Социология. Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 18:00, реферат

Краткое описание

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного

Содержание

1. Понятие социального института. Основные социальные
институты общества. 3
2. Понятие, структура, функции института семьи и брака. 11
3. Исторические и современные типы семьи и формы брака. 14
Литература 17

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)


 

План

 

  1. Понятие социального института. Основные социальные              

 институты общества.                                                                                     3

 

  1. Понятие, структура, функции института семьи и брака.              11

 

  1. Исторические и современные типы семьи и формы брака.          14

 

Литература                                                                                              17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие социального  института. Основные социальные институты  общества.

 

Социальная практика показывает, что для человеческого  общества жизненно необходимо закрепить  некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для  членов определенного общества или  определенной социальной группы. Это  прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.

Практика закрепления  отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается  в создании жестко закрепленной системы  ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения  в социальных отношениях, а также  в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.

Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для  общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Понятие "институт" - одно из центральных в социологии, поэтому изучение институциональных  связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами.

Социальный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) — внутрисоциальное образование, в преемственности поколений несущее специфический набор функций, которые другие общественные институты и люди поодиночке не могут выполнять либо вообще, либо с уровнем качества, необходимым для устойчивости общества и его развития.

Герберт Спенсер, автор органической теории общества, основательно проанализировал функционирование следующих основных социальных институтов общества:

домашние учреждения (различные виды брака, семьи, положение  женщин, положение детей, домашние отношения);

обрядовые учреждения (понятие  обряда вообще, его влияние на жизнь  общества, приветствия, формы обращения, титулы, знаки отличия и одежда, отличия классов);

политические учреждения ( политическая организация, интеграция и дифференциация, политические формы  и силы, политические главы: вожди, короли и другие , сложные политические главы, совещательные органы, представительные собрания, министерства, органы местного самоуправления, военная судебная, исполнительная системы, законы);

церковные учреждения (история  становления церкви от идей первобытных  людей, знахарей, жрецов, становление  церковной иерархии, церковной системы  как общественной связи, отношения церкви и государства до прошедшего и будущего церковных учреждений);

профессиональные учреждения ( анализ деятельности самых различных  профессий – врачей и хирургов, танцоров и музыкантов, ораторов и  поэтов, актеров и драматургов, биографов, историков, литераторов, судей и законников, ученых и философов, учителей, архитекторов, скульпторов, живописцев и других);

промышленные учреждения (рассмотрена сложнейшая гамма вопросов важнейшего социального института  общества– экономического).

Также социальным институтом можно назвать общественное мнение.

Общественное мнение - понятие, давно вошедшее в обиход исследователей права. Оно органически  связано с понятием общественности. В социологическом понимании  общественность - это множество людей, по численности составляющее значительное большинство общества и обладающее активной позицией по различным проблемам социальной жизни. По мнению С.С. Фролова, понятие "общественность" используется социологами в двух различных смыслах:

 рассеянное в пространстве множество людей, обладающих сходными интересами в отношении некоторого объекта, например, общественность, поддерживающая политическое движение или партию;

 множество людей,  разделенных между собой по  признаку отношения к определенному  событию социальной жизни, способных оценивать это событие, влиять в известных пределах на его ход и обсуждать его последствия.

Общественное мнение - это совокупность суждений и оценок, выносимых различными социальными  группами и слоями по поводу событий  общественной жизни, деятельности и поведения отдельных личностей, организаций и партий, насущных социальных, политических, культурных проблем, Именно в общественном мнении проявляется социальная активность большинства населения, прямо не задействованного в политическом и законодательном процессах. Общественное мнение выражается в массовом одобрении или осуждении определенных действий и поступков. Чем больше в обществе процент населения, обладающего собственными взглядами, активной жизненной позицией, гражданственностью, тем сильнее и эффективнее общественное мнение.

Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в большинстве случает прекращает свою деятельность.

Итак, социальный институт — это постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей (например: институт брака, институт семьи, институты государственного администрирования), это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций; строится эта деятельность на основе определённых норм, правил.

Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями этой социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальную структуру и порядок в обществе.

Процесс определения  и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в  систему, которая способна действовать  в направлении удовлетворения некоторой  общественной потребности, называется институционализация. Институционализация – это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое, которое ожидается, регулируется.

Процесс институционализации  состоит из нескольких последовательных этапов:

возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

формирование общих  целей;

появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального  взаимодействия;

появление процедур, связанных  с нормами и правилами;

институционализация норм и правил, процедур, другими словами, их принятие, практическое применение;

установление системы санкций  для поддержания норм и правил;

создание системы статусов и  ролей, охватывающих всех членов института.

Таким образом, финалом процесса институционализации  можно считать создание четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса.

Каждый социальный институт имеет  как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами. Рассмотрим подробнее некоторые институциональные признаки.

Культурные символы. Все институты  стремятся к приобретению символов, которые в предельно концентрированной  форме создают представления  об институте, его образ. Так, для  государства это флаг или герб, для церкви – распятие или полумесяц, для семьи – обручальное кольцо, и так далее. Таким образом, культурным символом института может быть любой материальный или нематериальный элемент культуры, выражающий все основные специфические черты данного института.

Кодексы поведения ( устные и письменные). Люди, включенные в деятельность института, должны принимать соответствующие предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах, в таких, как присяга на верность стране, клятва при заключении брака, медицинская профессиональная клятва Гиппократа. Эти кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля.

Идеология. Идеология – это система  идей, которая санкционирована совокупностью  норм. Идеология определяет не только то, как люди должны относиться к тому или иному действию, но и то, почему они должны действовать определенным образом и почему они иногда недостаточно активно действуют или совсем не действуют. Идеология включает в себя как основополагающие убеждения данного института, так и разработку таких убеждений, которые будут объяснять окружающую действительность в терминах, принятых членами данного института.

Общество является сложным социальным образованием, и силы, действующие  внутри него, так взаимосвязаны, что  невозможно предвидеть последствия каждого отдельно взятого действия. В связи с этим институты имеют явные функции, которые легко распознаются как часть признанных целей института, и латентные функции, которые осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными или могут считаться побочным продуктом.

Явные функции социальных институтов. Основной функцией любого социального института является удовлетворение социальных потребностей, ради чего он и был создан и существует. Для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников следующие функции.

Функция закрепления  и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества.

Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры института.

Транслирующая функция. Эта функция позволяет институтам передавать свой социальный опыт новым людям, когда институт нуждается в расширении своих социальных границ или в смене поколений его участников.

Коммуникативная функция позволяет распространять информацию, произведенную в институте, как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей.

Латентные функции. Латентные (скрытые) функции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный характер и их последствия осознаются не сразу и не всегда (если даже осознаются и признаются, то считаются побочным продуктом), а порой и вовсе остаются неосознанными до конца. Очень часто на практике некоторые институты продолжают существовать, хотя они не только не выполняют своих функций, но и порой даже препятствуют им. Это является доказательством того, что у данного института существуют скрытые функции, которые удовлетворяют потребности определенных социальных групп. Чаще всего подобное явление можно наблюдать среди политических институтов, у которых латентные функции развиты в очень большой степени.

Дисфункция. Социальные институты взаимодействуют с социальной средой, в качестве которой выступает общество. Происходящие в обществе процессы постоянно изменяют потребности различных субъектов (отдельных людей, групп, слоев, классов), следовательно, меняется характер взаимодействия социальных институтов с социальной средой. Может наступить такая ситуация, при которой изменения потребностей не найдут отражение в структуре и в функциях социального института и в его деятельности возникает дисфункция. Она выражается в первую очередь в неясности целей деятельности института, неопределенности его функций, понижении социального авторитета, трансформации отдельных функций в деятельность, направленную не на достижение рациональной цели, удовлетворение широкого круга, в первую очередь, социально-экономических потребностей людей, а на поддержание собственного существования. Такой институт начинает испытывать различные трудности: от недостатка материальных, финансовых средств, отсутствия хорошо подготовленных кадров, нарастания организационных неурядиц до идеологических и политических шараханий, утраты имиджа института или государственного деятеля.

Институциональные связи. Не существует такого социального института, который действовал бы в изоляции от других социальных институтов. Религия, правительство, образование, производство и потребление, торговля, семья – все эти институты находятся во множественном взаимодействии. Так, условия производства должны учитывать образование новых семей с целью удовлетворения их потребностей в новых квартирах, предметах быта, детских учреждениях. Система образования во многом зависит от деятельности правительственных институтов, поддерживающих престиж и возможные перспективы развития учреждений образования. Религия также может действовать на развитие образования или на правительственные учреждения. Учитель, отец семейства, священник или функционер добровольной организации – все подвергаются воздействию со стороны правительства, так как действия последнего могут привести как к успеху, так и к неудаче в достижении жизненно важных целей.

Информация о работе Социология. Социальные институты