Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 19:18, контрольная работа
Социальное мышление, развитие которого привело к возникновению социологии, включало в себя две наиболее яркие ориентации - консервативную и либеральную. В каждой из них был свой взгляд на общество сквозь призму его связей с индивидом. В рамках консервативной ориентации конкретному человеку отводилась лишь незначительная роль, поскольку общество рассматривалось как состоящее из отношений и институтов, но не индивидов. Оно оказывалось выше и важнее, чем человек.
Введение………………………………………………………………………..3
1 Возникновение социологии…………………………………………………4
2 Объект и предмет социологии, ее структура и функции…………………6
3 Практические задачи……………………………………………………….9
Заключение………………………………………………………………….10
Список и пользованных источников………………………………………11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
Исполнитель: студент
Специальность экономика .
Профиль экономическая
безопасность
Группа ЭПБ-12П .
Ф.И.О Гичкин
Максим
Владимирович
Екатеринбург
2013г
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Возникновение социологии…………………………………………………4
2 Объект и предмет социологии, ее структура и функции…………………6
3 Практические задачи……………………………
Заключение……………………………………………………
Список и пользованных источников………………………………………11
Введение
Возникновение социологии
как науки приходится на 1830-е гг.,
хотя попытки социологического анализа
проблем общественной жизни предпринимались
и раньше. Их наличие дает основание
усматривать «начало» социологии одним
авторам в древности, связывая его
с именами Платона и
Однако большинство
исследователей считают, что появление
социологии необходимо рассматривать
в связи с развитием
Социальное мышление, развитие которого привело к возникновению социологии, включало в себя две наиболее яркие ориентации - консервативную и либеральную. В каждой из них был свой взгляд на общество сквозь призму его связей с индивидом. В рамках консервативной ориентации конкретному человеку отводилась лишь незначительная роль, поскольку общество рассматривалось как состоящее из отношений и институтов, но не индивидов. Оно оказывалось выше и важнее, чем человек.
Термин «социология» (от лат. societas - общество и греч. logos учение) впервые был введен в оборот французским мыслителем О. Контом в 1838 г., Т.е. намного позднее того, как началось реальное изучение общества, и означал он в самом общем виде то, что считают в первом приближении и сейчас - науку об обществе.
Но если до 1830-х
гг. проблемы общественной жизни вплетались
в общую ткань мировоззрения,
не выделяясь в специальный
1 Возникновение социологии
Рассуждая о причинах возникновения социологии, некоторые исследователи полагают, что в основе возникновения социологии лежали охранительные задачи. Логика размышлений здесь примерно такова. Идеи начального периода буржуазного развития (XVIII в.), содержавшие в себе революционный дух, оказались неприемлемыми в новых условиях. Капиталистический строй утвердился, окреп и уже не нуждался в революционном обосновании своего развития. Наоборот, появилась новая социальная задача: сохранить буржуазное общество. С решением этой задачи и связывают возникновение социологии отдельные отечественные ученые.
Принимая такие
представления лишь как частично
объясняющие возникновение
Есть и другая причина, в связи с которой истоки социологии следует искать не только в самом капиталистическом обществе, его потребности обладать объективным научным знанием о собственных социальных процессах. Корни социологии имеют общецивилизационную природу. Здесь и постепенное складывание мирового рынка, и возникновение схожих политических структур в ряде стран, и процесс формирования взаимосвязи различных культур, и многое другое. Поскольку происходило создание целостного социального мира, постольку возникала необходимость его изучения, что требовало особой науки.
Появление социологии
можно рассматривать как
Поэтому не случайно
уже в начальных
Либеральная ориентация
основывалась на ином представлении
о соотношении человека и общества.
Хотя последнее также
Сформировалась
идеология индивидуализма, в которой
была выражена одна из важнейших сторон
сущности человека. Основной смысл
этой идеологии можно определить
так: что лучше для человека, то
лучше для общества. В целом
оба направления сыграли
Рассматривая идейные предпосылки социологии как науки, нельзя забывать и об утопическом социализме, о воздействии его идей, о личном влиянии одного из крупнейших его представителей французского мыслителя А. Сен-Симона на основателя социологии О. Конта. Семь лет он служил секретарем у Сен-Симона и заимствовал многие идеи своего патрона. В книге «Очерк науки о человеке» Сен-Симон писал, что до сих пор наука о человеке была гадательной, ее же надо возвести в степень наук, основанных на наблюдении. Он предлагал «сообщить науке о человеке позитивный характер, основывая ее на наблюдениях и разрабатывая методы, употребляемые в других отраслях физики».
В противовес спекулятивным
философским построениям Сен-
Поскольку ученые получали точное знание, устанавливали научные факты благодаря наблюдению и эксперименту, постольку именно эти методы привлекали внимание исследователей общества. Не случайно об этом говорит А. Сен-Симон, выдвигая идею позитивного знания о человеке, которого можно добиться с помощью применения подобных методов. Позднее этой идеей в полной мере воспользуется О. Конт.
Получает важное значение понятие гражданского общества, основанного на демократической форме его существования. Великий немецкий философ Г.В. Ф. Гегель (чьи диалектические идеи мы не можем не принимать в расчет, когда говорим о появлении социологии) рассматривал гражданское общество и как единое (ни один индивид в нем не может обойтись без других), и как раздираемое противоречивыми, часто антагонистическими интересами.
Наконец, к этому же смысловому ряду предпосылок можно отнести взгляды итальянского мыслителя Дж. Вико (конец XVIII в.) на прогресс, согласно которым исторический прогресс имеет объективный, циклический и провиденциальный (осуществляющий замысел Бога) характер.
Для возникновения социологии имело значение, притом существенное, и то, что наряду с умозрительными философскими построениями появлялись эмпирические исследования, связанные с социальной статистикой. Проводились хозяйственные переписи, разрабатывалась техника массовых статистических опросов, закладывались основы демографии. Развивались этнографические и антропологические исследования, причем последние меняли свой характер и направление. Если в середине ХVIII в. антропология была связана с изучением человеческого тела, то спустя столетие ее определяли как науку о человеке, включающую языкознание, культуроведение и др.
Итак, к 1830-1850-гг сложились
все необходимые социальные, естественнонаучные
и идейно-теоретические
2 Объект и предмет социологии, ее структура и функции
В учебниках и учебных пособиях по социологии, как отечественных, так и зарубежных, до недавнего времени объект и предмет этой науки, как правило, не разграничивали, а часто просто отождествляли. Обычно писали о том, что социология - это, в самом общем виде, наука об обществе (согласно этимологии самого термина), а далее следовали характеристики ее предметной зоны.
Между тем такой подход к разграничению объекта и предмета социологии по меньшей мере недостаточен. Что, значит, определить объект социологии? Обратимся к мнению П. Сорокина. В работе «Система социологии», написанной еще в Советской России в 1920 г., он отмечал: «Определить объект социологии, как и любой науки, - это, значит, выделить тот разряд фактов, который является предметом ее изучения, или, иными словами, установить особую точку зрения на изучаемый ряд явлений, отличную от точки зрения других наук. Предварительный и краткий ответ на вопрос об объекте социологии будет таков: социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, с другой». Следовательно, по Сорокину, главное в определении объекта социологии - установить особую точку зрения на изучаемые явления и процессы.
Весь вопрос в том, что изучается, о каких явлениях и процессах идет речь. Другими словами, объект социологии - это то, на что направлено социологическое внимание, знание и исследование. Что же касается «особой точки зрения», которую Сорокин применительно к социологии определяет изучение взаимодействия людей и явлений, возникающих из этого взаимодействия, то это скорее относится к предмету характеризуемой науки.
Как видно, объект и предмет социологии (как и любой науки) не от делены друг от друга непроходимой стеной, более того, они оказываются тесно связанными между собой. Предмет социологии - это по существу часть ее объекта, он «вырастает» из него, будучи совокупностью содержательных узловых проблем.
Указание на то, что им является общество, конечно же, не проясняет ситуацию в полной мере. В конце концов, общество как таковое представляет собой объект изучения нескольких десятков (если не больше) общественных либо социально-гуманитарных наук. Сразу же возникает вопрос: что понимается под обществом, которое интересует социологию?
Необходимо, следовательно,
конкретно рассмотреть этот вопрос.
Прежде всего, это общество современное
или, как часто говорят, актуальное.
Интересует ли социологию прошлое общество?
Отчасти да, поскольку необходимы
исторические сравнения для лучшего
понимания современных реалий. Но
понятно, что объектом социологии прошлое
общество, его история может выступать
только в весьма ограниченном виде
(исключение здесь составляет лишь
так называемая историческая социология,
т.е. отрасль социологического знания,
для которой сравнительный
Строго говоря, социологу в Древнем Риме «делать нечего», разве что иногда «заглянуть» для какого-либо сопоставления и проведения исторической параллели. Является ли объектом социологии будущее общество? В определенной степени да, причем в гораздо большей, чем прошлое общество. При рассмотрении функций социологии и ее проблемного поля в первой главе уже отмечалось, насколько важно заниматься социальным прогнозированием, поскольку от социологов постоянно ждут разработки сценариев будущего развития как общества в целом, так и его отдельных систем и структур.
Следовательно, оставаясь в рамках изучения собственных проблем, социология постоянно стремится перекидывать «мостики» от сегодняшнего, актуального общества к будущему. Если прошлое - это, повторяя Гидденса, зеркало, в которое социолог смотрит для лучшего понимания настоящего, то будущее - это увеличительное стекло, которое резко усиливает видение современных проблем и помогает отделить по-настоящему важные из них от второстепенных, которые должны будут кануть в Лету.
Однако социологию интересует не только реальное общество. Не ее значимым объектом этой науки оказывается информация менее значимым объектом этой науки оказывается информация об обществе, которая, строго говоря, также выступает как разновидность социальной реальности, изучаемой социологией. Это информация объективная и субъективная, первичная и вторичная, собранная с помощью самых различных методов на основании многочисленных источников.