Социологическое изучение общественного мнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 13:00, контрольная работа

Краткое описание

Словосочетание "общественное мнение" давно у нас на слуху. Это одно из тех социальных явлений, которые не испытывают сегодня недостатка внимания к себе. Его изучают и анализируют специалисты практически всех областей обществознания, о нем размышляют и пишут журналисты, за его симпатиями ревниво следят политики, руководители различных рангов. Общественное мнение изучают, формируют, прогнозируют, стремятся учесть в практике социального управления, одним словом, прилагают немало усилий к тому, чтобы завоевать его расположение.
Но что же такое общественное мнение и как оно формируется?

Содержание

Введение 3
1. Понятие "общественное мнение". Сущность и признаки "общественного мнения". Объект и субъект "общественного мнения"………………………………...4
2. Формирование общественного мнения. Средства манипулирования "общественным мнением"……………………………………………………………….8
3. Сравните понятия "субъект общественного мнения" и "выразитель общественного мнения". Как вы понимаете термин "мнение общества"?...............11
Заключение 12
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по социологии 1курс.docx

— 35.63 Кб (Скачать файл)

Основной причиной формирования общественного мнения является необходимость  в естественной движущей силе для  общества, а, как уже писалось, именно общественное мнение является глобальной движущей силой, ведь общественное мнение - это состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое  или явное) различных групп людей  к событиям и фактам социальной действительности.

Цель формирования общественного  мнения - направленное намерение, неуемное стремление, неугасимая жажда привести в соответствие наблюдаемое, имеющееся, действительное с желаемым, требуемым; не приспособление к действительности, а стремление выразить к ней свое отношение, повлиять на течение событий и процессов, на разрешение конфликтов и противоречий.

Типология общественных мнений:

  1. По степени развитости: зарождающиеся, активно формирующиеся, вполне сложившиеся, угасающие (утрачивающие актуальность);
  2. по степени соответствия общественным потребностям: актуальные (современные), прогрессивные (устремленные в будущее), реакционные (характеризуют отставание общественного мнения от текущих общественных процессов);
  3. по различным видам признаков и особенностей: индивидуальные, групповые, коллективные, общественные, истинные и ложные, устойчивые и изменчивые, ясные и расплывчатые, господствующие и оппозиционные, официальные и неофициальные, консервативные и новаторские, запоздалые и своевременные и т.д.

В социологии сложилось несколько  концепций общественного мнения:

  1. монистическая (существует единое (общее) общественное мнение, которое является истинным ("народ ошибаться не может"));
  2. мажоритарная (существует мнение большинства, с которым необходимо считаться);
  3. плюралистическая (единого, достаточно стабильного общественного мнения не существует).

Современные исследователи  попытались "примирить" эти взгляды. Они полагают, что общественное мнение имеет монистически-плюралистическую природу (то есть, вначале возникает  несколько различных мнений относительно того или иного объекта, затем  из их числа вычленяется одно господствующее, которое разделяет большинство).

Именно из - за монистически-плюралистической природы появляется возможность  манипулирования общественным мнением.

Социальное манипулирование  рассматривается как процесс  воздействия на социальные процессы для достижения определённых целей. В социальных системах он представляет собой воздействие субъекта манипулирования  на объект манипулирования с целью  перевода его в новое желательное  состояние.

Если необходимые меры, в частности пропагандистские, приняты  в период зарождения или на начальном  этапе формирования общественного  мнения, его значительно легче  сориентировать в позитивном, нужном направлении либо локализовать, не дать перерасти в неверные убеждения.

Общественное мнение складывается из широко распространённой информации, например: мнений, суждений, убеждений, идеологий, слухов, сплетен, заблуждений.

В формировании общественного  мнения большую роль играют средства массовой информации (СМИ), в частности: телевидение, радиовещание, печатные издания (пресса).

На общественное мнение влияют мнения людей, признаваемых обществом  авторитетными и компетентными, личный опыт людей.

Для манипулирования общественным мнением характерны следующие функции: экспрессивная (в более узком смысле контрольная); консультативная, директивная.

  1. Экспрессивная функция - самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям различных институтов, лидеров государства. Эта особенность придает данному феномену характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов и лидеров партий, государства. Объективным содержанием деятельности общественного мнения государственные институты, их лидеры ставятся в положение контролируемых. Обладая только одной моральной властью, общественное мнение бывает весьма эффективно по своим результатам.
  2. Вторая функция - консультативная. Общественное мнение дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет справедливым, если, конечно, институты власти заинтересованы в таких ответах. Прислушиваясь к этим советам, "руководящие лидеры", группы, кланы вынуждены корректировать решения, методы управления.
  3. Директивная функция общественного мнения проявляется в том, что общественность выносит решения по тем или иным проблемам социальной жизни, имеющие императивный характер, например, волеизъявление народа во время выборов, референдумов. Народ в данных случаях не только дает мандат доверия тому или иному лидеру, но и высказывает свое мнение.

Одним из основных регуляторов  общественного мнения являются средства массовой информации.

Формирование общественного  мнения и его выражение посредством  печати, радио и телевидения - две  взаимосвязанных стороны в деятельности СМИ. Печать, радио, телевидение обеспечивают общественному мнению гласность, присоединяют к нему свой авторитет, доводят до сведения социальных институтов. СМИ предоставляют всенародную трибуну для обмена индивидуальными и коллективными мнениями, совместного поиска решений, контроля их реализации.

Сами печать, радио и  телевидения также находятся  под воздействием общественного  мнения, выраженного в редакционной почте, читательских конференциях, данных опросов аудитории.

За последние тридцать лет телевидение значительно  усилило свое влияние на сознание людей, структуру повседневной жизни  и поведения, на мировоззрения людей.

Сильные мира сего направляют поведение народных масс в нужное русло при помощи средств массовой информации. Особенно это проявляется  в период предвыборных кампаний. Телевидение, в какой - то степени способствует изменению природы выборов. Иногда этот источник становится разработчиком  определённых суждений, которые в  последствие воспринимаются обществом  как правильное решение какой - либо проблемы. Для достижения данного  обстоятельства применяются такие  средства воздействия на сознания людей  как пропаганда и реклама.

Пропаганда - особый род социальной деятельности, основной функцией которой  является распространение знаний, идей, художественных ценностей иной информации в целях формирования определённых взглядов, представлений и эмоциональных  состояний, а через них - оказание влияния на поведение людей.

Так же можно сказать о  том, что общественное мнение зависит  от того общества, в котором оно  формируется и развивается, от принципов  этого общества, от культурных ценностей  и степени демократизации общественного  строя. В тоталитарном обществе общественное мнение выдаёт такую информацию, которую от него ожидают власти. Соответственно использование такого "общественного мнения" является обычной рекламой, способом воздействия на сознания людей. В плане воздействия с этой задачей хорошо справляется пропаганда, которая так же влияет на сознание общественных масс. Проводником же этого воздействия, как правило, в основном, выступают средства массовой информации. Можно сказать, что пропаганда, средства массовой информации, реклама и общественное мнение постоянно находятся в тесном взаимодействии.

 

  1. Сравните понятия "субъект общественного мнения" и "выразитель общественного мнения". Как вы понимаете термин "мнение общества"?

Достаточно часто при  обсуждении проблемы субъекта общественного  мнения встречаются два понятия: "субъект" общественного мнения и "выразитель" общественного  мнения. Следует различать эти  понятия.

Субъектом общественного  мнения может являться только общество в целом, народ, международная общественность. В данном понятии "субъект" общественного  мнения выступает "творцом мнений". ООН (Организация Объединённых Наций) - яркий тому пример. Это организация, занимающаяся постановкой и решением глобальных международных проблем, как, к примеру, терроризм. В тоже время, мнения лиц этой организации  являются мнением общества.

"Выразители" же являются  более узким понятием. Это небольшие  социальные общности: отдельные  государства и народы, организации  и союзы, политические и общественные  деятели, рядовые граждане ("лидеры  мнений", "носители" мнений). Примером  этому явлению могут послужить  политические партии со своими  лидерами, страна и её глава.

Следует отметить, что, как  и во всех областях, понятие "общественное мнение" может носить также и  негативную окраску. Например, когда  объектом становится фашизм. "Выразители" представляют собой достаточно сильную  организацию, и в период своего расцвета принесла немало негативных последствий. Не следует забывать об этом.

В разговоре о социологическом  изучении общественного мнения допускается  употребление словосочетания "мнение общества". Под ним подразумеваются  мысли определенной группы людей, по какому - либо заинтересовавшему их вопросу, вызвавшему дискуссию. По сути, "мнение общества" также употребляемо с понятием "выразитель" общественного  мнения, как понятие "общественное мнение" с понятием "субъект" На мой взгляд, мнение общества, или  общественное мнение, оно всегда противопоставляется  мнению индивида.

 

 

 

Заключение

Существует такое понятие, как социальная установка - устойчивая предрасположенность, готовность индивида или группы к действию, ориентированному на социально значимый объект. Общественное настроение - более широкое, чем общественное настроение, понятие, характеризующее  отношение людей к экономическому, политическому, социальному состоянию  общества в определенный период времени. Но и социальное настроение формируется  под влиянием политических, экономических, социальных и духовных факторов. Общественное мнение, определяемое общественным настроением, объединяет и побуждает к действию определенные группы и слои населения. Человечество добилось определенных успехов  в управлении фирмами и другими  деловыми организациями, но управлять  обществом оно пока не научилось, о чем свидетельствует история.

Каждое общество на определенном этапе своего развития создает специальный  институт, называемый государством. С  этого момента жизнь каждого  человека начинает существенно зависеть от мудрости государственных деятелей, от институтов, которые они создают, от принимаемых ими решений. Очевидно, что решения, принимаемые на государственном  уровне должны быть максимально объективными и научно обоснованными, так как  от них зависит судьба общества страны и каждого его члена, поэтому  государственные деятели должны использовать в работе такие знания, изучать общественное мнение и все  процессы, с ним связанные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Социология. Учебник для  вузов. Под ред.В.Н. Лавриненко, М., "ЮНИТИ ", 1998.

2. "Философия права", Г.В. Гегель, М., 1990

3. Основы социологии.М., 1993

4. Менеджмент и маркетинг  в социальной сфере.В.А. Бачук, "Книжный дом", 2003г.

5. Социология. Учебник для  вузов. Ю.Г. Волков, М., 1998.

6. Социология общественного  мнения.Л.Н. Короткова, М., 2000.

7. www.dobroe.ru

8. BRES (Большой Российский  Энциклопедический словарь)

 


Информация о работе Социологическое изучение общественного мнения