Социология в Западной Европе и США Х1Х-нач. ХХ веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 10:56, контрольная работа

Краткое описание

В этой работе повествуется двух значимых ученных в такой науке, как социология.Огюст Конт и Герберт Спенсер внесли неоценимый вклад в развитие социологии как науки. Поэтому я решил описать их деятельность и некоторые аспекты биографии. Также в работе есть описания социологии конца XIX — начала XX в

Содержание

Введение_________________________________________________________3
Огюст Конт и возникновение позитивистской социологии_______________4
Герберт Спенсер._________________________________________________10
Психологическая социология конца XIX — начала XX в._______________18
Основные направления
и особенности современной западной
теоретической социологии_________________________________________20
Заключение______________________________________________________22
Список литературы________________________________________________

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 47.76 Кб (Скачать файл)

Но в своих зрелых произведениях  Спенсер, возможно, под влиянием разочарований  в связи с «коллективистским» курсом, который приняло английское общество к концу XIX в., признает, что, хотя эволюция человечества в целом  остается уверенной, определенные общества могут не только прогрессировать, но и отступать вспять. «Если брать  всю совокупность обществ, эволюцию можно считать неизбежной... тем  не менее ее нельзя считать неизбежной или даже вероятной для каждого отдельного общества» . «Хотя нынешняя теория деградации является несостоятельной, теория прогресса в своей первоначальной форме мне также кажется несостоятельной... Возможно и, я верю, вероятно, что регресс так же част, как и прогресс» . «Социальный организм, — отмечал Спенсер, — как и индивидуальный организм, претерпевает изменения, пока он не достигнет равновесия с окружающими условиями; только после этого он продолжает свое существование без дальнейших структурных изменений» , Если такое равновесие достигается, эволюция продолжает «проявлять себя только в прогрессирующей интеграции, которая заканчивается жестокостью и практически прекращается» .

Спенсер в целом не настаивал  на необратимости развития общества по предопределенным этапам. Наоборот, он придерживался мнения, что они  развиваются как ответ на их социальное и естественное, природное окружение.

«Как и другие виды прогресса, социальный прогресс не является линейным, а расходится и распространяется... Распространяясь по всей земле, человечество обнаруживало окружение различного характера и в каждом случае возникала социальная жизнь, частично предопределенная предыдущей социальной жизнью, частично определяемая влиянием новых условий; таким образом, размножающиеся группы приобретают различия то значительные, то незначительные: возникают роды и стереотипы обществ»

Спенсер, подчеркивая отличие  своей концепции от концепций  сторонников теорий однолинейных этапов, таких, как, например, Конт, писал: «Таким образом, среди других ошибочных  концепций возникает еще одна серьезная ошибка, что различные  формы общества,представленные у дикарей и в цивилизованных расах в мире, являются не чем иным, как различными этапами эволюции одной формы; истина же заключается в том, что социальные типы, так же как и индивидуальные организмы, не образуют единого ряда, а классифицируются по расходящимся и распространяющимся группам» . Эволюционная теория Спенсера благодаря включению в нее факторов застоя и регресса становится несомненно более гибкой, хотя и теряет свою цельность.

 

 

 

 

 

 

Психологическая социология конца XIX — начала XX в.

Психологизм и социология XIX в.

Кризис биолого-натуралистических  теорий в конце XIX в. способствовал  усилению психологической тенденции  в социологии. Идея сведения социального  к психологическому не была, конечно, новой. На «универсальные законы психологии» и «свойства человеческой природы» ссылались и Локк, и Юм, и французские просветители, и английские утилитаристы. Милль в полемике с Контом утверждал, что все социальные законы сводятся к «законам индивидуальной человеческой природы». «Соединяясь в общество, люди не превращаются в нечто другое, обладающее другими свойствами... В общественной жизни люди обладают лишь такими свойствами, которые вытекают из законов природы отдельного человека и могут быть к ним сведены» Поэтому социология как наука «о действиях масс людей и о различных явлениях, составляющих общественную жизнь», имеет своей основой психологию

Для многих натуралистических  концепций, как мы видели, биология тоже служила лишь методологическим образцом (органическая аналогия, принцип  эволюции и т. п.), тогда как их содержательные предпосылки покоились  на «житейской» психологии. Рождение экспериментальной психологии и  ее институционализация в качестве самостоятельной дисциплины, независимой  как от философии, так и от физиологии, высоко подняли ее научный престиж  и способствовали экспансии психологизма в другие отрасли знания Если в первой половине XIX в. психологию считали простой конкретизацией философии, то родоначальник экспериментальной психологии Вильгельм Вундт (1832—1920) пытается перевернуть это отношение, утверждая, что «вся наша философия — это современная психология» .

В конце XIX в. психологизм  как общая тенденция к психологическому обоснованию научного знания и объяснению самых разнородных явлений приобретает  широкое распространение. Психологическое  обоснование гносеологии (Я. Ф. Фрис, Ф. Э. Бенеке), логики (Ю. Липпс, К. Зигварт), эстетики (Г.Т. Фехнер, Г. Аллен, Л. Уитмер, Т. Липпс), лингвистики (Г. Штейнталь, Г. Пауль, К. Бургман), истории и литературоведения (И. А. Тэн) и других дисциплин стало научной модой. Психологизм — характерная черта «второго позитивизма» (махизма, эмпириокритицизма). Не избежала этого поветрия и социология.

Психология начала XIX в. была исключительно психологией индивида и не принимала в расчет социальных процессов.

В последней трети XIX в. положение  изменилось. С одной стороны, психологи  обнаружили, что высшие психические  функции невозможно свести к физиологическим  процессам, что здесь требуется  учет сложных социальных факторов. С другой стороны, социологи, не удовлетворенные  примитивными биоорганическими аналогиями, проявили растущий интерес к проблемам  мотивации и психологическим  механизмам социального поведения. В результате слияния этих двух встречных  движений и сложилось то, что мы условно называем психологическим  направлением в социологии.

Подобно другим идейным течениям этого периода психологическая  социология отнюдь не была единым целым. Единственная черта, конституирующая  ее как течение, — это стремление, не всегда осознанное, сводить социальное к психологическому. Но стремление это выражено у разных авторов с неодинаковой силой, да и тип психологии, к которой они апеллируют, неодинаков. В зависимости от характера выдвигаемых проблем и объяснительных категорий в ней можно выделить несколько более или менее самостоятельных ответвлений: психологический эволюционизм; инстинктивизм; «психологию народов», тесно связанную с этнографией; групповую психологию и, наконец, интеракционизм, делающий первичной единицей социологического исследования межличностное взаимодействие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Основные направления

и особенности  современной западной

теоретической социологии

Прежде чем распрощаться с читателем, представим кратко, насколько  позволяет объем главы, некоторую  обобщающую панораму современной западной социологии с середины века и до наших дней. Мы проследили основные теории западной социологии. Они находились и находятся в процессе активного  взаимодействия, столкновений и взаимовлияния.

Наработано множество  концепций, возрастает специализация  социологического .знания, продолжаются напряженные поиски адекватного определения предмета социологии.

Американские исследователи  Ф. Баали и М. Мур, выписав все определения, приведенные в 16 учебных пособиях по общей социологии, изданных в США за 20 лет (1951—1971), выяснили, что в начале 70-х годов имелось восемь разных подходов к предмету социологии как науки об обществе. Предметом социологии объявлялось: социальное взаимодействие, социальные отношения, групповая структура, социальное поведение, социальная жизнь, социальные процессы, социокультурные явления, человек в обществе Анализ основных факторов, включенных различными американскими теоретиками в определение предмета социологии, позволяет выявить тенденцию ее развития, характерную для середины века. Это переход от номиналистического видения общества и человека к «реалистическому», от «субъективизма» к «натурализму». Общество трактуется как структура социальных отношений, социальная группа — как сеть межличностных взаимодействий, человек выступает как актер (действующий субъект), выполняющий предписанную ему роль.

Этот подход наиболее ярко был выражен в работах Т. Парсонса, Ф. Селзника и других представителей американского структурного функционализма.

В 70-е годы в американской социологии проявляется новая тенденция, которую легко проследить по учебным  пособиям по общей социологии и наиболее используемым

 

 

 

социологическим словарям Согласно их определениям, социология — это  «научное исследование человеческого  общества и человеческого поведения» «изучение человеческих существ  в их социальном контексте» «изучение: а) человека в группе; б) системы групповых ценностей и норм; в) групповых давлений (или вознаграждений) в их воздействии на человеческое поведение и предпочтения» «научное изучение явлений, возникающих в процессе групповых отношений человеческих существ, изучение человека и его человеческого окружения в их отношениях друг к другу» социального поведения человека. Социология «изучает процессы и модели индивидуального и группового взаимодействия, формы организации социальных групп, отношения между ними и групповые влияния на индивидуальное поведение» .

Ключевыми понятиями в  приведенных определениях являются «человек», «человеческие существа», «человеческое поведение». Здесь налицо тенденция отхода от «реализма» и перехода к «номинализму», движение от «натурализма» к «субъективизму», проявляющемуся в новой форме. Эта новая форма субъективизма вызвана к жизни кризисом структурного функционализма и возрастающим влиянием таких направлений в современной буржуазной социологии, как символический интеракционизм (Дж. Мид), феноменологическая социология (Э. Тириакьян), социальный бихевиоризм (Дж. Хоманс), неопсихоаналитическая социология (Е. Слейтер).

2. Конфронтация социологических  теорий. Макротеории

Функционализм с его акцентом на натуралистический подход к исследованию социальной реальности, на естественно-научную  методологию и системные качества общества, с его попыткой перечислить  все необходимые условия, обеспечивающие равновесие и порядок социальной системы, все составляющие ее элементы, механизмы ее интеграции, в свое время находил широкую поддержку как в академических, так и в политических кругах западного общества.

Благодаря подробному анализу  функционализма, проведенному А. Д. Ковалевым  в четырнадцатой главе, мы можем  здесь ограничиться краткими резюмирующими  замечаниями об этой влиятельнейшей социологической теории.

 

 

Заключение

Понимание тончайших, но сложных  и глубоких способов, которыми наши жизни отражают контексты нашего социального опыта, является основой  социологического мировоззрения. Социологию особенно интересует социальная жизнь  в современном мире, стремительные  перемены в человеческих обществах, произошедшие в последние два  века. Она остается ведущей дисциплиной, в рамках которой проводится анализ природы этих изменений. Сегодня  наш мир радикальным образом  отличается от прошлого; задача социологии состоит в том, чтобы помочь нам  понять этот мир и его будущие  возможности. Непрерывность и перемены в общественной жизни можно представить  в виде «смеси» преднамеренных и  непреднамеренных последствий человеческих действий. Задача социологии — исследовать  полученный в результате баланс между  социальным воспроизводством и трансформацией. Социальное воспроизводство показывает, каким образом общества «поддерживают  свою жизнь» во времени, трансформация  обозначает перемены, которым общества подвержены.

Основной целью социологии является анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия.

Вследствие разнообразия подходов характерного для современного состояния данной дисциплины, ни одно определение социологии не является полностью подходящим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. История социологии в Западной Европе и США Учебник для вузов(Гайденко П.П, Осипов Г. В)
  2. Энциклопедия Википедия
  3. Социология (Гидденс, Энтони )

Информация о работе Социология в Западной Европе и США Х1Х-нач. ХХ веков