Социология Эмиля Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 21:41, контрольная работа

Краткое описание

История каждой науки свидетельствует, что вначале зарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее ее сущность и содержание. Иначе говоря, дело не в термине и не в том, когда и как он появился. Дело в том, что каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития. И хотя сам термин социология связан с именем О. Конта, это вовсе не означает, что именно он создал эту науку. Его гений проявился в том, что он сумел обобщить и по-новому увидеть те нарождающиеся явления, которые были характерны для конца XVIII -- начала XIX столетия.

Вложенные файлы: 1 файл

социология 1.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

и женщины подвержены ей одинаково.

 

Различие в количестве самоубийств  между  мужчинами  и женщинами,   объясняется различной степенью социализации индивидов,

их вовлеченности в общественную жизнь, так как мужчина, активно участвуя в жизни общества, больше терпит от её дезорганизации, а так же значение  таких факторов как бездетность, разводы действует на мужчин подталкивая  их к самоубийству.

 

Дюркгейм признавал только один несоциальный фактор, влияющий

на принятие человеком последнего решения. А именно: процент

самоубийств зависит от долготы дня, так как наибольшая

интенсивность социальной жизни происходит в наиболее длинные

дни года. Так же численность самоубийств резко меняется, когда

круто меняются условия социальной среды, а последняя никогда

не простирает своего влияния за пределы своих собственных границ.  Поэтому, хотя мысль о самоубийстве и обладает заразительностью, нет   доказательств, что это явление передаётся соседним областям.

 

Социальная сфера, то есть область коллективного сознания,

влияет на индивида:

 

- социальным принуждением (извне и в момент усвоения информации),

 

-групповым принуждением (вызывающем или  блокирующим действия индивида),

 

- физической детерминацией (когда  топография местности, пути сообщения влияют на протекание различных социальных процессов),

 

- психологическим принуждением (толпа вызывает у индивида сильную эмоциональную реакцию, следствием которой является его отклоняющееся от нормы поведение).

 

Социальные факторы это:

 

1.Общие идеи и чувства. Они рождаются от взаимодействия умов многих поколений.

 

2.Моральные максимы и верования. Они создаются коллективами и  предписывают индивидам поступать строго определённым образом.

 

Эти социальные факторы могут быть восприняты индивидом и

как благо, и как зло.

Так же влияние на социальные явления может оказывать число социальных  единиц или “динамическая сплоченность” определяющаяся числом индивидов живущих общей жизнью.

 

Хотя каждый индивид личность, но в обществе он выполняет какую-либо  одну специальную функцию в соответствии с разделением общественного труда, что напоминает организм с его различными органами, поэтому  Дюркгейм называет новый вид солидарности, - органический. Вот поэтому,  высокий процент самоубийств в обществе объясняется, как показатель

недостаточной солидарности этого общества. Чем больше солидарность членов общества, тем  больше  должна быть интенсивность отношений между ними, а это регулируется юридическими  законами. Поэтому в законе отражаются все существенные особенности социальной солидарности.

 

Ещё Дюркгейм считает, что самоубийство одна из форм которых 

передаётся коллективная болезнь, а непомерное возрастание

добровольных смертей в его время, и в наши дни рассматривается

им как патологическое явление, которое становится опаснее с каждым днём. Но в то же время Дюркгейм определял самоубийство достаточно широко и мог включить в него акты самопожертвования.

Сущность объяснения такого явления  как самоубийство у Дюркгейма

был  “социологизм”, сквозь призму которого рассматривались все другие факторы, в том числе и психическая предрасположенность к самоубийству.  Говоря о том, что психологические мотивы часто кажутся причиной  добровольного ухода людей из жизни  и представляют из себя только

индивидуальное, он обращается к изучению социальной среды считая,

что она является главной причиной изменения статистики самоубийств.

По Дюркгейму процент самоубийств является функцией

нескольких социальных переменных:  религиозных, семейных,

национальных и других социальных отношений. Используя  путь исключения Дюркгейм, как уже говорилось, отбрасывает несоциальные   факторы: психоорганическое предрасположение индивидов (расовый и наследственный фактор), физическое окружение (климат, время года, дня) и подражания.

 

Дюркгейм различал четыре вида самоубийств:

эгоистическое, альтруистическое, аномическое и фаталистическое.

 

1.      Эгоистическое.

Вызывает причины отдаления индивида от общества. Разрыв социальных   связей, состояние опустошенности. Одной из причин может

быть - “крайний  индивидуализм”. Дюркгейм заимствовал у Бартиллока

идею о том, что “эгоизм” и отсутствие “морального принуждения” влияет на  изменение уровня самоубийств. Если индивид легко склоняется под

жизненными обстоятельствами, значит состояние того общества, к которому он принадлежит, сделало из  него лёгкую добычу, готовую к самоубийству.  Дезинтеграция общества ( коллективное бесчувствие, утрата общественных  целей и так далее) отражается на дезорганизации общественных групп непосредственно влияющих на индивида. Если эгоизм это противопоставление индивидуального “я” социальному “я”, то эгоистичный,  это такой вид самоубийств, который вызывается чрезмерной индивидуализацией.

 

2.      Альтруистическое.

Личные интересы поглощены социальными, и индивид перестаёт существовать как единица. Такие самоубийства существуют в основном в архаических обществах ( убийство стариков, детей, жен).

 

 

3.      Аномическое.

Встречается при нарастании общественных кризисов, когда рушится старая  иерархия ценностей, нарушается общественное равновесие. Но не все

общественные кризисы ведут к повышению числа самоубийств.

В состоянии войны народ обретает общие цели и задачи, объединяющие  общество. И в то же время экономические кризисы, способствующие

Обогащению одних и разорению других, могут привести к фатальным  последствиям. И если самоубийства, которые Дюркгейм отнёс к эгоистическим, наблюдаются в основном в сфере умственного труда, среди

интеллигенции, то аномические чаще встречаются в мире торговли и промышленности, к тому же их можно разделить ещё на два подвида  причин, вызывающих самоубийства:

 

3.а.  Экономический. 

Нарушения нормативного порядка фиксирующего с относительной точностью максимальный уровень материального благосостояния каждого члена в обществе.

 

3.б.  Семейная. 

Нарушение равновесия и дисциплины обеспечиваемой семьёй. К примеру,  рост количества разводов и самоубийств идёт параллельно.

 

4.      Фаталистическое.

Этот вид самоубийств возникает в результате усиленного контроля  со  стороны  группы, имеющей тенденцию быть сильной и постоянной и поэтому становящейся невыносимой.

 

Так же Дюркгейм различает  нормальные  и  патологические явления.

К примеру, повышение в некоторых странах к 19 веку числа самоубийств, ослабление морального осуждения последних квалифицировано Дюркгеймом, как патологическое явление. Нормальным объявлялось то, что способствует сохранению социальной системы.

 

Дюркгейм рассматривает социальный  процент  самоубийств, как продукт социальных факторов действующих на всё общество и характерный для каждого общества. Исследуя такой социальный фактор, как религия, на примере, католической и протестантской церквей, он обнаружил, что   католики менее подвержены стремлению покончить жизнь самоубийством, так как  их  церковь более сплоченная, единая и поэтому процент самоубийств в ней меньше, чем в протестантской. Так же процент самоубийств высок и в среде военных, в результате излишней интеграции.  Таким образом, возрастание или уменьшение числа самоубийств

варьируется в соответствии  с уровнем интеграции социальных групп, а самым стабильным уровнем, на котором это явление не будет встречаться, будет уравновешивание сил между обществом и индивидом, так называемая “золотая середина”, то есть когда индивид не игнорируется  и  в  то  же  время не подвергается давлению со стороны общества.

 

Работа Дюркгейма сыграла большую роль в утверждении социологической    точки  зрения на самоубийство, в противоположность психологической.  Хотя в ней не доставало некоторых, элементарных в наше время, инструментов научного исследования. Наиболее ценной чертой анализа самоубийства является раскрытие сущности этого явления, как   порожденного кризисным существованием общества. Но ярко описывая состояние морального разложения, морально- психологической  дезориентации и упадка, Дюркгейм не вскрыл истинных причин кризиса общества, усматривая их не в сущности отношений между различными   слоями общества, а в слишком быстрых  темпах социальных изменений за которыми общество не поспевает.

 

Особое значение и развитие теория Дюркгейма на сегодняшний день  получила в Америке. Точка зрения французского социолога на такие социальные проблемы  как преступность, самоубийство, семейная неустойчивость, коренным образом отличалась от типичного для американской социологии психологизма, и потому показалась американцам перспективной.

 

В  нашей  стране  подобная  методика  анализа  причин возникновения

и увеличения  количества  самоубийства,  а так же поиска способов  их  предотвращения  до  сих  пор практически не развита  и  во  многом  из-за  отсутствия должного финансирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   

                                            Заключение.

Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтоло­гических обоснований необходимости и возможности социологии как нау­ки. Он доказывал, что общество - это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта реальность обла­дает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипули­рованию. Таким образом, Дюркгейм отстаивал необходимость осторожно­го и уважительного отношения к обществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные тенденции при воздействии на социаль­ные процессы.

Вслед за Контом Дюркгейм рассматривал общество главным образом как сферу солидарности, сплоченности, согласия. Не случайно изучение согласия в социологии считается дюркгеймовской традицией.
Доказывая «нормальный» характер солидарности в обществе и «анормаль­ный» характер ее отсутствия, Дюркгейм в значительной мере выдавал желае­мое за действительное. За это он подвергался вполне обоснованной критике. Он чрезмерно оптимистично оценил реальность и перспективы «органичес­кой» солидарности и недооценил вероятность возникновения новых форм (или возрождения) «механической» солидарности в тоталитарных обществах.
Известно, что разделение труда не только порождает социальную соли­дарность; оно ведет к формированию специфических социальных групп со своими особыми, нередко конфликтующими интересами, Это обстоятель­ство справедливо подчеркивал Маркс. Тем не менее, акцент Дюркгейма на солидарности и согласии имел под собою во всяком случае не меньше ос­нования, чем акцент на роли борьбы и конфликта в обществе, свойственный теориям Маркса и социальных дарвинистов. Очевидно, что социальная солидарность - не менее, а, вероятнее всего, более «нормальное» и универ­сальное явление, чем социальный конфликт.

Важное значение в социологии Дюркгейма имела трактовка общества как преимущественно нравственной реальности. Как и для Kонта, соци­альный вопрос для него был не столько экономико-политическим, сколько нравственно-религиозным вопросом. Мораль Дюркгейм понимал как пра­ктическую, действенную, реальную силу; все, что не имеет серьезного нрав­ственного основания, с его точки зрения, носит непрочный и временный характер. Поэтому он считал, что политические революции - это кровавые театральные действа, которые мало что изменяют в социальных системах. Для того чтобы политические преобразования действительно вызвали социальные изменения, они должны выразить и затронуть глубинные нрав­ственные ценности и устремления общества.

Дюркгейм внес важнейший вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы. Он подчеркивал, что социальное поведение всегда ре­гулируется некоторым набором пpaвил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными. Дюркгейм прекрасно выразил значение кризисов, нарушений и пустот в ценностно-нормативной системе общества, введя в социологию очень важное понятие аномии.

Эмиль Дюркгейм убедительно применил к сфере социологического знания принципы научного рационализма. Его исследования представляют собой образец сочетания теоретического и эмпирического подходов к изучению социальных явлений. Он явился родоначальником структурно-функционального анализа в социологии: он исследовал социальные факты под углом зрения их функций в конкретных социальных сис­темах. Вместе с тем он не отказался полностью от сравнительно-исторической и эволюционистской методологии сравнивая между собой различные типы обществ и рассматривая сложные общества как комбинации одних и тех же простых элементарных единиц.

Дюркгейм разработал методологические принципы социологического мышления, конкретные методы, правила и процедуры, касающиеся определения, наблюдения, объяснения социальных явлений, научного доказа­тельства и т. д. Он внес вклад в самые разные отрасли социологического знания: в общую теорию, в частные теории, в исследование отдельных сфер и явлений социальной жизни: морали, права, отклоняющегося поведения, семьи, воспитания, религии, ритуала и т. д.

Дюркгейм внес важнейший вклад в становление и утверждение профес­сиональной социологической этики. В своих трудах он доказывал особое значение профессиональной этики в современном обществе. Своей собст­венной деятельностью он демонстрировал высокий образец этой этики в сфере социальной науки. Дюркгейм исходил из необходимости практичес­кой ориентации социологического знания. Но для того чтобы эта ориентация могла осуществиться, для того чтобы социология приносила пользу общест­ву, он считал необходимым в процессе познания отделять профессиональ­ную этику социолога от гражданской этики, познавательные ценности - от любых других.

В институционально - организационном аспекте вклад Дюркгейма в социологию был также необычайно велик. Именно благодаря ему социо­логия во Франции стала университетской дисциплиной. Он одним из пер­вых в мире, если не первым, стал читать лекционные курсы по социологии. В университетах Бордо и Парижа он создал первые в стране социологиче­ские кафедры.
Дюркгейм был основателем и редактором одного из первых в мире со­циологических журналов - «Социологический ежегодник» (12 томов, 1898-1913). Ему удалось привлечь к сотрудничеству в журнале видных пред­ставителей социальных наук. Сотрудники журнала, объединенные привер­женностью дюркгеймовским идеям, составили сплоченный коллектив исследователей, получивший название Французская социологическая шко­ла, или школа Дюркгейма.
Школа отличалась относительно высокой степенью сплоченности, ос­нованной на общности теоретических и социально-политических взглядов, активной работе в журнале, разделении труда и специализации в опреде­ленных предметных областях, научном авторитете Дюркгейма, дружеских
связях и т. д.

Информация о работе Социология Эмиля Дюркгейма