Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 21:41, контрольная работа
История каждой науки свидетельствует, что вначале зарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее ее сущность и содержание. Иначе говоря, дело не в термине и не в том, когда и как он появился. Дело в том, что каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития. И хотя сам термин социология связан с именем О. Конта, это вовсе не означает, что именно он создал эту науку. Его гений проявился в том, что он сумел обобщить и по-новому увидеть те нарождающиеся явления, которые были характерны для конца XVIII -- начала XIX столетия.
Среди участников школы были видные ученые: социолог и этнолог Марсель Мосс (возглавивший школу после смерти ее основателя); социологи С. Бугле, Ж. Дави, М. Хальбвакс; экономист Ф. Симиан; правоведы Э. Леви, Ж. Рей, П. Ювелен; лингвисты А. Мейе, Ф. Брюно, Ж. Вандриес, синолог М. Гране и др.
Коллективная форма научной работы, характерная для школы Дюркгейма, была новым явлением в академической сфере, существенно отличавшимся от прежних форм, основанных исключительно на отношении «учитель-ученик». Это был именно коллектив исследователей, каждый из которых, разделяя с другими некоторые общие теоретические воззрения, в то же время сохранял свою самостоятельность и творческую индивидуальность.
Наряду со школой Дюркгейма во французской социологии конца XIX - начала XX в. существовали и другие, конкурирующие направления: школы «социальной науки» и «социальной реформы», следовавшие традициям Ф. Ле Пле; органицистское и психологическое направления, объединенные вокруг выходившего во Франции «Международного обозрения социологии» (с 1893 г.); «католическая» социология. Но именно дюркгеймовская школа занимала ключевые позиции во французской академической системе вплоть до начала второй мировой войны. Правда, к 30-м годам она уже не представляла собой единого целого. В середине 20-х годов Марсель Мосс предпринимает попытку возобновить издание «Социологического ежегодника», но ему удается выпустить только два тома (1925, 1927 гг.). В выходящей с 1949 г. третьей серии «Социологического ежегодника» характерные черты школы утрачены, и дюркгеймовская традиция сосуществует с другими.
В последние десятилетия наследие Дюркгейма и его школы в разных странах активно исследуется, интерпретируется и переосмысливается. Научное сообщество продолжает считать это наследие актуальным и плодотворным для развития социологического знания.
Список использованной литературы:
1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. - М., Гардарика, 2005 , 54с.
2. Гофман А.Б. Столетие книги Эмиля Дюрктейма «Самоубийство»// Социс, 1998, №5
3. Громов И.А. и др. Социология: XIX – XX вв. Уч. Пособие. СПб, 1997
4. Дюркгейм Э.
а) “Метод социологии”, М.; “Наука”, 1991 год.
б) “О разделении общественного труда”, М.;“Наука”,1991 год.
в) “Самоубийство”, М.; “Наука”, 1990 год.
Г)« Социология. Ее предмет, метод, предназначение». М.,Знание 1995,
5. Зборовский Г.Е.. Орлов Г.Г. Введение в социологию. Урал: Уральский университет, 2002. 132с.
6.История социологии в Западной Европе и США. Учебник под редакцией Г. В. Осипова. - М.: Издательство НОРМА, 2001
7. Осипова Е.В. “Социология Эмиля Дюркгейма”, М.; “Наука”, 1977 год
10