Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 19:18, контрольная работа

Краткое описание

Социальное мышление, развитие которого привело к возникновению социологии, включало в себя две наиболее яркие ориентации - консервативную и либеральную. В каждой из них был свой взгляд на общество сквозь призму его связей с индивидом. В рамках консервативной ориентации конкретному человеку отводилась лишь незначительная роль, поскольку общество рассматривалось как состоящее из отношений и институтов, но не индивидов. Оно оказывалось выше и важнее, чем человек.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1 Возникновение социологии…………………………………………………4
2 Объект и предмет социологии, ее структура и функции…………………6
3 Практические задачи……………………………………………………….9
Заключение………………………………………………………………….10
Список и пользованных источников………………………………………11

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по Социологии.docx

— 34.70 Кб (Скачать файл)

Представляя собой, совокупность центральных проблем  объекта социологической науки, ее предмет не может рассматриваться  как нечто постоянное, застывшее  и неизменное. Он развивается на протяжении всей истории социологической мысли, причем происходит это либо революционно, радикально, либо эволюционно, постепенно. Первый случай имеет место, когда осуществляется смена парадигмы в социологии, второй - когда меняются проблемная направленность социологии и методы ее исследования.

В социологии применительно  к пониманию ее предмета сформировались две основные парадигмы - макро социологического и микро социологическая. Их взаимосвязь сложна и противоречива. Но они представляют собой реальность бытия мировой социологии. Макро социология связана с изучением общественных мировых систем и их взаимодействий, различных типов культуры, социальных институтов и общественных структур, глобальных процессов. Другими словами, макросоциологию интересует общество как целостный социальный организм, его структура, социальные институты, их функционирование и изменение. Здесь человек как бы в тени.

Значит, мы имеем  дело, по крайней мере, с двумя  понятиями предмета социологии, выступающими как макро теория (теория «структуры») и микро теория (теория «действия»). Развитие мировой социологии вначале шло по пути «разворачивания» каждой» парадигмы, а затем - поиска возможностей их соединения в рамках единого предмета. Стремление к их интеграции, проявляющееся в наиболее яркой форме как поиск путей соединения «структуры» и «действия», заметно и сейчас.

Известно, что исторически  первой парадигмой в социологии была макросоциология, ведущая начало от О. Конта. В ее рамках объектом социологии выступало общество в целом, рассматривавшееся как единый социальный организм, основными состояниями которого были, с одной стороны, стабильное, устойчивое существование, с другой постепенное развитие с переходом от одного качественного состояния к другому (предмет социологии). Макросоциологическая парадигма базировалась на понимании функциональных социальных связей между отдельными сторонами социального организма.

В последующем Макросоциологическая парадигма неоднократно реализуется в понимании предмета социологии у крупнейших социологов XIX - начала ХХ В.: Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера. Так, сущность социологического подхода Дюркгейма состояла в понимании общества как социальной реальности (объект социологии), складывающейся из совокупности социальных фактов, изучение которых и было предметом этой науки.

Макросоциологическая парадигма в осмыслении предмета социологии в середине ХХ столетия нашла свое отражение в концепциях структурно- функционального понимания общественной системы, принадлежащих Т. Парсонсу и Р. Мертону. У Парсонса, к примеру, общество и его подсистемы (объект социологии) рассматривались с точки зрения выполнения ими определенного набора функций, предмет же социологии выступал как исследование структур и механизмов, которые обеспечивали бы устойчивость социальной системы.

3 Практические  задачи

 

1 На уровне здравого смыла мы делим факты на:

а) биологические (сон еда, дыхание);

б) психологические (любовь, ненависть, наслаждение);

в) социальные…..

Приведите 4-5 примера  социальных факторов.

Под социальным фактом понимается в общем смысле общественное явление, ситуация социальной жизни, рассматриваемое  как социальное действие или результате определенной деятельности, а также  вербальные действия.

В качестве социальных факторов можно привести - словесные  действия, мнение группы, взгляды коллектива, оценка преподавателя, суждения соседей.

 

2 Известно, что один и тот же факт, события  или явление можно анализировать  с разных точек зрения - психологической,  экономической, исторической, социологической.

Дан факт: семья, состоящая  из 4-х человек (муж, жена, 7-летний сын, 12-летняя дочь), собирается провести отпуск в загородном пансионате. Что могло  бы заинтересовать в этом факте представителей разных наук, и какие проблемы они  стали бы изучать?:

-Психолог: Изучает  возможную мотивацию проведения  отпуска именно в данном пансионате, внутренний психологический климат  в семье, особенности взаимоотношения  старшего и молодого поколения;

-Экономист: В  первую очередь его интересует  стоимость пребывания в пансионате, наличие возможной скидки, уровень  и качество обслуживания;

-Социолог: Будет  изучать явления взаимодействия  членов семьи друг с другом, а также и явления, возникающие  из этого процесса взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Социальное мышление, развитие которого привело к возникновению  социологии, включало в себя две  наиболее яркие ориентации - консервативную и либеральную. В каждой из них  был свой взгляд на общество сквозь призму его связей с индивидом. В  рамках консервативной ориентации конкретному  человеку отводилась лишь незначительная роль, поскольку общество рассматривалось  как состоящее из отношений и  институтов, но не индивидов. Оно оказывалось  выше и важнее, чем человек.

Рассуждая о причинах возникновения социологии, некоторые  исследователи полагают, что в  основе возникновения социологии лежали охранительные задачи. Логика размышлений  здесь примерно такова. Идеи начального периода буржуазного развития (XVIII в.), содержавшие в себе революционный  дух, оказались неприемлемыми в  новых условиях. Капиталистический  строй утвердился, окреп и уже  не нуждался в революционном обосновании  своего развития. Наоборот, появилась  новая социальная задача: сохранить  буржуазное общество.

Объект и предмет  социологии (как и любой науки) не от делены друг от друга непроходимой стеной, более того, они оказываются  тесно связанными между собой. Предмет социологии - это по существу часть ее объекта, он «вырастает» из него, будучи совокупностью содержательных узловых проблем.

В социологии применительно  к пониманию ее предмета сформировались две основные парадигмы - макро социологического и микросоциологическая. Их взаимосвязь сложна и противоречива. Но они представляют собой реальность бытия мировой социологии. Макро социология связана с изучением общественных мировых систем и их взаимодействий, различных типов культуры, социальных институтов и общественных структур, глобальных процессов. Макросоциологию интересует общество как целостный социальный организм, его структура, социальные институты, их функционирование и изменение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

 

1 Общая социология.: Учебное пособие/Под. Общей ред. проф. А.Г. Эфендиева.-М.:ИНФРА-М,2005-654с.

 

2 Волков Ю.Г., Мостовая  И.В.. Социология. Учебник для вузов.  -М.: Гардарики. 2000. - 432 с.

 

3 Хохлова Т. П.  Организационное поведение: учебное  пособие - М.: Экономистъ, 2005. - 167с.

 

4 Шамхалов Ф. Государство и экономика. Основы взаимодействия: Учебник - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. - 727с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

РЕЦЕНЗИЯ НА КОНТРОЛЬНУЮ  РАБОТУ

_______________курс, __________________группа

____________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество  студента)

____________________________________________________________

(название специальности)

Письменная работа по дисциплине______________________________

____________________________________________________________

на тему: «___________________________________________________

_____________________________________», вариант  ______________

____________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество, должность, научное звание рецензента)

Оценка работы _______________________________________________

СОДЕРЖАНИЕ РЕЦЕНЗИИ

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

«____»_________________200__г.         __________________________

                                                                                        (подпись рецензента)

 


Информация о работе Социология как наука