Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:15, реферат
Социология деревни - область социологии, изучающая закономерность возникновения, функционирования и развития сельской социально-территориальной общности, ее социально-экономическую природу, структуру воспроизводства, связи с природой, образ жизни, типологию. Центральной проблемой (как и при изучении городской социально-территориальной общности) является исследование процесса социального воспроизводства населения, а также установление меры соответствия его условий, целей и результатов. Воспроизводятся не только индивиды, сельское население, но и их взаимосвязи, отношения и иные компоненты. Это процесс социального воспроизводства сельского населения как специфической социально-территориальной общности, процесс воссоздания (расширенного, простого или суженного) ранее существовавших социальных групп (классов, слоев, социально-профессиональных, социаль-но-демографических групп, социально-поселенческих общностей и т. д.) и отношений между ними, сельского образа жизни людей.
I. Введение………………………………………………………………1
II. Социология расселения……………………………………………..5
III. Социология деревни:………………………………………………11
a) Современное состояние деревни…………………………………..12
б)Социальные эксперименты на селе и их последствия……………13
в) Специфические функции деревни и ее проблемы……………….16
IV. Заключение…………………………………………………………19
V. Список литературы…………………………………………………21
В истории социологии села в России видное место принадлежит А.Н. Энгельгардту, крупному общественному деятелю и мыслителю, который в своих письмах "Из деревни", осмысливая ситуацию в пореформенной России после отмены крепостного права, обратил внимание на субъективное восприятие крестьянами происходящих изменений, их реакцию на новизну, их приверженность к традициям и обычаям предков.
Исследованию аграрных проблем
много внимания уделял В.М. Чернов. В
его работе "Марксизм и аграрный
вопрос" были рассмотрены особенности
положения крестьян в условиях проникновения
капиталистических отношений в
деревню.Мало изучено наследие Д.А.
Столыпина, который пытался
Значительной вехой на пути становления социологии села стали исследования села Копанка в Молдавии, в ходе которых авторы пытались осветить состояние общественного сознания крестьянства в этот период и зарегистрировать сдвиги в укладе жизни сельских жителей. Ценность их труда заключается также и в том, что исследования, проведенные повторно в 60-х и 80-х годах, дали основания для глубоких выводов об изменениях, которые произошли в трудовой и повседневной жизни крестьянства.
Начиная с 60-х годов, когда социология села, как и вся социология, возродилась, исследованиями жизни деревни и ее обитателей занялась большая группа ученых, чьи труды во многом способствовали становлению этой ветви социологической мысли – Ю.В. Арутюнян, П.П. Великий, Т.И. Заславская, И.В. Рывкина, Г.А. Лисичкин, П.И. Симуш, В.И. Строверов, А.И. Тимуш и т.д.
Современное состояние деревни
Для социологии села важными методологическими положениями являются:
• сельскохозяйственное производство является сферой, обеспечивающей целостность народнохозяйственного организма и без которой невозможно функционирование других отраслей;
• причастность огромного количества людей к работе, к жизни в деревне – числен-ность сельских жителей России в 1989 году составляла 39 млн. человек, или 26% всего населения.До революции, когда деревня состояла из мелких производителей, она была достаточно крепкой, устойчиво консервативной единицей с тенденцией к еще большему обособлению и раздроблению. На первых этапах существования коллективных форм хозяйствования село и его главные социальные институты – колхоз и совхоз – в основном совпадали между собой. В дальнейшем, начиная с 50-60-х годов, когда усилилась направленность к концентрации, специализации и укрупнению сельскохозяйственного производства, деревня как единство производственных и территориальных аспектов жизни людей, вновь распалась, но теперь уже на иной основе, что, как показала жизнь, обернулось крупными экономическими и социальными просчетами. Этот разрыв особенно наглядно виден на соотношении количества колхозов и совхозов и сельских населенных пунктов: уже в 1980 году на одно сельскохозяйственное предприятие приходилось в среднем по 10 населенных пунктов.
Коренным образом изменилось сознание и поведение крестьянства, что выработало у него особую форму образа жизни и специфическую реакцию на происходящие в обществе процессы. В начале коллективизации, в 30-х годах, отношения колхоза и семейного двора складывались так, что крестьянин так же упорно, самозабвенно и настойчиво трудился в колхозе, как и привык ранее работать в своем индивидуальном хозяйстве, не считаясь ни с какими затратами, временем. Однако в 50-60-е годы происходил процесс "тихой коллективизации", который, по выражению В.Г. Виноградского, по форме означал укрупнение коллективных хозяйств, закрытие неперспективных сел, а по сути, осуществил радикальную перестройку крестьянской жизни: теперь уже двор превратился в филиал колхоза. Двор ставился в центр забот сельского жителя, он питался, развивался, существовал за счет коллективного хозяйства, начал быстро, систематически и сознательно подключаться к финансово-ресурсному потенциалу колхозов и совхозов, в полной мере воплощая широко известное присловье: "Все вокруг колхозное, все вокруг мое".
Положение крестьянина серьезно
дестабилизировалось после
Не внесли ясности и
преобразования, начатые в России
после 1991 года. Большинство колхозов
и совхозов как по объективным
причинам распалось. Уровень сельскохозяйственного
производства резко снизился. Фермерское
движение, которое росло до 1993-1994
годов, пошло вспять, и надежды
на эту форму хозяйствования не оправдались.
Фермеры владеют 6% пахотных земель,
а производят 1% сельскохозяйственной
продукции. Из 280 тыс. фермерских хозяйств
за последние пять лет развалились
более 62 тыс. За эти же пять лет из
оборота выведено почти 30 млн. га сельскохозяйственных
угодий. Жизнь показывает, что "стихия
рынка – это самое лучшее средство
разорения
Общественное сознание крестьянства как никакой другой группы представляет весьма противоречивую картину. И главное, даже те ростки возрождения хозяйского отношения к земле, которые появились среди части как бывших, так и настоящих крестьян, фактически загублены неразумной аграрной политикой уже новых политических деятелей России.
Социальные эксперименты на селе и их последствия
История советской деревни
– это путь непрерывных экспериментов,
которые проводились в режиме
поиска реальных резервов для повышения
эффективности
Беды советской деревни начались с огульного, всеохватывающего процесса создания одной формы собственности – колхозной. Еще в середине 20-х годов в деревне существовало 14 форм собственности (от снабженческо-сбытовой до товариществ по совместной обработке земли). Даже коммуны были порождением творчества части рабочих и крестьян, которые мечтали о коллективных формах хозяйствования. Как показал в своем исследовании В.В. Грошев, эта форма хозяйствования охватила незначительную часть населения. Но главное, она не навязывалась всем без исключения, хотя и имела некоторые льготы и поддержку со стороны государства.
Внедрение однопорядковости в виде колхозной формы собственности подрубило реально существующее многообразие форм собственности, в том числе и индивидуальной, и во многом ограничило как экономические, так и социальные возможности крестьянства.
Это усугублялось тем, что максимально ограничивалась свобода крестьянства: до середины 50-х годов крестьяне не имели права самовольно покинуть колхозы, т.к. они не имели паспортов. Однако в общественном сознании созревало понимание того, что проводимая в стране долгие годы политическая линия на форсированную индустриализацию за счет села и неэквивалентного обмена с городом дальше продолжаться не может и необходимы решительные меры по укреплению сельского хозяйства.
Что касается экономических экспериментов, то они были связаны то со всеобщим внедрением кукурузы во всех климатических зонах, то со строительством силосных башен, то с кампаниями по кролиководству и т.д. и т.п. По сути, эти меры решали частные вопросы, кардинально не затрагивающие интересы крестьянства в целом. Даже такая широкомасштабная акция, как освоение целины, подняв дорогу миллионы людей, искренне поверивших в ее значение, не решила того, на что она была нацелена, - обеспечить продовольствием всю страну.
В 50-60-е годы был обоснован курс на превращение сельской деревни в крупный населенный пункт, способный обеспечить улучшение трудовой и духовной жизни человека, удовлетворить его материальные и культурные потребности. На практике это означало концентрацию сельских поселений.
Но ликвидация населенных
пунктов – задача не только экономическая.
Дело не сводилось к тому, что
на перестройку деревни
Конечно, селение деревень по замыслу творцов этой программы было нацелено на то, что, собрав жителей в поселках городского типа, можно будет лучше и легче создавать условия для жизни, для удовлетворения культурных и бытовых потребностей. Но этот технократический подход, не принимавший во внимание особенности народной психологии, а также исторический, нравственный и культурный опыт крестьянства, жестко отомстил. Ликвидация неперспективных деревень обернулась крупными издержками, принесла много бед, ввергла людей в полосу новых страданий. Принятые меры лишь подхлестнули миграцию из деревни, были заброшены миллионы гектаров земли вокруг вымирающих сел, запущены сады, луга, пашня уходила в залежь.
Эта недальновидная политика привела к глубоко ошибочным выводам и соответственно к ущербным результатам – снижению объема сельскохозяйственной продукции, к много- миллиардным непроизводительным затратам. И главное, не остановила уход крестьян из села в город, еще больше деформировала сознание людей, не вернула им верность традициям земледельцев.
В конце 60-х-70-е годы была предпринята еще одна попытка повлиять (уже с помощью ученых) на ситуацию в сельском хозяйстве при максимальном учете социальных потребностей сельских жителей. В основе лежала благородная задумка – учесть в комплексе все аспекты производственной и повседневной жизни сельских жителей.
Уверенность, что социальное планирование будет способствовать решению проблем села, привела к появлению более 100 различных методик для колхозов и совхозов, районов и даже сельсоветов. В дальнейшем был поднят вопрос о важности планирования социального развитии деревни, а не производственной ячейки – колхоза и совхоза. При этом начали опять ускользать проблемы, прямо выходящие на человека. Становилось очевидным, что планы социального развития нельзя рассматривать как панацею от всех бед. Их анализ показал, что они так и не обеспечили комплексный подход ко всей общественной жизни в деревне. Это проявилось не только в том, что не удалось охватить разные стороны жизни сельских жителей, но и в том, что они в основном были нацелены на достижение производственных целей и, по существу, игнорировали социальные процессы, т.е. не затрагивали интересов жителей села.
В период перестройки, несмотря на признание на признание пагубности произведенных аграрных преобразований, не были найдены и предложены меры, которые бы эффективно решали судьбы крестьянства. Очень много времени ушло на общие разговоры о важности кардинальных изменений в землепользовании, о расширении практики арендных отношений, о введении института фермерства, о многообразии форм собственности на землю. В результате в начале 90-х годов сложилась парадоксальная ситуация: колхозы и совхозы стали кормильцами прошлыми, фермеры – будущими. Но кто будет кормить народ в настоящее время?
Жизнь свидетельствует, что
преобразования на селе происходят неоднозначно.
Крестьяне, как показывают социологические
исследования, с настороженностью и
определенной медлительностью воспринимают
предложения об организации фермерских
хозяйств, опасаются, как бы это не
обернулось очередным почином. Взлет
надежд на возрождающееся фермерство
уже оборачивается
Специфические функции деревни и ее проблемы
Во многом функции деревни
и города схожи, но у каждого типа
поселения есть свои специфические
функции. К числу важнейших функций
деревни относят
Следующий важный аспект, тесно связанный с данной функцией, - проблема удовлетворения духовных запросов, "утоления" информационного голода жителей села. Имеется в виду не только потребление средств массовой информации – телевидения, радио, газет. Вопрос стоит гораздо шире. Дело в том, что резко увеличилась активность потребления и производства духовных ценностей на базе нового более высокого образовательного уровня населения и новых духовных потребностей.
В течение уже 100 лет деревня выполняет донорскую функцию. Из села черпается больше ресурсов, чем отдается взамен. Причина – в устойчивой миграции из деревни в город. Расходы на воспитание, учебу, профессиональную подготовку в большей степени несло село, а доход от реализации трудового потенциала людей, уехавших в город, доставался последнему.
Город всегда притягивал к себе население деревень, хуторов, небольших городов, сел, что обусловлено: