Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 09:12, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является изучение социологии ХХ века.
Исходя из поставленной цели следует определить задачи: изучить макро- и микросоциологические теории; определить роль социологии в ХХ веке, а также актуальность изучения социологии.
Предметом изучения является социология ХХ века, а объектом – условия развития социологии ХХ века.
1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Новые тенденции в развитии социологической мысли. Выделение трех основных разделов социологии: теоретического, прикладного, эмпирического . . . .4
3. Макросоциологические теории
3.1 Структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон) . . . . . . . . . . . . . . 7
3.2 Теории социального конфликта (Ч.Р. Миллс, Р. Дарендорф, Л. Козер). .8
3.3 Теории социальных систем (Т. Адорно, Ж. Гурвич и др.) . . . . . . . . . . . . .9
4. Микросоциологические теории
4.1 Теория социального обмена (Д. Хоманс, П. Блау) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
4.2 Символический интеракционизм (Д. Мид, Г. Блумер и др.). . . . . . . . . . .11
4.3 Этнометодология (Г. Гарфинкель и др.). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
4.4 Феноменологическая социология (А. Шюц, П. Бергер) . . . . . . . . . . . . . .14
5. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
6. Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
ПО
СОЦИОЛОГИИ
Тема:
«СОЦИОЛОГИЯ ХХ ВЕКА»
Содержание
1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Новые тенденции в развитии социологической мысли. Выделение трех основных разделов социологии: теоретического, прикладного, эмпирического . . . .4
3. Макросоциологические теории
3.1 Структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон) . . . . . . . . . . . . . . 7
3.2 Теории социального конфликта (Ч.Р. Миллс, Р. Дарендорф, Л. Козер). .8
3.3 Теории социальных систем (Т. Адорно, Ж. Гурвич и др.) . . . . . . . . . . . . .9
4. Микросоциологические теории
4.1 Теория социального обмена (Д. Хоманс, П. Блау) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
4.2 Символический интеракционизм (Д. Мид, Г. Блумер и др.). . . . . . . . . . .11
4.3 Этнометодология (Г. Гарфинкель и др.). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
4.4 Феноменологическая социология (А. Шюц, П. Бергер) . . . . . . . . . . . . . .14
5. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
6. Список используемой
литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . 16
1. Введение
Актуальность
социологии определяется, прежде всего,
возрастанием роли и значения этой
науки в современных условиях.
Это обусловлено рядом
- важные и быстрые социально-политические изменения происходят не только у нас в стране, но и во многих странах за рубежом;
- современный этап развития общества свидетельствует о возрастании роли и значения социальных факторов и социальной сферы общественной жизни;
- одна из главных и сложных задач прогрессивного развития нашего и многих других обществ - формирование гражданского общества.
Все это выдвигает на первый план изучение соц.статуса личности, соц. общностей и общества в целом, что непосредственно входит в качестве главного в предмет социологии.
Социологическое знание все больше проникает в различные слои населения, чему способствует систематическое изучение соответствующих проблем, как в средней, так и в высшей школе. Также велика роль социологии в выработке научно обоснованной социальной политики. Методы исследования, выработанные социологией, все шире и успешнее используются в других общественных науках.
Социология (от лат.societas – общество и греч.logos – слово, понятие учение) – наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, различных социальных общностей и социальных отношений между ними.
Целью данной контрольной работы является изучение социологии ХХ века.
Исходя из поставленной цели следует определить задачи: изучить макро- и микросоциологические теории; определить роль социологии в ХХ веке, а также актуальность изучения социологии.
Предметом
изучения является социология ХХ века,
а объектом – условия развития социологии
ХХ века.
2. Новые тенденции в развитии социологической мысли. Выделение трех основных разделов социологии: теоретического, прикладного, эмпирического.
История развития социологии в нашей стране сложна и трудна. Только в конце 50-х - начале 60-х годов новые тенденции в развитии марксистско-ленинской науки об обществе, а именно необходимость в более эффективном управлении социальными процессами во всех сферах общественной жизни и широкое развертывание конкретных социологических исследований в нашей стране неизбежно поставили вопрос о структуре марксисткой социологической теории.
В качестве знаменательной вехи среди прошедших в 60-е годы дискуссий особо следует отметить дискуссию «О структуре социологической теории», состоявшуюся 15-16 мая 1968 года в МГУ, в которой приняли участие профессора и преподаватели МГУ, а также преподаватели других научных и учебных заведений страны.
Г.М.Андреева,
поддерживая высказанную Д.М.
Необходимость выделения нескольких уровней социологического знания была признана и другими философами и социологами. Так, А.М. Румянцев и Г.В. Осипов в своей статье, опубликованной в 1968 году в журнале «Вопросы философии», выделили следующие уровни:
-
общая социологическая теория, то
есть исторический материализм,
-
теория социальной структуры
общества. На этом уровне исследуются
законы взаимодействия и
-
теория различных социальных
систем занимается
- эмпирический уровень - исследование социальных фактов и их научная систематизация.
Все эти уровни не только взаимосвязаны, не только дополняют друг друга или служат основой друг друга, но и имеют самостоятельное значение.
В конечном итоге в конце 70-х - начале 80-х годов среди ученых нашей страны значительное распространение получила трехуровневая концепция структуры социологии:
-
общая социологическая теория
как философская наука (
-
частные социологические теории
(они рассматривались как
- конкретные социологические исследования, выступали в качестве прикладного инструментария сбора эмпирической информации.
Данная трехуровневая концепция стала своеобразным компромиссом, получилось некое полуфилософское знание: социологическим исследованиям дали право гражданства, а социологии как самостоятельной науке - нет.
Общая социологическая теория, то есть исторический материализм, задавала типовой способ построения частносоциологических теорий, а они, в свою очередь, опирались на обобщение социальных фактов. Конкретные социологические исследования отождествлялись с социологическим опросом, в основном анкетированием. Поэтому под социологом стали понимать человека, «бегающего с анкетами». Хотя разработанная концепция и способствовала утверждению статуса конкретных социологических исследований, в то же время она затруднила включение отечественной науки в мировой процесс развития социологии.
В настоящее время социология полностью и окончательно приобрела статус самостоятельной науки. Поэтому общепринятым считается, что социология имеет свою собственную структуру - это: общая социологическая теория, специальные (частные) социологические теории и конкретные (эмпирические) социологические исследования.
Теоретическая
социология - социология, ориентированная
на объективное научное
Прикладная социология - область социологии, в рамках которой разрабатываются и проводятся научные исследования, имеющие непосредственное практическое значение; уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую ценность проблем на основе существующих фундаментальных знаний.
Эмпирическая социология - комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов общественной жизни с использованием специальных методов (опросов, анкетирования, интервьюирования, математических и статистических методов).
Все три уровня социологического знания призваны выполнять функции социологии как науки. Общая социологическая теория и специальные (частные) социологические теории составляют теоретический уровень социологического знания, а конкретные (эмпирические) социологические исследования - эмпирический уровень. Частные социологические теории играют роль переходных звеньев от общей социологической теории к эмпирическим социологическим исследованиям.
Современная социология представляет собой многоуровневый комплекс теорий, типов знания, которые взаимосвязаны друг с другом и образуют единую целостность - современную социологическую науку. Традиционно в качестве ее составных частей выделяют теоретическую макросоциологию, базирующуюся на определенной социально-философской концепции; социологические теории среднего уровня, основанные на прикладных теориях, изучающих ту или иную подсистему общественной жизни; микросоциологию, основанную на эмпирическом знании.
Макросоциологические теории интересуют крупномасштабные социальные системы и процессы, происходящие в течение длительного времени. Основное внимание макросоциология уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Эти модели, или структуры, представляют собой такие социальные институты, как семья, образование, религия, а также экономический и политический строй. Люди, вовлеченные в данную систему социальных структур, испытывают на себе их глубокое влияние. Макросоциологи изучают взаимосвязи между различными частями общества и динамику их изменений.
Микросоциологические теории изучают поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Исследователи, работающие в этом ключе, считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Главный предмет их исследований – поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое оказывает влияние на стабильность общества или проходящие в нем перемены.
Разногласия
между сторонниками макро- и микросоциологии
связаны, во-первых, с пониманием предмета
исследования и уровня обобщения, во-вторых,
с характером использования понятий
и принципов формирования социологического
знания.
3. Макросоциологические теории
3.1
Структурный функционализм
(Т. Парсонс, Р. Мертон)
Структурный функционализм - методологический подход в социологии и социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию.
Основоположниками
Т. Парсонс - известный американский социолог, возглавлявший социологическую школу, которая получила название структурный функционализм. Базовой идеей структурного функционализма является идея социального порядка, который олицетворяет стремление поддержать равновесие системы, согласовать между собой различные ее элементы, добиться согласия между ними. Важное место в творчестве Т. Парсонса занимает теория социального действия, согласно которой человеческое действие понимается как самоорганизующаяся система, специфика которой в отличие от системы физического и биологического действия заключается: