Социологическое исследование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 15:12, контрольная работа

Краткое описание

Социология - наука, изучающая общество. Эта наука призвана узнавать общественное мнение по тем или иным вопросам, и тем самым способствовать улучшению условий социальной (общественной) жизни каждого из нас. Речь идет не только об обществе в целом, но и о личности, как неотъемлемой части общества.
Вопросы, связанные с организацией и проведением социологического исследования довольно актуальны в настоящее время. В наше время человечество превратилось в довольно таки высокоразвитое сообщество с развитой структурой власти, различных социальных институтов. Но перед ним, как и раньше, встают различные трудные и важные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме и т. д. Встаёт вопрос: как и каким путём их разрешить? Но для рационального решения поставленных задач нужно иметь представление о проблеме, её причине. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. _________________________________________________3
1. ЗАДАНИЕ: 1. Программа социологического исследования. _______ 4
2. ЗАДАНИЕ: 2. Метод наблюдения. ____________________________23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. _____________________________________________26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. _________________27

Вложенные файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

   Это относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между общностями (народами, классами, социально-демографическими и профессиональными группами), а также между обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью в различных сферах человеческой деятельности.

      В соответствии с социальными  законами люди создают условия  и обстоятельства своей жизнедеятельности.  Действие одного и того же закона проявляется в различных ситуациях по-разному, поэтому действие социальных законов рассматривается как тенденция, а не как постоянная величина.

   Социальные  законы задаются естественным ходом  событий, являясь результатом целенаправленных последовательных действий многих индивидов в различных социальных ситуациях.

   Социальные  закономерности — это объективно существующая, повторяющаяся связь социальных явлений, выражающая возникновение, функционирование и развитие общества как целостной социальной системы либо его отдельных подсистем. Обнаружение закономерности может стать первым звеном в изучении социальных явлений, но только дальнейшее углубление в сущность явлений и процессов, охватываемых данной закономерностью, способно привести к открытию закона. Поэтому некоторые виды закономерностей, например статистические, обнаруживаются на уровне эмпирических исследований, но установить и доказать социальный закон можно лишь посредством теоретического анализа.

   Закономерность выступает как эмпирическая, конкретно-реальная форма существования социального закона, лежащего в ее основании. В непосредственной действительности, в чувственно данной конкретности она проявляется лишь в приближении, в тенденции.

      Методологически во всем многообразии  социальных явлений выделяется два основных типа связи: устойчивые (повторяющиеся) и изменчивые (неповторяющиеся). Устойчивые отношения и называются закономерностями, или регулярностями.

   В свою очередь, различают  два вида закономерности:

   (1)  динамическая — отражает то, что реальное состояние А некоторого объекта однозначно определяет реальное состояние В того же или другого объекта;

   (2)  вероятностная — отражает не  реальное, а возможное состояние, при этом однозначность зависимости сохраняется.

      Законы и закономерности, которые вскрываются в областях социальной жизни, формулируются в виде вероятностных утверждений.

      Система логически взаимосвязанных  понятий и принципов, посредством которых раскрывается природа (структура и генезис) тех или иных социальных структур представляет собой социологическую теорию. Отражая социальную реальность, социологическая теория представляет в то же время абстрактную модель структуры достоверных, логически связанных друг с другом суждений, выражающих законы и принципы анализа социальных процессов. Различают общесоциологические теории, в которых отражаются законы развития и функционирования общественных формаций, а также законы перехода от одних формаций к другим. С точки зрения общей теории любое социальное явление рассматривается в контексте целостного представления об обществе, данное явление соотносится с широкой картиной исторического развития. Любая общесоциологическая теория представляет собой разветвленную систему знания. Она отражает:

   •   конкретно-исторические   факты   становления,   развития   и функционирования социальных общностей разного уровня;

   •  массовые социальные процессы и массовое поведение субъектов;  В этом смысле предметом общей теории выступает общество в целом; теория массового общества; теория модернизации: теория солидарности; теория социального обмена; теория социального развития; теория социальной аномии;

   • интегрированные теоретические  обобщения, связывающие воедино  на базе фундаментальных принципов  закономерности развития и функционирования общества как целостного образования в рамках мировой системы человеческой цивилизации.

   Общая социологическая теория является не только системой имеющегося знания, но и описанием типового способа получения нового знания. Более высокие уровни теоретического обобщения служат методологической основой для построения теорий менее высокого уровня — отраслевых и специальных, их называют теорией среднего уровня, которые отражают формы проявления и механизмы действия законов, характерных для отдельных сфер общественной жизни, отдельные виды социальной деятельности и общностей людей.

      Теории среднего уровня имеют  более узкую предметную область, более специализированные прикладные разработки частных социальных проблем, нуждающихся в практическом решении на данном конкретном этапе общественного развития и в данных особых условиях социальной действительности. Это, например: теория бюрократии; теория исторического круговорота; теория качества жизни; теория социального статуса; теория среднего уровня; теория элиты; теория зеркального «Я»; теория игр; теория информации; теория конвергенции; теория культурно-исторических типов; теория личности; ролевая теория личности; теория малых групп; теория социального поля; теория социальных групп; теория структурного напряжения; теория ценностей; теория человеческих отношений; теория экологического комплекса; теория экономического поведения; теория эмерджентных норм, нормообразований. Одна из методологических особенностей теорий среднего уровня — то, что они «питаются» данными эмпирических социологических исследований.

   Эмпирическая  база социологической методологии   представляет   собой   сгруппированные   и обобщенные социальные факты, рассматриваемые под углом зрения различных теоретических подходов. Например, выбор молодежью профессии и жизненного пути становится эмпирической основой обобщений: ювенологии (комплекс учений о молодежи); социологии труда и профессий, социологии личности, социологии социальной структуры и мобильности населения, современных сетевых связей и т.д.

   Метод — способ сбора, обработки и анализа данных социологического исследования. Первая часть метода (сбор и обработка данных) является сферой методики социологических исследований. Теоретический анализ полученных данных предполагает методологию, в основе которой лежит тот или иной метод. Приведем некоторые из них.

   Диалектический  метод позволяет отражать любое общественное явление или процесс во взаимосвязи и в состоянии постоянного изменения, развития, «самодвижения», ибо оно внутренне противоречиво, несет в себе противоположные начала. Развитие общественных процессов происходит по определенным объективным законам — общим и специфическим, свойственным лишь какой-то одной сфере реальности. Специфические законы развития социальных явлений оцениваются, прежде всего, как частные случаи проявления общих законов диалектики.

   Статистический  метод исследования социальных фактов нацеливает на выявления средней равнодействующей общественных сил и факторов, фиксации различных отклонений от усредненных показателей, установления причин и следствий этих отклонений.

   Математический  метод отличается от статистического тем, что кроме чисто количественной стороны исследования обеспечивает социологические исследования моделированием социальных процессов.

   Метод системного анализа предполагает исследование общественного явления или процесса как целостности, образуемой взаимодействиями элементов, руководствуясь идеей, согласно которой изменение типа взаимодействия элементов системы меняет ее качество. При этом совокупность фактов видится как сложная макросистема, выступающая в виде системного принципа.

   Методика  социологического исследования — это система операций, процедур, технических средств, обеспечивающих получение валидной, релевантной и репрезентативной социологической информации.

      Валидностъ — соответствие измеренного показателя тому, что измерялось.

     Релевантность  — отражение различия.

     Репрезентативность  — соответствие свойствам такой представительной выборки, которая необходима и достаточна.

     Методика — это средство адаптации общих теоретических и методологических принципов к конкретно-прикладным социологическим исследованиям, к специфике решаемых исследовательских задач, к социально-экономическим, политическим или духовным особенностям изучаемого предмета и объекта.

      Общесоциологические парадигмы  и нормы научности реализуются в методике социологических исследований в виде совокупности нормативных предписаний и критериев оценки качества конкретных видов исследовательских процедур и операций, необходимых для достижения поставленных познавательных целей. К примеру, в социологии используются такие понятия, как «методика телефонного опроса» (почтового, группового, аудиторного, прессового и т.д.), «методика изучения текучести кадров на предприятиях отрасли X», «методика обработки и анализа данных о бюджете времени населения», «методика исследования эффективности среднего специального образования в России». Каждая методика представляет собой совокупность методических решений, которые являются результатом предварительного, специально проведенного теоретического и эмпирического обоснования их адекватности для конкретной исследовательской задачи, решаемой на конкретном предмете и объекте.

      Процедура есть последовательность всех операций, система действий и способов организации исследования. Это наиболее общее, притом собирательное понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки социологической информации.

      Техника — это в отличие от процедуры специальная операция установления фактов или манипулирования с ними, выделенная из основной процедуры. Можно выделить пять основных процедур, являющихся частью методологии любой науки: статистическая, экспериментальная, типологическая, историческая и выборочная.      С другой стороны, существует неисчислимый ряд технических приемов, полученных из этих процедур Непосредственно или в комбинации.

      Исследовательской  программой называют специально разработанный научный документ, содержащий описание главных предпосылок данного научного исследования. Поскольку предпосылки эмпирического социологического исследования имеют теоретико-методологический и процедурно-методический характер, постольку исследовательская программа состоит, как минимум, из двух основных разделов (частей). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАДАНИЕ 2. Метод наблюдения.

      Это направленное систематическое, непосредственное прослеживание и регистрация социальных явлений. Использование метода наблюдения связано с получением предварительного материала о социальном объекте и для получения первичной информации по какой-либо проблеме. Особенности метода связаны с тем, что ситуация наблюдения во многом уникальна и дает моментальный снимок объекта, характеризуя его состояние здесь и сейчас. Наблюдение позволяет избежать влияния респондента на информацию, но повышает влияние качеств исследователя и его предварительных ожиданий на характер полученной информации. Существуют следующие виды наблюдений:

   •  включенное — означает работу социолога в коллективе в качестве его члена, когда остальные члены не знают, что в их среде находится исследователь, или знают, но расположены к нему и доверяют ему;

   •  невключенное — означает, что социолог наблюдает за объектом, не участвуя в деятельности группы, не вступая с ее членами в прямые контакты;

    полевое — проводится в естественной обстановке в реальной жизненной ситуации;

    лабораторное— это наблюдение, при котором объект изучения находится в искусственно созданных условиях. Используется чаще всего в экспериментальных исследованиях;

    структурированное и неструктурированное (подразумевает, что структурирование наблюдения связано с детальной инструкцией по фиксации результатов);

    стандартизированное (формализованное) — проводится по заранее разработанному плану, когда социолог хорошо знаком с предметом исследования, точно знает, что и как будет наблюдать, когда другими методами получить необходимую информацию невозможно;

    нестандартизированное — применяется на начальной стадии исследования с целью определения проблемной ситуации, получения более конкретных знаний об объекте исследования;

   •   научное — ведется по программе, в которой заранее предусмотрены временные рамки, определены людские и финансовые ресурсы, место проведения, выборка, факты, подлежащие изучению;

   •  систематическое — это регулярная фиксация действий, ситуаций, процессов в течение определенного временного периода.   Оно позволяет социологу выявить  закономерности развития наблюдаемых явлений и процессов. Его можно проводить с интервалом или частотой, заранее определенной в программе: каждый день, один день в неделю, одну неделю каждый месяц и т.д;

Информация о работе Социологическое исследование