Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 15:12, контрольная работа
Социология - наука, изучающая общество. Эта наука призвана узнавать общественное мнение по тем или иным вопросам, и тем самым способствовать улучшению условий социальной (общественной) жизни каждого из нас. Речь идет не только об обществе в целом, но и о личности, как неотъемлемой части общества.
Вопросы, связанные с организацией и проведением социологического исследования довольно актуальны в настоящее время. В наше время человечество превратилось в довольно таки высокоразвитое сообщество с развитой структурой власти, различных социальных институтов. Но перед ним, как и раньше, встают различные трудные и важные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме и т. д. Встаёт вопрос: как и каким путём их разрешить? Но для рационального решения поставленных задач нужно иметь представление о проблеме, её причине. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование
ВВЕДЕНИЕ. _________________________________________________3
1. ЗАДАНИЕ: 1. Программа социологического исследования. _______ 4
2. ЗАДАНИЕ: 2. Метод наблюдения. ____________________________23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. _____________________________________________26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. _________________27
ПЛАН.
ВВЕДЕНИЕ.
______________________________
1. ЗАДАНИЕ: 1. Программа социологического исследования. _______ 4
2. ЗАДАНИЕ: 2. Метод наблюдения. ____________________________23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
______________________________
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. _________________27
ВВЕДЕНИЕ.
Социология - наука, изучающая общество. Эта наука призвана узнавать общественное мнение по тем или иным вопросам, и тем самым способствовать улучшению условий социальной (общественной) жизни каждого из нас. Речь идет не только об обществе в целом, но и о личности, как неотъемлемой части общества.
Вопросы, связанные с организацией и проведением социологического исследования довольно актуальны в настоящее время. В наше время человечество превратилось в довольно таки высокоразвитое сообщество с развитой структурой власти, различных социальных институтов. Но перед ним, как и раньше, встают различные трудные и важные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме и т. д. Встаёт вопрос: как и каким путём их разрешить? Но для рационального решения поставленных задач нужно иметь представление о проблеме, её причине. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование
Социологическое исследование, как и любое другое исследование в любой дисциплине или науке, играет очень большое значение. Оно позволяет исследователю двигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или опровергая свои домыслы и догадки, собирать и оценивать информацию о изучаемом явлении.
Социологическое исследование служит как бы связующим звеном между теоретическими знаниями и реальной действительностью. Оно помогает устанавливать новые закономерности развития общества в целом или каких-либо его структурных элементов в частности.
С помощью его можно решать очень большой круг вопросов и задач, анализируя полученные данные и давая конкретные рекомендации для разрешения проблемы.
Социологическое исследование - один из способов развития и накопления социологического знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя на ограниченных, заранее более или менее определённых задачах.
Таким образом, социологическое
исследование в процессе изучения общества играет весьма значительную
роль.
ЗАДАНИЕ:
1. Программа социологического
исследования.
Социология — одна из наук, поэтому на нее в полной мере распространяются общенаучные методы и принципы, характерные для всякого научного исследования:
• выявление объективной сущности и природы процессов и явлений;
• соблюдение логики построения научных выводов от абстрактного к конкретному;
•
изучение явлений в структурно-
• исследование изменчивых свойств, каузальных (причинно-следственных) взаимозависимостей переменных;
• сочетание теоретического и эмпирического анализа в постоянной взаимодополняющей разработке фундаментальных и прикладных проблем;
• соблюдение принципа адекватности, который в каждом конкретном случае строится на законах и категориях диалектики.
Социология не может
Сегодня под эмпирическим исследованием понимается сбор первичных данных, проведенный по определенной программе с использованием правил научного вывода, предоставляющий в распоряжение ученого репрезентативную информацию. Технология (методика и методы) сбора данных отвечает на вопрос: как получены данные, а сами данные представляют собой результат исследовательского поиска и отвечают на вопрос: что получено в исследовании. Стратегия эмпирического исследования задается программой исследования, куда входят теоретическая модель предмета исследования, эмпирическая схема объекта исследования, методы и методика получения данных, анализ и интерпретация данных. В стратегию не входит научный отчет, в котором описываются итоги исследования. Все стадии работы социолога отражаются в его главном документе — программе социологического исследования. Программа относится к типу стратегических документов научного исследования, цель которых представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования. Она содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного явления или процесса. Программа выступает основой социологического исследования, его квинтэссенцией. В ней заключена мудрость ученого, отражено все то, на что он способен: его квалификация в выборе проблемы, предмета и объекта исследования, построения выборки и инструментария, организации полевого этапа, анализа и интерпретации собранных данных.
Социологическое исследование — это совокупность методологии, частных методик, способов и техники изучения социальных явлений в их конкретном состоянии, взаимосвязи и взаимообусловленности.
Социологическое исследование начинается не с составления анкеты, как принято думать, а с проработки проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели. Лишь затем социолог переходит к разработке инструментария (чаще всего это действительно анкета), сбору первичных данных и их обработке. А на конечной стадии — снова теоретический анализ, ибо данные надо правильно, т.е. в соответствии с выдвинутой теорией, интерпретировать и объяснить. Только после этого следуют практические рекомендации.
Программа социологического исследования включает подробное, четкое и завершенное изложение следующих узловых моментов: методологической части — формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, установка гипотез и задач исследования; методической части — определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ. Выделяют следующие основные этапы составления программы исследования:
• формулировка проблемы;
• определение цели, задач, объекта и предмета исследования;
• логический анализ основных понятий;
• выдвижение гипотез;
• определение выборочной совокупности;
• составление инструментария;
• полевое обследование;
•
обработка и интерпретация
• подготовка научного отчета.
Формулировка проблемы. Проведение исследования и составление программы начинается с правильной постановки проблемы. В исследовании социальная проблема выступает в качестве своего рода состояния «знания о незнании» определенных сторон (количественных и качественных характеристик) явления или процесса. Социальной проблемой называют существующую в самой реальности, в окружающей нас жизни противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы больших социальных групп либо социальных институтов. Это может быть незнание причин роста молодежной преступности, увеличения безработицы или снижения жизненного уровня населения, снижения спроса на отечественную бытовую технику, ухудшения политического рейтинга главы государства, превышения эмиграции над иммиграцией и т.п.
В процессе формулировки
Браться за изучение
Определение цели, задач, объекта и предмета исследования. Задачи исследования могут быть условно разделены на основные и дополнительные. Основные предполагают поиск ответа на его центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы. Дополнительные задачи помогают выяснить сопутствующие главной проблеме исследования обстоятельства, факторы, причины.
Объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы, в узком — люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию. Чаще всего объектом выступает социальная группа — студенты, рабочие, матери-одиночки, подростки и т.п. Если, к примеру, изучаются причины неуспеваемости в вузе, то объектом изучения в равной мере являются студенты и преподаватели.
Предмет исследования включает те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению. Причины неуспеваемости в вузе — это предмет исследования. Он представляет собой концентрированное выражение взаимосвязи социальной проблемы и объекта исследования.
Логический анализ основных понятий. В этом разделе программы предусматриваются такие методологические процедуры, без которых невозможно воплотить в инструментарии единую концепцию исследования, а значит, реализовать его цель и проверить правильность выдвинутых гипотез. Их суть состоит в логическом структурировании основных понятий, определяющих предмет исследования. Логический анализ предполагает точное объяснение содержания и структуры исходных понятий, а на этой основе уяснение соотношения свойств изучаемого явления. Впоследствии он поможет правильно объяснить полученные результаты. Результатом подобной процедуры выступает теоретическая модель предмета исследования.
Выдвижение гипотез. Их совокупность отражает богатство и возможности теоретической концепции, общую направленность исследования. Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Предварительное выдвижение гипотез может предопределить внутреннюю логику всего процесса исследования. Гипотезы — это явно или неявно выраженные предположения о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы.
Например, если в ходе анализа причин неуспеваемости в вузе выдвигаются предположения о: 1) низком качестве преподавания ряда предметов; 2) отвлечении студентов от учебы на дополнительные заработки; 3) нетребовательности администрации к успеваемости и дисциплине; 4) просчетах в конкурсном приеме в вуз, то именно их и следует проверять в исследовании. Гипотезы должны быть точными, конкретными, ясными и касаться только предмета исследования. Часто от того, как сформулированы гипотезы, зависит то, какими будут методы исследования. Так, гипотеза о низком качестве преподавания требует проведения экспертного опроса, а гипотеза об отвлечении студентов на приработки — обычного опроса респондентов.
Определение выборочной совокупности. Она задается объектом исследования (например, обследование студентов, пенсионеров, вкладчиков Сбербанка, работников предприятия). Различие между объектом и выборочной совокупностью заключается в том, что вторая меньше по объему и представляет уменьшенную копию первого. Если объект исследования охватывает десятки тысяч людей, то выборочная совокупность — сотни. Поэтому большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер: по строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам структуру изучаемого объекта. На языке социологов эта операция носит название выборка. В программе исследования тщательно описывается проект выборки, который в последующем может уточняться.
В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности людей (либо иных источников информации), которые впоследствии будут охвачены опросом; обосновывается техника проведения опроса; указываются подходы к определению достоверности полученной информации (это необходимо для того, чтобы удостовериться в степени правомерности распространения полученных выводов на весь объект исследования).
В методическую часть