Социологическое исследование восприятия моды современной молодежью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного проекта является проведение социологического исследования восприятия моды современной молодежью.
Задачами проекта являются:
1. изучение моды и стиля жизни как элемента культуры;
2. рассмотрение социологического подхода к исследованию моды и стиля жизни;
3. проведение социологического исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…3

Глава 1. Мода и стиль жизни как элементы культуры.
1.1 Определение понятий моды и стиля……………………………...…….5
1.2 Подходы к типологизации стилей жизни в современной социологии…………………………………………………………………….....12
Глава 2. Социологический подход к исследованию моды и стиля жизни……………………………………………………………………………..16
Глава 3. Социологическое исследование
3.1 Программа исследования «Социологическое исследование восприятия моды современной молодежью»……………...………………......24
3.2 Результаты исследования……………………………………………...25

Заключение………………………………………………….……………...28
Список используемой литературы……………..………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………...…3

 

        Глава 1. Мода и стиль жизни как элементы культуры.

1.1 Определение понятий моды и стиля……………………………...…….5

1.2 Подходы к типологизации  стилей жизни в современной  социологии…………………………………………………………………….....12

Глава 2. Социологический подход к исследованию моды и стиля             жизни……………………………………………………………………………..16

        Глава 3. Социологическое исследование

3.1 Программа исследования  «Социологическое исследование  восприятия моды современной  молодежью»……………...………………......24

3.2 Результаты исследования……………………………………………...25

 

Заключение………………………………………………….……………...28

Список используемой литературы……………..………………………….30

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы курсового  проекта. Процесс трансформации социальной структуры российского общества закономерно приводит к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных норм и ценностей. В современных условиях чрезвычайной подвижности всех социальных процессов формируется новая среда обитания, новый образ жизни и новые формы регулирования человеческого поведения. К числу таких механизмов относится мода.

Мода является сложным  и многомерным явлением, значение и влияние которого нельзя недооценивать. Долгое время мода считалась эфемерным, неуловимым явлением, неподдающимся научному анализу. Ее воздействие и власть не ограничивается только индивидами или отдельными группами, но простирается на социетальный уровень. В конце 20 - начале 21 века массовый характер моды является одной из значимых характеристик. В ней участвуют различные социальные слои, социальные группы, классы. Мода носит глобальный характер.

Модная одежда может  рассматриваться как своеобразный способ достижения установленных идеалов  той или иной исторической эпохи. Изучение влияния одежды позволяет понять неоднозначное отношение личности к моде. С одной стороны, индивид противостоит ей, стремясь сохранить индивидуальность, с другой - стремится следовать моде, чтобы не быть изолированным от социального окружения. На индивидуальном уровне ориентация на моду является отражением индивидуальных качеств субъекта, имеет личностный смысл, позволяющий через многообразие модных объектов и направлений выбрать соответствующие его собственным потребностям и интересам. Все это делает чрезвычайно актуальным изучение проблем моды, чему и посвящён данный проект.

Влияние моды испытывают на себе все социальные группы. Особый интерес представляет рассмотрение значения моды для современной российской молодежи. Данная социально-демографическая  группа является важным субъектом социальных перемен, обладающая инновационным потенциалом, динамичным восприятием всего нового, а значит модного.

Включение молодежи в  жизнь общества имеет двухсторонний  характер: она воспринимает социально-культурные нормы и, усваивая их, привносит изменения и новизну. Процесс участия молодежи в моде является, одновременно, процессом адаптации личности к существующим условиям среды и личностным преобразованием общепринятых норм и правил, в соответствии с социокультурной ситуацией и индивидуальными ценностями и интересами самого молодого человека (стремление к независимости, самоутверждению, выражению своего «Я» и т.д.). В этой связи изучение молодежной моды в условиях социальной трансформации российского общества представляется особенно актуальным.

Целью данного проекта является проведение социологического исследования восприятия моды современной молодежью.

Задачами проекта являются:

1. изучение моды и  стиля жизни как элемента культуры;

2. рассмотрение социологического  подхода к исследованию моды и стиля жизни;

3. проведение социологического исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Мода и стиль жизни как элементы культуры

 

1. Определение понятий моды и стиля

 

Мода (лат. modus — мера, правило, образ) — обычно непродолжительное  господство определённого типа стандартизированного массового поведения, в основе которого лежит относительно быстрое масштабное изменение внешнего (прежде всего предметного) окружения людей.

Как массовое увлечение  каким-либо явлением мода известна ещё  с древности. Исторически мода выросла из обычая. Мода в том виде, в каком её понимают сегодня, появляется в Европе в XIV-XV вв. Возникновение и социальное утверждение моды — не событие, а процесс, причем, процесс длительный, постепенно развивавшийся внутри общества из старых социальных форм.

Мода присутствует в  самых различных сферах человеческой деятельности и культуры, прежде всего  в оформлении внешности человека (одежда причёска, косметика и так  далее) и непосредственной среды  его обитания (интерьер, различные  бытовые вещи), а также в искусстве, архитектуре, художественной литературе, науке, речевом поведении и так далее.

Ещё Адам Смит в «Теории  нравственных чувств» (1759) отмечал влияние  моды не только на одежду и мебель, но и на нравственность, музыку, архитектуру  и т. д., подчёркивая особое значение элитарных слоёв как объекта подражания для остального населения, что было связано с возрастанием роли буржуазии в современном ему обществе (ранее, при господстве феодально-сословного строя, подражание было невозможно).

Исследования моды и использование её механизмов имеют важное значение для принятия решений в области культурной политики, маркетинга, индустриального дизайна, рекламы и других областях. Значительный вклад в изучение феномена моды внесла целая плеяда видных социологов, культурологов и философов.

Например, Спенсер на основе анализа большого этнографического и историко-культурного материала  выделил два вида подражательных действий:

1. Мотивируемые желанием выразить уважение лицам с более высоким статусом.

2. Стимулируемые стремлением подчеркнуть своё равенство с ними.

Последний мотив, по мнению Спенсера, лежит в основе возникновения  моды.

Зиммель связывал существование  моды с необходимостью удовлетворения двойственной потребности человека: отличаться от других и быть похожим  на других. Он утверждал, что мода существует только в обществах с классовой бессословной структурой, с которой она тесно связана. Её развитие происходит следующим образом: высшие классы стремятся посредством внешних, хорошо различимых признаков продемонстрировать своё отличие от низших; последние же, стремясь к достижению более высокого статуса, овладевают этими признаками, присваивают их; тогда представители высших классов вынуждены вводить новые отличительные знаки своего высокого положения (новые моды), которые вновь заимствуются низшими классами, и т. д.

В работах  известного американского  социолога и социального психолога  Блумера мода рассматривается как  средство внедрения новых социокультурных  форм и адаптации к ним в  изменяющемся мире. Процесс формирования и распространения моды, по Блумеру, проходит две фазы: инновацию и отбор. На первой фазе происходит предложение различных соперничающих между собой культурных образцов: на второй фазе все социальные группы осуществляют коллективный отбор, в результате которого социально одобренный образец становится общепринятой нормой.

Перечисление подходов к изучению моды можно продолжать и далее, однако в последние годы преобладающее  значение приобрёл подход к изучению моды как  к социокультурному явлению, как к механизму социальной, культурной и психической регуляции, тесно связанному с основными ценностями и тенденциями развития современного общества. Общепризнано, что развитие и функционирование моды в широких социальных масштабах было обусловлено такими факторами, как промышленная революция и возникновение массового поточного производства, ломка феодальных сословных барьеров, усиление географической и социальной мобильности, рост культурных контактов, урбанизация, развитие средств связи, транспорта, массовой коммуникации. В отличие от обычая мода ориентирована на современность, однако традиция составляет важный источник модных инноваций. Другими источниками является художественное творчество, научные открытия, технические изобретения, создание новых материалов и так далее.

Изучение моды не должно ограничиваться её сведением только к эстетическому  феномену, что приводит к выпадению  из поля зрения многих особенностей её природы и функционирования. Природе  моды свойственны:

1. Релятивизм — быстрая смена модных форм.

2. Цикличность — периодическая обращённость в прошлое, к традициям. Другими словами, развитие моды носит циклический характер; сменяющие друг друга модные стандарты проходят стадии становления, массового распространения и упадка, выражающегося в уменьшении численности их приверженцев. «отмирающие» модные стандарты зачастую не исчезают окончательно и нередко вновь наделяются модными значениями. Таким образом, мода — периодическая смена образцов культуры и массового поведения. Возможно, поэтому И. Кант определял моду как «непостоянный образ жизни».

3. Иррациональность — обращённость к эмоциям человека, предписания моды не всегда сообразуются с логикой и здравым смыслом.

4. Универсальность, так как сфера деятельности современной моды практически не ограничена, мода обращена ко всем сразу, и к каждому отдельно.

Мода выступает как  внешнее оформление внутреннего  содержания общественной жизни, выражая  особенности массового вкуса  данного общества в данное время. К функциям моды можно отнести  её возможность её конструировать, прогнозировать, распространять и внедрять определённые ценности и образцы поведения, формировать вкусы субъекта и управлять ими. Мода дополняет традиционные формы культуры через их преломление современностью и конструирует на этой основе новое окружение человека и его самого. Мода выступает как одно из средств социализации (функция социализации): мода как подражание данному образцу «удовлетворяет потребности в социальной опоре, даёт всеобщее, общепринятое» одинокому человеку (Зиммель). Ещё одной функцией моды является функция социальной маскировки, идентификации, дистанцирования. Современная мода испытывает тенденцию к сближению и размыванию национальных стилей на основе массовой культуры и универсального стиля. В этом заключается её «космополитичная» функция. Можно говорить также и об экономической функции моды, связанной с её динамизмом: мода опережает физический износ предмета (товара) моральным и, следовательно, обеспечивает промышленность спросом на новое, постоянно расчищая рынок для сбыта.

Однако существование такого феномена, как мода, возможно не в любом обществе. К числу характерных черт тех социальных систем, в которых действует мода, относятся:

1. Динамичность. Общество стремится к изменениям, осуществляет их, обладает достаточно высоким инновационным потенциалом.

2. Открытость. Общество стремится к разнообразным контактам с другими обществами, осуществляет их, обладает развитыми средствами и каналами коммуникации.

3. Избыточность. В обществе существует развитая система тиражирования материальных и духовных благ, некоторая избыточность разнообразных и конкурирующих между собой культурных образцов, из которых может осуществляться выбор индивидами, группами и массами (группами групп).

4. Социальная дифференциация и мобильность. Общество неоднородно в социальном отношении, оно раздельно на различные классы и другие социальные группы. Однако в отличие от сословий и каст эти группы не разделены между собой непреодолимыми барьерами. Они могут подражать друг другу, заимствовать друг у друга культурные образцы, в них существует мобильность: вертикальная (переход индивидов из одной группы в другую с повышением или понижением социального положения) и горизонтальная (переход индивидов из группы в группу с сохранением прежнего социального положения).

Современная мода имеет две существенные особенности: мода XX-XXI вв. представляет собой систематические, организованные, масштабные трансформации внешнего и внутреннего мира личности (современная мода — это смена стиля, а не двух-трёх предметов или форм), ритм смены стилей в современной моде резко возрос (сейчас модный стиль держится в среднем 7-10 лет). По вопросу специфики механизмов распространения моды большинство исследователей высказывается за ведущую роль психологических факторов: подражание, стремление к общественному величию, «желание быть значительным», обретение социальной опоры. Наряду с этими факторами указывают ещё на массовую привычку, на то, что мода выступает как оценивающая и предписывающая сила. Сила тех или иных факторов в каждый конкретный период определяется соответствующими общественными условиями.

Стиль — устоявшаяся  форма художественного самоопределения  эпохи, региона, нации, социальной или  творческой группы либо отдельной личности.

Тесно связанное с  эстетическим самовыражением и составляя центральный предмет истории литературы и искусства, понятие это, однако, распространяется и на все иные виды человеческой деятельности, превращаясь в иные виды человеческой деятельности, превращаясь в одну из важнейших категорий культуры в целом, в динамически меняющуюся итоговую сумму её конкретных исторических проявлений.

Стиль жизни – это  способ, которым живет индивид  или группа. В его основе - некий  ценностный стержень, который направляет индивида на цель, помогает определить параметры и пути достижения успеха с точки зрения их приемлемости или неприемлемости в контексте его ценностного мира, помогает корректировать и «проверять» жизненно важные решения.

Информация о работе Социологическое исследование восприятия моды современной молодежью