Социологическое мышление детей дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 16:41, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность исследования. На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия (H.H. Малофеев, E.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина и др.). Одним из условий осуществления этого процесса является учет возрастных закономерностей и специфических особенностей развития детей с различными отклонениями в развитии. Исследователями в области коррекционной педагогики отмечается, что среди детей с особыми образовательными потребностями большую группу составляют дети с речевыми нарушениями, среди которых выделяются дети с общим недоразвитием речи (ОНР).
Формирующий эксперимент был
построен на основе методики В.П. Глухова
"Методика работы по формированию связной
речи детей с общим недоразвитием речи"
[4].
Совершенствование связной
речи проходило в несколько периодов.
В первом периоде (ноябрь) проводилась
подготовительная работа, цель этой которой
заключается в достижении уровня речевого
и языкового развития, необходимого для
составления разных видов развернутых
высказываний. Подготовительная работа
включала: формирование лексического
и грамматического базиса связной речи,
развитие и закрепление предложений разной
структуры, а также коммуникативных умений
и навыков для полноценного общения детей
с педагогом и между собой в процессе занятий.
В задачи подготовительного
периода входили:
- развитие направленного
восприятия речи педагога и
внимания к речи других детей;
- формирование установки
на активное использование фразовой
речи при ответах на вопросы
педагога, закрепление навыков в
составлении ответов на вопросы
в виде развёрнутых предложений;
- формирование умений
адекватно передавать в речи изображенные
на картинках простые действия;
- усвоение ряда языковых
средств, прежде всего лексических
(слова-определения, глагольная лексика
и др.), необходимых для составления
речевых высказываний; - практическое
овладение простыми синтаксическими моделями
фраз, составляемых на основе непосредственного
восприятия и имеющихся представлений.
Реализация указанных задач
осуществлялась на логопедических занятиях
в ходе упражнений на составление высказываний
по демонстрируемым действиям, ситуационным
картинкам, в ходе специально подобранных
речевых игр и упражнений, подготовительной
работы к описанию предметов (Приложение
№_).
Во втором периоде (декабрь,
март) проводилась работа по формированию
связной монологической (описательной
и повествовательной) речи. Основными
методами обучения детей связной монологической
речи являлись:
- обучение пересказу;
- обучение рассказыванию
(о реальных событиях, предметах,
по картинкам и др.)
- обучение устному сочинению
по воображению.
Целью занятий по обучению пересказу
являлось обогащение словарного запаса,
развитие восприятия, памяти и внимания,
совершенствование структуры речи, произношения,
усваивание нормы построения предложений
и целого текста.
При обучении пересказу использовались
высокохудожественные тексты детской
литературы, которые позволили эффективно
проводить работу по развитию "чувства
языка" – внимания к лексической, грамматической
и синтаксической сторонам речи, способности
оценить правильность высказываний с
точки зрения соответствия их языковой
норме.
Обучение пересказу на материале
сказки "Козел", “Лиса и Журавль”
проводилась на групповых занятиях.
В общую структуру занятий входило:
организационная часть с включением вводных,
подготовительных упражнений, чтение
произведения, разбор текста ("языковой"
и "содержательный"); пересказ текста,
упражнения на усвоение и закрепление
соответствующего языкового материала
и анализ детских рассказов. Конспекты
данных логопедических занятий находятся
в приложение №__.
Для обучения пересказу использовались
следующие приемы:
- прием завершения детьми
отдельных, незаконченных логопедом
предложений;
- выделение основных содержательных
звеньев сюжета произведения
по ходу составления рассказа
(пересказ по опорным вопросам,
показ иллюстраций, последовательно
отражающих содержание произведения);
- пересказ по предваряющему плану-схеме;
- использование "иллюстрированного
панно";
- пересказ по цепочке;
- выборочный пересказ;
- пересказ по опорным
схемам.
Пересказ по опорным схемам
нам показался наиболее удачным приемом
при обучении младших школьников с общим
недоразвитием речи и задержкой психического
развития пересказу.
Обучение рассказыванию по
картинам заняло важное место в общей
коррекционной работе по развитию связной,
грамматически правильной речи детей
с общим недоразвитием речи и задержкой
психического развития.
В целях формирования связной
речи детей младшего школьного возраста
с общим недоразвитием речи и задержкой
психического развития проводились следующие
виды занятий с картинным материалом:
1. Составление рассказов
по сюжетным многофигурным картинам
с изображением нескольких групп
действующих лиц в пределах
общего, хорошо знакомого детям
сюжета. Для составления такого
рассказа мы взяли картину "Игры
на детской площадке", которое
дала возможность составления
коротких рассказов по отдельным
фрагментам, что облегчало детям
последующие составления связного
рассказа-сообщения по всей картине.
2.Составление рассказа
по отдельной сюжетной картине
с придумыванием детьми предшествующих
и последующих событий. С этой
целью использовалась картина
”Шары улетели”.
3. Рассказывание по сериям
сюжетных картинок, достаточно подробно
изображающих развитие сюжетного
действия. Использовались следующие
серии картинок по сюжету Н.
Радлова: "Умный ежик", "Зайчик
и уточки".
Занятия по разным видам картин
включали ряд общих элементов: подготовку
детей к восприятию содержания картины
(предварительная беседа, отгадывание
загадок); разбор ее содержания; обучение
детей составлению рассказа; анализ детских
рассказов.
После разбора содержания картины
для активизации внимания, зрительного
восприятия и памяти использовались такие
игровые упражнения, как "Кто больше
увидит?" (ребенок называет изображенные
на картине предметы указанного цвета,
либо сделанные из того или иного материала),
игра "Кто лучше запомнил?" (ребенок
должен вспомнить, какие действия выполняют
различные персонажи картины), прием обыгрывания
детьми посредством пантомимы действий
персонажей с последующим их оречевлением.
При обучении рассказыванию
по картине использовались следующие
методические приемы:
- образец рассказа логопеда
по картине или ее части;
- наводящие вопросы;
- предваряющий план рассказа;
- составление рассказа
по фрагментам картины;
- коллективное сочинение
рассказа детьми.
Обучение рассказыванию сюжетной
картины проводилось следующим образом:
На первом занятии проводился
последовательный разбор каждой картинки
серии, при этом у учащихся формировались
навыки целенаправленного анализа наглядно-воспринимаемого
предметного содержания. Они учились выделять
"действенную", событийную основу
(определение действий персонажей, уяснение
связей между ними) и существенные детали
изображения. Дети размещали картинки
в нужной последовательности, по "цепочке"
составляли высказывания по каждой из
последовательной картинок.
На последующих занятиях они
поочередно составляли рассказы по нескольким
картинкам-фрагментам и по всех серии
в целом.
Конспекты данных логопедических
занятий находятся в приложении.
В систему формирования связной
речи включались задания по составлению
небольших рассказов на тему из личного
и коллективного опыта. Такие задания
давались после проводимых в школьном
учреждении экскурсий, прогулок на школьном
участке, общественно-полезных дел. Рассказы
составлялись с опорой на образец логопеда
и предваряющего вопросный план. Использовались:
коллективная форма составления рассказа,
прием дополнения другими детьми.
Конспект данного логопедического
занятия находится в приложении.
Целью занятий по обучению описания
предметов являлось разностороннее воздействие
на познавательное развитие детей и формирование
их речемыслительной деятельности, активизация
зрительного, речеслухового и тактильного
восприятия, памяти, внимания, наблюдательности.
В процессе составления описательного
рассказа дети учились выделять и сопоставлять
существенные признаки предмета, объединять
отдельные высказывания в связное последовательное
сообщение.
При обучении детей с общим
недоразвитием речи и задержкой психического
развития младшего школьного возраста
описанию предметов решались следующие
основные задачи:
- развитие умения выделять
существенные признаки и основные
части (детали) предметов;
- формирование обобщенных
представлений о правилах построения
рассказа-описания предмета;
- овладение языковыми
средствами, необходимыми для составления
описательного рассказа.
Обучение описанию включало
следующие виды работы: подготовительные
упражнения к описанию предметов; формирование
первоначальных навыков самостоятельного
описания; описание предметов по основным
признакам; обучение развернутому описанию
предмета (с включением различных признаков-микротем);
закрепление полученных навыков составления
рассказа-описания, в том числе при проведении
игровых занятий.
При проведении подготовительных
упражнений основное внимание уделялось
развитию у детей сенсорного восприятия,
навыков элементарного анализа воспринимаемого
предмета, а так же формированию установки
на употребление ими фразовой речи при
ответах на вопросы логопеда. Проводились
следующие упражнения:
- узнавание предмета по
его описанию;
- сравнение предметов
по основным признакам;
- упражнения на составление
словосочетаний и предложений
с учетом зрительного и тактильного
восприятия предмета.
Такие упражнения проводились
с использованием настольных игр и пособий,
таких как тематическое лото, пособие
"Предмет и изображение", игрушки
и муляжи предметов, а так же проводились
упражнения в отгадывании загадок, содержащих
описание предметов.
Формирование навыков составления
описания предметов начиналось с простого
описания, составляемого с помощью логопеда
– по его вопросам, с постепенным переходом
к более самостоятельным развернутым
высказываниям – по предваряющему плану,
затем – с опорой только на данный образец.
При затруднениях, возникающих
у детей в ходе составления описания, использовались
различные вспомогательные приемы: жестовые
указания на форму или детали предмета,
словесные указания, описания с опорой
на рисунки, крупным планом изображающие
части предмета или характерные особенности
его строения.
Эффективным при обучении детей
с общим недоразвитием речи и задержкой
психического развития являлся прием
параллельного описания логопедом и ребенком
двух однотипных предметов, то есть они
составляли описание предметов по частям,
называя одни и те же признаки.
Закрепление и развитие речевых
навыков, формируемых на занятиях по описанию
предметов, осуществлялось в ходе игровых
занятий, включающих упражнения на узнавание
предметов по описанию, их сравнение, воспроизведение
данного логопедом образца описания, а
так же самостоятельное составление детьми
рассказа-описания. С этой целью проводилась
игра "Магазин", в которой учащиеся
узнавали предмет по описанию, составленное
одним из них.
Таким образом, в процессе игры
одновременно совершались навыки ведения
диалога и реализовывались элементы собственного
творчества детей в рассказывании.
Конспекты данных логопедических
занятий находятся в приложении.
Обучение творческому рассказыванию
имело целью развития словесно-логического
мышления учащихся, формирование умения
самостоятельно выражать ребенком своих
мыслей, осознанно отражать в речи разнообразные
связи и отношения между предметами и
явлениями.
Для формирования у младших
школьников с общим недоразвитием речи
и задержкой психического развития навыков
составления самостоятельного рассказа
с элементами творчества проводились
следующие виды занятий:
- сочинение рассказа на
заданную тему по нескольким
опорным предметным картинкам.
При этом решались следующие
практические задачи:
- развитие у детей умений
ориентироваться в предложенном
текстовом и наглядном материале
при составлении собственного
рассказа;
- активизация имеющихся
у детей знаний и представлений
об окружающем;
- уточнение и развитие
пространственных и временных
представлений;
- развитие воссоздающего
и творческого воображения.
При обучении рассказыванию
по аналогии мы использовали прием совместного
составления рассказа логопедом и ребенком
с использованием иллюстраций – возможных
вариантом продолжения рассказа.
Составление продолжения (окончания)
незавершенного рассказа проводилось
с использованием наглядного материала.
Детям предлагалась картина, изображающая
кульминационный момент неоконченного
рассказа. После разбора ее содержания
дважды прочитывался текст начала рассказа,
после чего дети предлагали варианты его
окончания. Их высказывания анализировались
и при необходимости корректировались.
Обучение детей с общим недоразвитием
речи и задержкой психического развития
составлению рассказов на тему "На рыбалке"
по опорным словам проводилось в сочетании
с демонстрацией наглядных опор – предметных
картинок "мальчик", "удочка",
"река". Составлению рассказа предшествовало
называние предметов, изображенных на
картинках, и их краткая характеристика
(описание внешнего вида, деталей и др.).
Затем детям предлагалась тема рассказа,
определяющая его событийную основу. Для
облегчения задания применялся краткий
план, составленный логопедом из четырёх
вопросов.
Конспекты данных логопедических
занятий находятся в приложении.
Анализ результатов формирующего
эксперимента
По окончанию формирующего
этапа эксперимента младшим школьникам
с общим недоразвитием речи и задержкой
психического развития были предложены
аналогичные задания из констатирующего
этапа исследования с целью определения
эффективности разработанных коррекционно-логопедических
занятий по совершенствованию связной
речи у исследуемой категории детей.