Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 10:08, контрольная работа

Краткое описание

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку?

Содержание

План………………………………………………………………………….2
Возникновение социологии………………………………………………..4
Объект и предмет социологии, ее структура, функции….........................13
Практические задания……………………………………………………..19
Список используемой литературы……………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

социология.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

   Творчество Карла  Маркса. Значительный вклад в развитие социологии внес Карл Маркс (1818-1883). Одной из основных его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В качестве инструмента такого анализа Маркс использовал массовую структуру общества: все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения. Разделение на классы основано на неравенстве, а это значит, что один класс (класс собственников средств производства) находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого класса (рабочего класса).

   К. Маркс рассматривал  структуру общества в динамике, предполагая, что классы - это исторически изменяющиеся компоненты социальной структуры. Качественные изменения крупных составляющих общественной структуры происходят в результате смены общественно-экономических формаций. Все изменения в обществе, разделенном на классы, основаны на законах диалектики, на постоянной борьбе между классами неимущих, угнетенных и угнетателей.

   Маркс всесторонне  обосновал механизм возникновения  и развития социального конфликта,  происходящего в результате неравенства,  которое постоянно усиливается  при доминировании одних классов над другими. Борьба рабочего класса за изменение порядка распределения производимого продукта приводит к достижению неустойчивого равновесия на основе временного соглашения между эксплуататорами и эксплуатируемыми. В дальнейшем противоречия накапливаются, что приводит к новым столкновениям, ведущим к новому соглашению на условиях, отличных от прежних. Вместе с тем происходит количественное накопление недовольства у представителей угнетенных классов и осознание ими несправедливости своего положения, а одновременно и своей силы. Все это в конечном счете вызывает глобальный классовый конфликт и появление новой качественной определенности - бесклассового общества, где производимый продукт распределяется по справедливости и отсутствует какая-либо эксплуатация.

   Таким образом, К. Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса.

   Социология  Макса Вебера. Для творчества  Макса Вебера (1864-1920), немецкого экономиста, историка и социолога, характерно  прежде всего глубокое проникновение  в предмет исследования, поиск  исходных, базовых элементов, с  помощью которых можно было бы прийти к пони-манию закономерностей общественного развития. Находясь под влиянием Маркса и Ницше, Вебер тем не менее разработал собственную социологическую теорию, которая и в настоящее время оказывает решающее воздействие на все научные социологические теории и на деятельность социологов во всех странах мира.

   Одним  из центральных пунктов теории  Макса Вебера явилось выделение  им элементарной частицы поведения  индивида в обществе - социального  действия, которое является причиной  и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество, согласно учению Вебера, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых, действуя, стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных индивидов кооперируются, на основе этой кооперации образуются ассоциации (группы или общества). Несмотря на свои эгоистичные стремления, люди действуют сообща, так как их поступки осмысленны, рациональны и они понимают, что индивидуальные цели лучше всего достигаются с помощью совместных действий. Это понимание приходит к ним в связи с тем, что в ходе общественной практики всегда отбрасываются ненужные образцы поведения и оставляются только те, которые можно предвидеть, рассчитать и которые приносят пользу с наименьшим риском. Таким образом, осмысленное поведение, в результате которого достигаются индивидуальные цели, приводит к тому, что человек действует как социальное существо, в ассоциациях с другими, достигая таким путем значительного прогресса во взаимодействии с окружающей средой.

   Весьма  важным аспектом творчества Вебера  можно считать изучение им  базовых отношений в социальных  ассоциациях. Это прежде всего  отношения власти. Так как организованное  поведение индивидов, создание  и функционирование институтов  невозможно без эффективного социального контроля и управления, необходимым условием для осуществления подобных действий являются отношения власти, пронизывающие все социальные структуры. Вебер детально анализировал отношения власти, а также природу и структуру организаций, где эти отношения проявляются наиболее ярко. Идеальным механизмом воплощения и поддержания отношений власти в организации он считал бюрократию - искусственно созданный аппарат управления организацией, предельно рациональный, контролирующий и координирующий деятельность всех ее работников.

   В теоретических  работах Макса Вебера не только  достаточно четко был определен  предмет социологии как науки,  но и заложены основы для  ее развития как в теоретическом,  так и в практическом отношениях. Идеи Вебера до сих пор вдохновляют многих социологов на дальнейшие теоретические разработки, он имеет много последователей, а его книги считаются классическими образцами научных изысканий.

   Идеи  Эмиля Дюркгейма. Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической школы. Он стремился прежде всего к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологических позиций.

   В отличие  от М. Вебера Э. Дюркгейм считал, что общество - это надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он называл "коллективным сознанием". Каждая социальная единица долж- ния общества как целого. Однако функционирование отдельных частей социального целого может быть нарушено, и тогда эти части явятся искаженной, плохо функционирующей формой социальной организации. Дюркгейм очень много внимания уделял изучению таких форм, а также видов поведения, отклоняющихся от общепринятых правил и норм. Введенный им в научный обиход термин "аномия" служит объяснению причин отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм, позволяет подробно классифицировать типы такого поведения.

   Учение  об обществе Э. Дюркгейма легло  в основу многих современных  социологических теорий и прежде  всего структурно-функционального  анализа. Многочисленные последователи  создали дюркгеймовскую социологическую  школу, и современные социологи справедливо признают Дюркгейма классиком в области социологии.

   Подводя  итог, можно сказать, что название  науки "социология" (буквально  - наука об обществе), столь удачно  примененное Огюстом Контом, впоследствии  было насыщено научным, теоретическим содержанием благодаря трудам К. Маркса, М. Вебера и Э. Дюркгейма. Именно в результате их усилий социология превратилась в науку, имеющую свой предмет, свою теорию и возможности для эмпирических подтверждений различных аспектов этой теории.

 

Объект и предмет  социологии, ее структура, функции.

Впервые в научный  оборот понятие социологии было введено  французским мыслителем Огюстом  Контом в 1839г.

Социология ( от лат. общество и греч. - слово, понятие, учение) ? наука о закономерностях  становления, функционирования и развития общества, социальных отношений и социальных общностей. В настоящее время социология трактуется как одна из составных частей обществознания. Если считать, что социология ? наука об обществе, социальных общностях и отношениях и механизма их формирования и их деятельности. Большинство социологов различают три уровня социологического знания: общесоциологическая теория, специальные (частные) социологические теории, электрические социологические исследования.

Объектом социологического знания является общество. Объектом социологической науки выступает социальная реальность. Особой отличительной чертой этой реальности М. Вебер определил осознанное взаимодействие людей: «ожидание ожидания ожидания». Человек с достаточной уверенностью ожидает, что другие люди от него ожидают и готовы отреагировать на его действия так, как он ожидает.

И в этом отношении  все социологи солидарны, что  же касается предмета социологии ? то здесь  мнения ученых расходятся. О.Конт считает, что социология ? это позитивная наука об обществе, способствующая рациональной организации общественной жизни. Другой основоположник социологии ? австрийский ученый М.Вебер писал, что предмет социологии ? социальные действия, которые она должна понимать и объяснять. До настоящего времени ведутся дискуссии учеными, представителями разных школ и направлений о предмете социологии, и одного единого мнения по этому вопросу до сих пор нет.

Общество ? объект изучения многих наук, которые имеют  каждая свой предмет исследования. В общем виде ? объектом изучения является все то, на что направлена деятельность исследования, то, что противостоит деятельности исследования. В социологии ? это та объективная и субъективная реальность, которая нас окружает.

Предмет изучения социологии ? это особенные, специфические законы и закономерности.

Предметом социологии является социальное ? как специфический  аспект всех сфер жизнедеятельности  общества.

В широком смысле «социальное» ? все, что можно отнести  к человеческому обществу, в узком ? особая сфера общественных отношений, которая характерна для различных групп людей, как носителей разных видов деятельности.

Социология  изучает специфические социальные законы и закономерности зарождения, формирования, становления, развития социальных систем, механизмы действия этих законов и закономерностей, форм их проявления в жизнедеятельности людей.

Также социология изучает различные социальные системы  и структуры, взаимодействия, взаимоотношения, взаимообусло¬вленности, которые возникают  в этих системах. Социология раскрывает роль отдельных личностей в обществе и в отдельных социальных системах, анализирует процессы функционирования различных структур и систем, определяет роль сознания и сознательной деятельности личности.

Процессы функционирования общества подчинены многочисленным социальным законам, на которые деятельность людей может повлиять непосредственно или опосредовано.

Социолога интересуют следующие принципиальные вопросы:

•в каком  направлении и каким образом  общество (его структура и институты) влияют и определяют поведение людей;

•каким образом  из опроса отдельных людей получить социальный портрет типичного представителя  своей группы.

Объект социологии ? социальная реальность, которая изучается  специальными методами, чтобы повысить уровень стабильности общества. Предмет ? это тот ракурс, под которым исследуется социальная реальность (под углом функционирующих ролей и статусов, групп и институтов, социальных отношений и типов культуры).

2. Структура  социологического знания

Социологическое значение неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную, прежде всего различием ресурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов. Так, например, социология исследует эти явления и процессы и на уровне всегообщества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимодействий. Это, в частности, дает объективное основание для подразделения социологической науки на такие составные части:

а) общетеоретическая социология как макросоциологическое исследование, направленное на выяснение общи закономерностей функционирования и развития социума как целого;

б) социология среднего уровня как исследования меньшей  степени общности, направленные на изучение закономерностей и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т.е. частные, специальные социологические теории, включая отраслевые социологии (например, социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социология, социология образования, социология политики, социология права, социология пропаганды, социология семьи, социология культуры, социология труда и др.);

в) микросоциология, изучающая социальные явления и  процессы сквозь призму действия и  взаимодействия людей, их поведения. В такой структуре социологического знания находит свое выражение соотношение общего, особенного и единичного.

В структуре  социологического знания особое место  занимает метасоциология, объектом изучения которой является не социальная реальность как таковая и не способ получения социологического знания, а наука социология, т.е. само социологическое знание. Один из основных принципов структурирования социологического знания ? соотношение теории разного уровня, общего и отраслевого знания. Выделяется несколько групп отраслей социологии ? в зависимости от их предмета, природы возникновения, направленности функционирования.

Основными уровнями социологического знания является макро- и микросоциологический, теоретический  и эмпирический, фундаментальный и прикладной. Они различаются, как минимум, по трем основаниям: широте охвата изучаемых явлений, ориентаций социологии, степени обобщения изучаемого материала. В связи с наличием противоречий и даже "пропасти" между основными уровнями социологического знания была предпринята попытка преодоления разрыва между макро- и микросоциологическими уровнями в виде теории "среднего ранга" или "среднего уровня" (Р. Мертон). В соответствии с ней существуют три уровня социологического знания: широкие социологические теории, теории среднего ранга, малые рабочие гипотезы, возникающие в повседневных исследованиях. Теории "среднего ранга" выполняют роль связующего звена, мостика между первым и третьим уровнями. Степени социологического познания включают в себя: знания об обществе в целом, о сферах, о социальных общностях, институтах и организациях, о личности. Таким образом, социология выступает, во-первых, как наука, то есть как определенная система знаний, во-вторых, как определенный способ мышления, изучения людей, видения мира.

Информация о работе Социология как наука