "Общественное мнение и толпа". Общественность (не общество, как принято в российской литературе из-за путаницы в переводе работы Тарда, где "public" означает не толпу, публику, то есть все общество, а общественность как носитель "public opinion", общественного мнения) рассматривается как совокупность людей, потребляющих одну и ту же информацию и вырабатывающих во многом совпадающие мнения и оценки, то есть общественное мнение — мнение общности, группы людей, основанное на принятии либо отрицании одинаково поданой и эмоционально окрашенной информации.
Феномен ”общественное мнение” принадлежит к числу таких социальных явлений которые привлекают внимание мыслителей с давних времен. Макиавелли в своем "Государе" особо указывал на исключительную важность этого феномена. В том виде, в каком данная категория употребляется нами, она встречается у английского государственного деятеля и писателя Джона Солсбери. Происхождение словосочетания - англосаксонское., появилось оно в АНГЛИИ во второй половине XII в., а точнее в речи Солсбери в 1159 г. Из Англии этот термин пришел в другие страны, а в XVIII в. стал общепринятым.
Не обошел этот феномен
своим вниманием и великий
философ Г.Ф. Гегель. Он писал в "Философии
права": "Формальная субъективная
свобода, состоящая в том, что
единичные лица как таковые имеют
и выражают свое собственное мнение,
суждение о всеобщих делах и подают
совет относительно них, проявляется
в той совместности, которая называется
общественным мнением" (Гегель. Философия
права.М., 1990, с.352). Подобная свобода
возникает лишь в обществе, в котором
существует не зависящая от государства
сфера частных (индивидуальных и
групповых) интересов, т.е. сфера отношений,
составляющих гражданское общество.
Гегель выделил в нем целый
ряд структурных элементов: первый
- условия существования
Представители разных сословий
часто вкладывали в него различное
содержание. Это происходило потому,
что общественное мнение отражает реальное
состояние общественного
Общественное мнение невозможно
отождествить ни с одной из форм
общественного сознания. Предмет
общественного мнения невозможно "втиснуть"
в рамки какой-либо одной формы,
так как общественное мнение может
быть сформулировано по вопросам политики
или права, морали или искусства,
религии или науки и т.д. В
силу этих обстоятельств общественное
мнение может быть признано еще одной
формой общественного сознания, ибо
по своему предмету оно как бы пронизывает
все формы сознания т.е. выступает
как вид общественного
Еще одна очень важная сторона анализируемого вопроса - сущность, содержание общественного мнения.
Во - первых, рассматриваемый феномен является конкретным выводом определенной общности людей по тем или иным объектам, своего рода итог мыслительной деятельности людей.
Во-вторых, критериями отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности. Только те явления или факты общественной жизни становятся его объектами, которые приковывают к себе внимание, вызывают потребность в выработке по ним общего суждения.
В-третьих, массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (истинности). Это объясняется тем. что мнения могут формироваться на основе как научных знаний, так и ложных взглядов и ошибочных представлений. В случае недостатка объективной информации люди компенсируют ее слухами, интуицией и так далее. Общественное мнение, не имеющее в своей основе твердого научного фундамента, может быть ошибочным. Суждение научной критики нередко заменяется предрассудками, выдаваемыми за общественно мнение.
В-четвертых, общественное мнение выступает в качестве побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность. Этот феномен существует в сознании люде; и выражается публично, выступая, в свою очередь, как мощнее средство общественного воздействия.
Объект общественного мнения ограничен не только теми рамками, которые были приведены выше, не только его сущностью, а также некоторыми признаками, в соответствии с которыми само общественное мнение рассматривает то или иное явление действительности в качестве объекта для своих суждений.
Общественный интерес. Первый и важнейший из этих критериев, связан с категорией "общественный интерес". В соответствии с ним из всего бесконечного ряда явлений действительности предметом рассмотрения общественности становятся только те, которые представляют для общества непосредственный интерес.
Самое первое сопоставление личных и коллективных общественных интересов обнаруживает безусловное различие между ними. Оно может сказываться, к примеру, в их несовпадении, разногласии, даже антагонизме по содержанию.
Дискуссионность. Второй существенный признак объекта общественного мнения связан не столько со спецификой собственно общественного мнения, сколько со спецификой мнения как такового, как особого типа человеческого суждения. Эта специфика обнаруживается уже в сфере индивидуального сознания. Как известно, далеко не каждая сказанная человеком мысль может быть отнесена к разряду общественного мнения. Элементарная просьба или фраза никогда не станет общественным мнением. Дело в том, что предметом рассмотрения общественности становятся только те высказываниях, которые предполагают различие в оценках, суждениях, характеристиках, то есть, заключают в себе больший или меньший момент спорности, дискуссионности.
Компетентность. Данный критерий свидетельствует о том, что не каждая проблемы может достичь желаемых высказываний по её решению, то есть, некоторые члены общества владеют полной информацией по одному вопросу, некоторые - нет. Можно сказать, что члены общества, взятые в сумме, не обладают необходимой информацией для какого либо спора компетенцией - соответствующим объемом и уровнем знаний о предмете, а так же соответствующими, специфически научными, средствами его анализа.
Таким образом. не любое групповое, коллективное мнение является общественным, а лишь то, что соответствует следующим критериям (признакам) - социальный интерес, дискуссионность, компетентность. А его выразители - классы, социальные слои, содружество классов, народ. Значит, мнение можно классифицировать как индивидуальное; групповое, или мнение общественности (или общественное).
Мы уже говорили о том,
что ещё Гегель выделял в обще
общественном мнении целый ряд структурных
элементов: условия существования
общественного мнения, объект (содержание)
общественного мнения, носитель (субъект)
общественного мнения и так далее.
Рассмотрим подробнее такие понятия,
как "объект общественного нения"
и "субъект общественного мнения"
Объектом общественного мнения являются конкретные темы, по которым высказывается или может быть высказана точка зрения индивида, группы или общественности, и процесс материального производства, и события, совершающиеся в сфере духовной жизни общества, и поведение болельщиков на стадионе, публики в театре, политических лидеров. Чаще всего в качестве объектов выступают политические идеи, правосознание, мораль, наука, искусство, религия, философия, экология и экономика и так далее.
Выделяют: объекты-факты - тот или иной факт действительности, объекты-события - набор фактов, составляющих содержательную сторону события, объекты-явления - процессы.
Субъект общественного мнения - это общество в целом, "творец мнений". Субъект общественного мнения является его носителем. Это может быть социальный класс, рабочая группа, нация.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес (Основы социологии.М., 1993, с.130). Мнение общества являет собой подвижную структуру, и то, что было мнением индивида, может неожиданно стать мнением общества. Любой фактор, черта характера, настроение - все может повлиять на данный феномен. Это и называется "подвижность" мнения.
Общественное мнение формируется при соблюдения следующих важных условий: общественное мнение формируется тогда, когда на обсуждение народа выносится проблема, имеющая важное практическое значение, проблема (вопрос), которая затрагивает социальные интересы людей (экономической, социальной, политической, духовной жизни). Это очень важный момент.
Общественное мнение чаще всего касается вопросов, связанных с политикой, правом, моралью, культурой и искусством, где больше спорного и затрагивающего наши интересы. Предметом рассмотрения общественности чаще всего выступают те формы общественного сознания, те вопросы, которые предполагают различия в оценках, характеристиках, заключают в себе момент дискуссионности.
Следующее условие формирования общественного мнения - уровень компетентности. Если человек незнаком с каким-либо обсуждаемым вопросом, то на просьбу высказать мнение чаще всего отвечает: "Я не знаю".
Информация о работе Социологическое изучение общественного мнения