Социологи-конструктивисты обращаются
к тому, как воспроизводится гендерное
неравенство в повседневном взаимодействии
«здесь и сейчас». Американские феминистские
социологи Кэндес Уэст и Дон Зиммерман
(23) утверждают, что создание гендера
происходит постоянно во всех институциональных
ситуациях на микроуровне. Вслед
за Ирвином Гоффманом они считают,
что отнесение индивидов к
той или иной категории по признаку
пола является существенно значимым
для социально компетентного («подотчетного»)
поведения. Успешная коммуникация опирается,
как правило, на возможность однозначной
идентификации пола собеседника. Однако,
категоризация по признаку пола, далеко
не всегда однозначна и не обязательно
соответствует биологическому полу
индивида. Приписывание пола происходит
согласно правилам создания гендера, принятым
в данном обществе и выражаются в
гендерном дисплее. Понятие гендерного
дисплея используется авторами для
утверждения социальной сконструированность
не только гендерных различий, но и
биологического пола.
Итак, гендерный подход развивается
как феминистская критика основных
направлений социологии.Однако под
влиянием феминистской критики в
настоящее время в западной социологии
произошли такие изменения, которые
уже не позволяют отделить тематику
отношений полов от собственно гендерного
подхода. В настоящее время гендерные
исследования в области социологии
сталкиваются с теми же проблемами,
что и социологическое знание
в целом, а именно с проблемой
соотношения уровней структур и
действия, с полемикой символического
интеракционизма и этнометодологии,
с одной стороны, и структурализма
и функционализма, с другой. Варианты
решения этой проблемы мы можем найти
в объединительной парадигме, вслед
за сторонниками которой (такими как
П.Бурдье и А.Гидденс), в рамках гендерных
исследований осуществляется попытка
сочетания уровней структур и
действия. Попытку концептуализировать
гендерные отношения в рамках
объединительной парадигмы делает
австралийский социолог Роберт Коннелл
(см. напр. 25). Анализ практик позволяет
исследовать как через социальные
взаимодействия на микроуровне осуществляется
конструирование социальных отношений.
Анализ структур дает возможность исследовать
ограничения макроуровня, которые
являются условиями осуществления
практик. В рамках данного подхода
гендерные отношения рассматриваются
как процесс; структуры складываются
исторически, а способы структурирования
гендера многообразны и отражают
господство разных социальных интересов.
Рассмотрим подробнее возможности
применения данного подхода для
анализа гендерных отношений
в России, исходя из общей дискурсивной
ситуации.
«Объединительная» парадигма
как «полезная методология» анализа
гендерных отношений в России2
В последнее десятилетие мы является
свидетелями и участниками изменения
дискурсивной ситуации: происходит вхождение
современной социальной теории в освобожденный российский дискурс. Российский
(теоретический) дискурс в настоящее время
является открытым; он находится в состоянии
усвоения, освоения, восприятия, впитывания,
«переваривания» множества социальных
теорий самого разнообразного происхождения.
Среди них - и классические подходы, и те,
которые выросли как их критика. Такая дискурсивная всеядностькомпенсирует
дискурсивный дефицит советского периода,
когда многие традиции, создававшие почву
для феминистской критической теории,
были маргинализированы. Российская дискурсивная
ситуация имеет выраженный когнитивный
эффект. Он заключается в сосуществовании
и наложении друг на друга теоретических
моделей, концептов и категорий, выросшихв
других контекстах (хронотопах, по терминологии
М. Бахтина).
Гендерные исследования в мировой
социологии вырастают как критическая
теория основного классического
и постклассического дискурса. Однако
сам «западный» дискурс только «входит»
в Российское интеллектуальное пространство
в последнее десятилетие. Если в
мировой социологии можно говорить
о некотором (псевдо)поступательном
развитии социологического знания, при
котором одна теория заменяла другую,
а последующая предыдущую «снимая»
противоречия и критику, то в современном
российском дискурсе одновременно и
параллельно возникают концепты
и модели, относящиеся к различным
хронотопам. В области гендерных
исследований разные парадигмы также
развиваются одновременно – поло-ролевой
подход сосуществует с его радикальной
критикой, социально-конструктивисткие
исследования проблематизируют категорию
женского опыта, который еще не стал
устоявшимся предметом исследования
(подробнее см. 27). Дискурсивная открытость
означает освоение и ревизию текстов,
написанных на основе иного опыта
в условиях пересекающихся дискурсивных
потоков. Только начинающееся становление
социологии гендерных отношений
уже проблематизирует свои основания
и претендует на междисциплинарность.
В этом заключается упомянутый нами
во введении когнитивный эффект новизны
гендерного подхда в российской социологии.
Гендерный подход на Западе формировался
как когнитивная практика женского
движения. В России женское движение
не является массовым и политически
сильным, и, тем не менее, оно вырабатывает
новые способы осмысления положения
полов в обществе, а также формирует
запрос на теоретическую разработку
данной тематики. Не менее важной, с
нашей точки зрения, для формирования
гендерных иссследований в России
является дискурсивная проблематизация
гендерных отношений в период
постсоветской трансформации. Масштабные
социально-культурные и политические
изменения российского общества
в последнее десятилетие включают
изменение статусных позиций
различных социальных групп и
категорий граждан. В сфере гендерных
отношений эти изменения приводят
к таким явлениям, как изменение
структуры семьи, изменение системы
социальных гарантий, изменение положение
женщин и мужчин в сфере экономки
и политики и в приватной сфере.
Проблематизация гендерных отношений
в публичном дискурсе приводит к
росту исследовательского и общественного
интереса к тематике.
В ситуации дискурсивной открытости
и проблематизации гендерных
отношений именно социология оказывается
сензитивной (чувствительной) к гендерным
исследованиям, в рамках которой
«гендер» и «различия полов» становятся
«полезными категориями анализа» (15).
Становление гендерного подхода
– происходит посредством выбора
исследовательской стратегии, предполагающей
выбор некоторой теории, методологии
и методов исследования.
В силу открытости, плюрализма, новизны
и изменчивости росийского дискурса
о гендерных отношениях в современной
российской социологии сосуществуют несколько
стратегий гендерных исследований
(или несколько вариантов гендерного
подхода). Можно назвать такие
из них, как структурный подход в
функциональном или марксистском вариантах
и социальный конструктивизм (подробнее
см. 28, 29). Мы полагаем, что гендерный
подход может стать «полезной
методологией социального анализа»
(если перефразировать Дж. Скотт), если
он будет опираться на объединительную
парадигму социологии, которая может
быть названа структурно-конструктивистским
подходом. Структурно-констуктивистский
подход в гендерных исследованиях
предполагает сочетание двух концептов
– социального конструирования
гендера и гендерной композиции.
Первый концепт рассматривает динамическое
измерение гендерных отношений
на микроуровне – процесс создания
и воспроизводства пола/гендера
в процессе взаимодействия. Второй
- концентрируется на структурных
факторах, определяющих рамки гендерных
отношений. Сочетание этих подходов
создает методологический инструмент,
пригодный для анализа микро
и макроувней социального мира и
их взаимопроникновения. Структурные
факторы системы гендерных отношений
задают институциональные возможности,
в рамках которых происходит воспроизводство
поло-ролевого поведения. Социальная дифференциация
в разнообразных сферах общественной
жизни воспринимается как набор объективных
предписаний и реализуется в механизмах
взаимодействия и социализации посредством
таких институтов как семья, школа, ближайшее
окружение, СМИ и сфера занятости, политика
и пр.
Структурно-конструктивистский подход
к анализу гендерных отношений
разрабатывается Р. Коннеллом (12, 25).
Проблема организации гендерных
отношений рассматривается им как
процесс взаимодействия агента и
социальных структур, где структура
складывается исторически, и тогда
женственность и мужественность
предстают как постоянно создаваемые
идентичности. Этот подход исходит
из признания власти как измерения
гендерных отношений и рассматривается
как основание практической политики,
исходящей из нового понимания субъекта
как агента и действующего лица,
ограниченного структурами и
изменяющего их (по аналогии с Бурдье
и Гидденсом).
В рамках объединительной парадигмы
Р.Коннелл разрабатывает теорию
«гендерной композиции». Гендерная
композиция - это социальная реальность,
представленная как система структурных
возможностей для старых и новых
гендерных практик, которая охватывает
три основные сферы - труд и экономики,
политику и сферу эмоциональных
отношений (катексис). Коннелл отказывается
от термина «система» как коннотирующего
с функционализмом, и указывает,
что метафора «композиция» более
адекватна для описания совокупности
структур и практик гендерных
отношений.
Три сферы структурных возможностей
(названные выше) создают условия
гендерного режима, понимаемого как
правила игры (state of play) гендерных
взаимодействий в конкретных институтах,
таких как семья, государство, улица.
Эти относительно устойчивые гендерные
режимы, определяемые правилами игры
в разных контекстах, находят свое
выражение во множественных практиках
уместной и поощряемой мужественности
и женственности, а также в
гендерном новаторстве временных
аутсайдеров.
В рамках такого варианта гендерного
подхода основной задачей социологии
гендерных отношений является изучение
гендерных режимов и их изменений.
Итак, социальные институты рассматриваются
как организованные определенными
правилами и организующие их, практики
воспроизводят или трансформируют
структуру. Институциональные структурные
рамки не являются неизменными. Их изменение
становится возможным, когда на микроуровне
происходит «поломка» устойчивого
образца взаимодействия, предписанного
индивиду. Гендерная композиция, кажущаяся
устойчивой и постоянно воспроизводящейся,
вооруженная сложной системой санкций
регулирующих нормативное поведение,
на самом деле подвержена изменениям.
Изменение гендерных режимов, или
в более привычной нам терминологии,
гендерных контрактов (29), является
результатом множественных изменений
на уровне повседневных взаимодействий,
осуществляющихся через поломки
старых образцов.
Проиллюстрируем нашу мысль на примере
советского гендерного контракта –
«работающая мать», который предполагал
институциональные поддержки трудовой
и материнской мобилизации советских
гражданок (30). В личной биографии
советских женщин этот контракт нашел
выражение в балансе семейной
и трудовой нагрузок. Как может
быть разрушен такой контракт и соответствующий
ему конструкт? Предполагается, что
его разрушение может происходить
как следствие структурных изменений
в целом (реформы, изменение политики),
так и вследствие коммулятивного
изменения практик. Предпочтение карьеры
материнству, отказ от материнства
в пользу карьеры – эти альтернативные
жизненные выборы (стратегии) сначала
создают прецедент, а затем постепенно
легитимизируются в контрактах «матери-домохозяйки»
и «карьерной женщины» (31, на русском
языке см. 32).
Предписания не являются непреложным
социальным законом. Активный агент
в состоянии прорвать структурные
барьеры, опираясь на уникальную траекторию
своего (индивидуального и групового)
рефлексивного опыта. Активный агент
(привычными нам словами: свободная
личность) в новом обществе может
создать новый мир отношений
между полами, начав с себя- со
своей идентичности, которую он сформулирует
так, чтобы ему было комфортно
существовать со всеми его странностями
и возможностями в том числе
и теми, которые определяются его
биологически и социально сконструированной
сексуальностью и культурно определенным
полом. Новая композиция гендерной
идентичности в состоянии раздвинуть
рамки прежней системы и видоизменить
предписания и роли, казавшиеся незыблемыми.
Культурная трансформация российского
общества – создает возможности
для нового производства гендерных
отношений.
Предлагаемый нами вариант применения
объединительной парадигмы в
гендерном подходе позволяет
увидеть как структурные, так
и межличностные основания производства
новых и воспроизводства старых
гендерных отношений. Чтобы изменилась
коллективная практика, ей должен быть
брошен вызов – одиночный или
групповой. Этот вызов будет олицетворен
«маргиналом», который – в силу
обстоятельств собственного опыта
- создаст прецедент «неуместного»
поведения. Мать, оставляющая ребенка
на попечении отца воспринимается либо
как «чудовище», либо как жертва
вынуждающих ее к этому обстоятельств.
Но именно такой случай проблематизирует
практики родительства и структуру
семьи. «Компетентный» отец-одиночка -
вначале маргинал, а затем может
стать нормальным случаем родительства,
наряду со многими другими. Гендерные
отношения как отношения иерархии
сегодня имеют шанс стать менее
жесткими, в них власть общественных
предписаний и неравенство между
полами имеют шанс подвергнуться
рефлексии и измениться.
Итак, объединительная парадигма
позволяет анализировать гендерные
отношения как процесс взаимодействия
агентов и социальных структур. Гендерный
подход, пытаясь разрешить дилемму
практик – структур, может быть
«полезной методологией анализа» анализа
отношений власти, организованных на
основании культурно-символического
определения пола, и гендера как
достигаемого статуса.
Отметим, однако, что гендерный
подход в современной России развивается
в интеллектуальном климате эссенциализма
и биологического детерминизма, которые
сменяют в общественном дискурсе
официальные декларации о всемогуществе
государственного конструирования
советского человека (мужчины и женщины).
Таким образом новый гендерный
подход, который мы пытаемся развивать,
пока противоречит основному направлению
российского либерального дискурса.
Этот культурный климат приводит к
тому, что можно назвать институциональным
эффектом новизны гендерного подхода.
Он заключается в том, что гендерные
и феминистские исследования (и соответствующие
им структурные подразделения) рассматриваются
как ориентированные на нежелательные
изменения в сфере отношений
между полами и, прежде всего, на разрушение
семьи. Гендерный подход остается маргинальным
в системе общественного знания.
Легитимность данной тематики по-прежнему
невысока, академическое сообщество
скептически относится к проблематике
гендерных исследований.