Социология
гендерных отношений
и гендерный подход в социологии
Введение
Исследование гендерных отношений
постепенно становится неотъемлемой частью
большинства социальных и гуманитарных
наук, при этом разные науки и
научные сообщества обладают разной
степенью чувствительности к включению
гендерной тематики в свое интеллектуальное
поле. Наиболее гендерно сензитивными
оказываются антропология, психология,
социология, отчасти филология и
философия; гендерно нечувствительными
– политология, история, экономика.
Можно согласиться со следующими
утверждениями: «в России среди сложившихся
обществоведческих дисциплин наиболее
интенсивно в последние годы осваивает
гендерную проблематику именно социология»
(1, с. 188), «достаточно очевидным является
то, что самое интенсивное их (гендерных
исследований – ЕЗ, АТ) распространение
происходит через социологию» (2, с.
352).
Мировая социология, которая в России
все еще часто именуется западной,
инкорпорировала гендерный подход
в свои дисциплинарные рамки (см. многочисленные
учебники по социологии, в том числе
переведенные в 1990е годы на русский
язык учебники Нейла Смелзера (3) и
Энтони Гидденса (4, 5). Сформировалось также
отдельное направление феминистской
социологии (см. например, 6). Российская
социология в настоящее время
находится в стадии включения
гендерного подхода в теорию, методологию
и в область эмпирических исследований. Новизнагендерного подхода в российской
социологии имеет институциональный и
когнитивный эффект, которые мы попытаемся
осмыслить в данной статье. Становление
нового исследовательского направления
предполагает освоение опыта развития
этой области знания в другом институциональном
и политическом контексте (хронотопе).
Развитие гендерного подхода в российской
социологии предполагает социологически
информированный анализ становления гендерных
исследований на Западе.
Наша задача заключается в том,
чтобы представить читателю некоторую
схему развития теоретических представлений
о социологии гендерных отношений
и наметить некоторые возможности
их применения для исследования гендерных
отношений в России. Структура
статьи может быть представлена следующим
образом. Сначала мы покажем, каким
образом гендерные отношения
осмысливались в классических и
постклассических социологических
теориях, вошедших в так называемое
основное русло социологического знания.
Затем мы изложим наше представление
о сути гендерного подхода в социологии.
Социология отношений
полов: гендерное изменение социологической
теории
Всякая социологическая теория
предполагает некоторую интерпретацию
социально организованных отношений
между полами. Обсуждение мужественности
и женственности и их соотношения
мы можем найти у Маркса и Дюркгейма,
Зиммеля и Парсонса, Хабермаса
и Бурдье, Гидденса и Лумана, Гофмана
и Гарфинкеля и пр. Концепция общества
и социальной структуры определяет
интерпретацию гендерных отношений
в рамках этой концепции («Каков поп,
таков и приход»). В рамках классической
и постклассической социологии вплоть
до середины 1970- х годов термины
«гендер» и «гендерные отношения» не
употреблялись, интересующая нас область
социальной реальности анализировалась
в терминах отношений межу полами.
Однако, обсуждая отношения между
полами, социологи часто выходили
за пределы профессионального канона,
а рассуждения о поле в конечном счете
сводилось к постулату о базовой биологической
дихотомии между мужчиной и женщиной.
Такую позицию принято называть биологическим
детерминизмом или эссенциализмом. Проиллюстрируем
этот тезис на примере марксизма, структурного
функционализма и драматургического интеракционизма.
Логика марксистской социологии при
всех вариантах приводит исследователей
к утверждению, что гендерные отношения, т.е.
отношения между полами, это один их аспектов
производственных отношений, которые
мыслятся как отношения эксплуатации.
При этом разделение труда между мужчиной
и женщиной рассматривается как первичное,
необходимое для существования человеческого
рода. «Вместе с этим (ростом потребностей
– ЕЗ, АТ) развивается и разделение труда,
которое вначале было лишь разделением
труда в половом акте, а потом – разделением
труда, совершавшимся само собой или «естественно
возникшим» благодаря природным задаткам
(например, физической силе), потребностям,
случайностям» (7, с. 30)
Эмиль Дюркгкейм связывает изменение
положения полов с общественным
разделением труда и развитием
цивилизации. В результате социального
развития, считает Дюркгейм, «один
из полов завладел эмоциональными функциями,
а другой – интеллектуальными» (8,
с.61). В основании диссоциации
функций находятся «дополняющие
друг друга – (т.е. природные –
ЕЗ, АТ) различия» (8, с. 58).
Колоссальное влияние на осмысление
отношений между полами в социологической
мысли имели труды Талкотта Парсонса (9,
10), особенно совместная монография Парсонса
и Бэйлза (10). Этот подход стал парадигмальным,
получив название поло-ролевого. Согласно
ему, женщина выполняет экспрессивную
роль в социальной системе, мужчина –
инструментальную. Экспрессивная роль
означает, говоря современным языком,
осуществление заботы, эмоциональной
работы, поддержание психологического
баланса семьи. Эта роль - монополия домашней
хозяйки, сфера ответственности женщины.
Инструментальная роль заключается в
регуляции отношений между семьей и другими
социальными системами, это роль добытчика,
защитника. Типы ролевого поведения определяются
социальным положением, ролевые стереотипы
усваиваются в процессе интериоризации
норм, или ролевых ожиданий. Правильное
исполнение роли обеспечивается системой
поощрений и наказаний (санкций), положительных
и отрицательных подкреплений. При этом,
исходным основанием поло-ролевого подхода
является имплицитное признание биологического
детерминизма ролей, отсылающее к фрейдистскому
представлению о врожденных мужском и
женском началах.
Поло-ролевой подход оказался настолько
востребованным, что и в его
рамках и за его пределами вплоть
до настоящего времени используются
понятия мужской и женской
роли. Данный подход стал общим местом
научных и повседневных обсуждений
мужского и женского.1Как указывает австралийский социолог
Роберт Коннелл, биологическая дихотомия,
лежащая в основе теории ролей, убедила
многих теоретиков в том, что в отношения
полов не включают измерения власти, «женская»
и «мужская» роли молчаливо признаются
равнозначными, хотя и разными по содержанию
(12).
Обратимся к положениям драматургического
интеракционизма Ирвина Гофмана. Половые
различия рассматриваются им с точки
зрения социального взаимодействия,
предоставляющего индивидам средства
для выражения их гендерной идентичности.
Механизмом создания гендера является
гендерный дисплей – набор
ритуализированных действий, совершаемых
индивидом в ситуациях взаимодействия
лицом-к-лицу. Данные действия воспринимаются
как выражение естественной половой
сущности индивидов. «Гендерная игра»,
осуществляемая в социальных взаимодействиях,
становится «естественным» проявлением
сущности (биологического пола) актеров,
которая организована социально. Половые
различия наделяются социальным смыслом
в соответствии с принципами институциональной
рефлексивности (13, 14).
Итак, до распространения феминисткой
критики в 70-е годы, интерпретация
полов в социологии в своем
основании так или иначе содержала
эссенциалистские принципы. Это касается
и марксистской социологии, и структурно-функционального
анализа, и социологии микроуровня.
Социология практически всегда включала
в свое поле рассмотрение отношений
полов, которое зависело от общего теоретического
подхода, пол при этом интерпретировался
как «аскриптивный» или приписанный статус.
Гендерный подход, сформировался как
критика представлений классической
социологии о природе отношений
между полами. В его рамках статус
пола перестает быть аскриптивным.
Гендерные отношения рассмиатриваются
как социально организованные отношения
власти и неравенства.
Гендерный подход в социологии
Термин «гендерный подход» возникает
в социологии в 1970е годы. Он формируется
как оппозиция исследованиям
отношений между полами. Под гендерным
подходом в социологии мы понимаем
анализ отношений власти, организованных
на основании культурно-символического
определения пола. Культурно символическое
определение пола (то, что называется
гендером) - это комплексная характеристика
статуса, которая возникает на пересечении
множества признаков индивида и/или
группы. Таким образом, гендерный
подход – представляет собой вариант
стратификационного подхода, в нем
всегда присутствует тезис о неравном
распределении ресурсов по признаку
приписанного пола, об отношениях господства-подчинения,
исключения-признания людей, которых
общество относит к разным категориям
пола. Гендер становится «полезной» многоуровневой
категорией социального анализа (15),
которая «работает» на уровне анализа
идентичности, межличностных отношений,
системном и структурном уровне.
Гендерный подход на Западе разрабатывается
в 1970е годы как когнитивная практика
женского движения второй волны и
как критика социальной теории, и
потому во многом определяется закономерностями
развития последних. Исследования опираются
на адаптирование социальной теории
к проблематике социальных отношений
между полами. При этом основное
русло социологии критикуется как
то, которое выстраивается из рефлексии
опыта публичной сферы, где доминировал
в течение всего периода модернизации
мужской опыт.
Феминистская критическая мысль
осваивает и развивает марксизм,
структурно-функциональный анализ и
драматургический интеракционизм.
Феминистские последователи марксизма
предлагают (по крайней мере) два
варианта концептуализации гендерных
отношений. Во-первых, они утверждают,
что сфера воспроизводства является
столь же значимой для социального
порядка, как и сфера производства.
Воспроизводство – мир домашнего
хозяйства, семьи и деторождения
– это сфера восстановления и
пополнения рабочей силы, где главным
действующим лицом является женщина,
при этом ее рабочая сила и домашний+эмоциональный
труд не замечается и не оплачивается
капиталистическим индустриальным
обществом. Таким образом, марксистские
феминистки мыслят сферу воспроизводства
как сферу угнетения женщин. Капиталистическая
эксплуатация в системе производственных
отношений рассматривается как
производное от первичного угнетения
женщины в семье.
Второй шаг феминизма заключается
в выдвижении концепции «двойной
системы» угнетения женщин в современном
обществе. Капитализм и патриархат
– это параллельно действующие
системы, которые создают структурные
факторы гендерного неравенства. Главная
мысль этой теории заключается в
том, что капитализм и патриархат
являются отличными друг от друга
и равно всеобъемлющими системами
социальных отношений, которые сталкиваются
и взаимодействуют между собой.
В результате наложения двух систем
эксплуатации возникает современный
общественный порядок, который может
быть назван «капиталистическим патриархатом».
Анализ гендерных отношений требует
самостоятельной теории, логически
независимой от классовой (см. 16).
В марксистской феминистской традиции
неравенство материальных ресурсов
и жизненных возможностей мужчин
и женщин рассматриваются как
структурно обусловленные (капитализмом
и/или патриархатом), а сами «женщины»
и «мужчины» - как относительно недифференцированные
категории (иногда – как «социальный
класс» ). Отношения между категориями
– это отношения неравенства
и эксплуатации (патриархата), при
которых женщины как класс
дискриминированы в публичной сфере.
Структуралистские концепции, адаптированные
такими феминистскими теоретиками,
как Джульетт Митчелл и Гейл Рубин
(17), исходят из того, что положение
индивида определяется его положением
в структурной оппозиции «мужчина
– женщина». Инкорпорируя в анализ
поло-родовых отношений и сексуальности
идеи Маркса-Энгельса и К. Леви-Стросса,
политэкономию и структурализм,
Г. Рубин вводит понятие поло-гендерной
системы. Это понятие стало одним
из основных в гендерном подходе.
Согласно Рубин, «в каждом обществе существует…система
“пол/гендер” (sex/gender system) - определенная
организация, посредством которой
биологический “сырой материал”
половой жизни и воспроизводства
человека подвергается человеческому,
социальному вмешательству и
приобретает определенные конвенциональные
формы». Иными словами, поло-гендерная
система - это «набор механизмов, с
помощью которых общество преобразует
биологическую сексуальность в
продукты человеческой деятельности и
в рамках которых эти преобразованные
сексуальные потребности удовлетворяются»
(17).
Феминистки переосмысливают также
и функционалистский поло-ролевой
подход. Так, либеральный феминизм (одно
из направлений феминистской мысли),
критикуя, адаптирует положения парсонсианства
(в том числе о напряжении половых
ролей и кризисе американской
семьи), используя их для анализа
угнетения женщин и мужчин предписанными
традиционными ролями. Феминистский
подход в этом своем варианте остается
структурно-функционалистским, однако
меняется пафос анализа гендерных
отношений: акцент делается на измерение
неравенства, на обоснование возможностей
изменений в содержании этих ролей.
Примерами такого варианта гендерного
подхода являются исследование по андрогинии
Сандры Бем, которая разработала
методику измерения степени маскулинности
и фемининности (18) , книга Б. Фридан
«Мистика женственности» (19) и многочисленные
последующие феминистские исследования,
которые используют понятия социализации,
роли и статуса для интерпретации
различий положения женщин и мужчин
в обществе. Согласно этой позиции,
поведение мужчин и женщин различно,
поскольку оно соответствует
разным социальным ожиданиям. Исследователи
показывают, как эти ожидания воспроизводятся
такими социальными институтами, как
школа, семья, профессиональное сообщество,
средства массовой информации (напр.: 20,
а также обзор Ирины Клециной
(21). Изменяющиеся ожидания становятся
главной темой обсуждения социальных
ролей в этом варианте гендерного
подхода. Роли, предписанные представителям
разного пола перестают рассматриваться
как взаимодополняющие, делается акцент
на их иерархию и отношения власти.
Поворот исследовательского интереса
от уровня структур к уровню действий,
к социологии повседневности, позволил
феминистским теоретикам инкорпорировать
идеи социального конструирования
реальности (22) в анализ гендерных
отношений (23, 24). Драматургический интеракционизм
и этнометодология вписывается
в русло «социально-конструктивистского
поворота» в социальных науках и
радикализируется в гендерных исследованиях.
В этой перспективе гендер понимается как
социально-сконструированное отношение
связанное с категоризацией индивидов
по признаку пола. Микросоциология концентрирует
внимание на уровне повседневных взаимодействий,
посредством которых производятся разные
гендерные отношения в разных культурах.
Теория социального конструирования
гендера основана на различении биологического
пола и социальной категории принадлежности
к полу. Гендер определяется как
работа общества по приписыванию пола,
которая производит и воспроизводит
отношения неравенства и дискриминации.
«Женщины» (как и «мужчины») более
не рассматриваются как недифференцированные
категории, напротив, категория различия
становится основной в определении женственности
и мужественности. Различия задаются через
контексты возраста, расы и сексуальной
ориентации.