Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 19:31, контрольная работа
ОГЛАВСЛЕНИЕ стр.
Социальными общностями называют группы людей, объединенных какими-либо общими при¬знаками: общими интересами, ценностями, об-щим делом и т.д. Существует множество взаимопересекающихся видов общностей, которые отличаются друг от друга по самым разным критериям. Можно, в частности, клас¬сифицировать социальные группы по следующим трем показате¬лям:
1. Сущность и виды социальных общностей.
Социальными общностями называют группы людей, объединенных какими-либо общими при¬знаками: общими интересами, ценностями, об-щим делом и т.д. Существует множество взаимопересекающихся видов общностей, которые отличаются друг от друга по самым разным критериям. Можно, в частности, клас¬сифицировать социальные группы по следующим трем показате¬лям:
Основные виды социальных общностей.
- По степени устойчивости: неустойчивые, среднеустойчивые, устойчивые.
- По размерам: большие, средние, малые, формальные, неформальные.
- По содержанию: социально-классовые, социально-этнические, социально-демографические, социально-профессиональные, социально-территориальные.
Так, по степени устойчивости различают:
- кратковремен¬ные, неустойчивые группы, которые отличаются в основном слу¬чайным характером и слабым взаимодействием между людьми и поэтому часто называются квазигруппами (таковы, скажем, теат-ральные зрители на спектакле, пассажиры в вагоне поезда, тури¬стическая группа, митингующая толпа и др.
- группы средней устойчивости (трудовой коллектив завода, бригада строителей, школьный класс) и устойчивые общности (такие, как нации или классы).
По размерам тоже выделяют три основные группы.
Во-пер¬вых, большие социальные общности, т.е. группы, существующие в масштабах страны в целом (это нации, классы, социальные слои, профессиональные объединения и т.д.).
Во-вторых, средние со¬циальные общности - скажем, жители Екатеринбурга или всей Свердловской области; работники такого автозавода-гиганта, как КамАЗ в Набережных Челнах и т.п.
В-третьих, малые социальные общности, или малые (первичные) группы, к которым можно отнести, например, семью, коллектив работников небольшого магазина и т.д.
Наконец, по содержанию социальные общности можно разде¬лить еще на пять групп:
социально-экономические (касты, со¬словия, классы);
социально-этнические (роды, племена, на¬родности, нации);
социально-демографические (молодежь, престарелые, дети, родители, женщины, мужчины и т.д.);
социально-профессиональные, или корпоративные, общности (шахтеры, учителя, врачи и другие профессиональные группы);
социально-территориальные (жители отдельных краев, обла¬стей, районов, городов и т.д.).
Разнообразные виды социальных систем возникают в резуль¬тате социального взаимодействия. Действительно, в процессе взаимодействия между людьми образуются устойчивые связи и от¬ношения, которые дают новое качество ранее независимым друг от друга индивидам — создают «коллективное единство», которое взаимодействует со средой как целое. В результате регулярного взаимодействия пара влюбленных обра¬зует семью, несколько любителей футбола — команду, совокуп¬ность верующих — религиозную общину, несколько работников — трудовую артель и т. д. Укрепление взаимных связей, установление более устойчивых отношений и эволюция социальных общностей — это две стороны единого процесса взаимодействия между людьми.
Самой общей, абстрактной категорией социологии, описыва¬ющей многообразие форм объединения людей, является понятие «социальная общность» — совокупность людей, объединенных об¬щими условиями существования, наладивших регулярное устой¬чивое взаимодействие друг с другом.
Основными видами социальных общностей являются:
1) социальная группа;
2) номинальная общность;
3) социальная организация (организованная группа);
4) массовая общность (квазигруппа);
Номинальная общность — это особая социальная категория. В отличие от всех остальных видов социальных общностей, она не возникает естественным образом как результат социальных взаимодействий и, поэтому, строго говоря, общностью называться не может. Номинальная общность есть совокупность людей, объ¬единенных общими социальными признаками, взаимосвязь между которыми устанавливается исследователем с целью решения ка¬кой-либо научной задачи. Данные люди могут иметь огромное количество общих признаков: цвет глаз, волос, любовь к животным и т. п., но никогда не вступать по взаимодействие друг с другом. Термин «номинальная общность» существует как дань научной традиции и имеет более точный синоним «социальный агрегат».
Специалисту, занимающемуся изучением различных социальных феноменов, нередко приходится связывать внешне никак не связан¬ные явления в единое целое, чтобы понять общую закономерность. Например, во всех регионах России (районах Москвы) существуют малолетние преступники. Которые совершили одинаковые проступки. В реальной жизни эти дети никак не взаимодействуют и даже не задумываются о существовании друг друга. Исследователь, специалист по детской преступности, чтобы понять причины совершаемых преступлений, искусственно объединяет их в номинальную общность.
Социальная организация (организованная группа) — совокупность людей, объединенных для достижения каких-либо целей и харак-теризующаяся строгим разделением труда и специализацией, на¬личием иерархии статусов и ролей, нормативной регуляцией пове¬дения, наличием органов управления и координации, собств
1. Сущность и виды социальных общностей……………………..…..3
2. Территориальные, поселенческие общности. Социология города. Социология села……………………………………………………...6
3. Национально – этнические общности……………………………...12
4. Список литературы………………………………………………….17
В нациях сочетаются природные и социальные свойства. Во всяком случае нации нельзя сводить исключительно к природным явлениям, как это делают некоторые ученые. Даже если допустить, что одним из существенных признаков нации является общность ее происхождения от каких-то предков, то и в этом случае следует иметь в виду, что нация отнюдь не сводится к данному признаку. В качестве других ее признаков Ренан, а также немецкий историк К. Каутский (1854—1938) и другие исследователи называют общность языка, территории, экономической жизни, которая, по утверждению К. Каутского, стала складываться еще в XIV в., т.е. в Средние века, и завершилась при капитализме.
Одним из признаков
нации Ренан называет общность интересов
входящих в нее людей. Общность интересов
обусловливается, по Ренану, общими условиями
жизни, общностью истории и судьбы и представляет
собой могущественный фактор становления
и развития нации. Со временем формируется
более или менее богатый духовный мир
нации, объединяющий всех ее представителей.
«Нация — это душа», — заявляет Э, Ренан.
Духовные признаки
нации отмечают многие мыслители. Так,
французский социолог и социальный психолог
Г. Лебон (1841— 1931) исходил из того, что «каждый
народ обладает душевным строем столь
же устойчивым, как и его анатомические
способности». Из этого «душевного строя»
проистекают чувства народа, его мысли,
верования, искусство, а также различного
рода учреждения, регулирующие его общественную
жизнь. Лебон говорил о «душе народа» и
о том, что «только она... сохраняет нацию».
Душа народа — это его нравы, чувства,
идеи, способы мышления. Когда портятся
нравы, нации исчезают, утверждал Лебон.
При этом он ссылался на пример Древнего
Рима. Римляне, по его словам, имели очень
сильный идеал.
Этот идеал — величие Рима — абсолютно господствовал над всеми душами; и каждый гражданин готов был пожертвовать для него своей семьей, своим состоянием и своей жизнью.
В этом была сила Рима.
Впоследствии на первый план вышли стремление
к роскоши, разврат, что ослабило нацию.
«Когда варвары явились у его (Рима. —
Лат.) ворот, его душа уже была мертва».
Идею «души народа»
как «души нации» поддерживал и развивал
немецкий психолог и философ Вильгельм
Вундт (1832— 1920). Он справедливо утверждал:
чтобы понять душу народа, надо знать его
историю. Полезными, по его словам, будут
знания по этнологии, искусству, науке,
религии, языку и обычаям.
Австрийский социолог
и политик Отто Бауэр указывал на естественные
и культурные признаки нации. Он писал,
что нация как «естественная общность»
исходит из «физически обусловленной
наследственности, посредством которой
детям передаются свойства родителей».
Однако главными отличительными признаками
нации Бауэр считал ее язык и культуру.
«Общность происхождения без культурной
общности всегда образует только расу
и никогда не создает нации», — утверждал
он. Национальное сознание трактуется
им как осознание того факта, что люди
сходятся между собой «в обладании известными
культурными ценностями», а также в направлении
их воли, что и составляет особенности
их национального характера. Теоретически
национальное сознание есть осознание
того, что я и мои соплеменники суть продукты
одной и той же истории.
Развивая весьма
актуальную сегодня теорию национально-культурной
автономии, Бауэр видел основную задачу
в том, чтобы «сделать национальную культуру...
достоянием всего народа и таким, единственно
возможном образом сплотить всех членов
нации в национально-культурную общность».
Обобщая сказанное,
можно утверждать, что нация — это особая
историческая общность людей, характеризующаяся
общностью ее происхождения, языка, территории,
экономического уклада, а также психического
склада и культуры, проявляющихся в общности
ее этнического сознания и самосознания.
Национальное в любых своих проявлениях связано с уникальными этническими характеристиками нации. Эта связь может быть выражена в большей или меньшей степени, но она всегда имеет место. Так, экономические или политические отношения приобретают национальное содержание ровно настолько, насколько они связаны с решением этнических проблем жизни народов — наций. За этими пределами они могут оказаться социально-классовыми или какими-то другими отношениями, но не национальными. То же можно сказать и о нравственных, эстетических и других отношениях. Национальный характер они приобретают тогда, когда их социальное содержание органически соединяется с этническим, «переплавлено» с ним.
В дальнейшем
будем употреблять термины «этнос», «народ»,
«нация» как синонимы, т.е. равнозначные
по смыслу, скажем русский народ есть русский
этнос и русская нация. Объем и значение
данных явлений и выражающих их понятий
и терминов по сути одинаковы. То же относится
к украинскому, казахскому, грузинскому
или же французскому и немецкому народам
(этносам, нациям), соответствующим понятиям
и терминам. В настоящее время многие ученые,
в том числе весьма известные, демонстрируют
именно такой подход к данному; вопросу.
Как тождественные употребляет понятия
«этнос» и «народ» Л.Н. Гумилев. В.А. Тишков,
известный ученый-этнограф, предлагает
вместо понятий «народность» и «нация»
употреблять одно понятие — «народ».
Понятие национальность
обозначает этнические Признаки не только
целых наций, компактно проживающих на
определенных территориях, но и всех ее
представителей, где бы они ни жили, в том
числе на территориях других народов и
государств.
Список литературы.
1. Социология: Учеб. для вузов / В.Н. Лавриненко,
Н.А. Нартов и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. –
407 с.
2. Социология: Учебное пособие / Под ред. Э.В. Тадевасян.-М.: Знание, 1995.
3. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2 – е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей, Юрайт, 1999. – 511 с.
4. Рабочая книга социолога. – М., 1983. – 480 с.
5. Современная западная социология: Словарь /Сост. Ю.Н. Давыдов и др. – М.: Политиздат, 1990. – 432 с.
6. Смелзер Н. Социология.- М.: Феникс, 1994.
7. Социология : Учеб. Для вузов / Г.В. Осипов, А.В. Кабыща, М.Р. Тульчинский.- М.: Наука, 1995.
8. Шингарев А.И. Вымирающая
деревня. // Социс, - 2002, - № 2, - с. 124 – 133.
9. Широкалова Г.С. Горожане и селяне в результате
реформ 90-х годов. // Социс, - 2002, - № 2, - с.
71 – 82.
10. Общая социология: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Эфендиева.- М.: ИНФОРА-М, 2004.