Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 10:08, контрольная работа
С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку?
План………………………………………………………………………….2
Возникновение социологии………………………………………………..4
Объект и предмет социологии, ее структура, функции….........................13
Практические задания……………………………………………………..19
Список используемой литературы……………………………………….20
Социологическое знание, включает в себя системный анализ, общенаучные методы, количественные оценки, может рассматриваться как относительно точное и строгое. Но, поскольку объекты социологии ? социальные общности ? отличаются в своем поведении значительными флуктуациями, это знание не может быть столь же строгим и точным, как в естественных науках. Несмотря на то, что имеет дело с изучением субъективных мнений людей, она стремиться к объективности, которая определяется не только применяемыми методами исследования, но и рядом других факторов: непредубежденной и независимой позицией социолога, публичным характером его деятельности, критическим анализом представленных материалов со стороны коллег. Социологическое знание базируется на фактуальной основе, которая оказывается достаточно зыбкой, если полученные социальные факты не могут быть в полной мере достоверными и надежными. Социальный факт регистрируется социологом либо как онтологический, либо - будучи включенным в социологическое знание - как гносеологический. В последнем случае он становится фактом социологии, теряя свой онтологический статус.
В зависимости от уровня получаемых знаний в социологии также выделяются:
1) теоретическая социология, дающая глубокое обобщение фактического материала, путем построения теории, раскрывающих универсальные закономерности функционирования общества (социальной системы и ее структур).
2) прикладная (эмпирическая)
социология ? изучает практические
стороны социальной жизни
3) социальная
инженерия ? уровень практического
внедрения полученных знаний
с целью моделирования путей
разрешения конкретных
3. Функции социологии
Функции социологии
1. Познавательная
-Теоретический
и эмпирический анализ
-Познание процесса
преобразовательной
- Разработка
теории и методов
2. Прогностическая
. Создание условий сознательной выработки и осуществления научно
обоснованной перспективы развития личности, общности, социальной
группы, общества
3. Социального
проектирования и
-.Разработка
моделей конкретной
-.Определение путей проектирования социального процесса
4. Организационно-техно-
-.Разработка
комплекса организационных мер
по обеспечению внедрения и
реализации предусмотренных
-.Выработка
организационных мер по
5. Управленческая
-.Принятие управленческого решения
-.Социальное
планирование и разработка
-.Определение
основных направлений
6. Инструментальная
-.Определение методов изучения социальной реальности
-.Определение
методов сбора, обработки и
анализа первичной
Реализовать все эти и другие функции социология может в тесной связи с другими науками, причем не только техническими, но и естественными, гуманитарными, общественными. Часто социология использует в своих изысканиях методы и приёмы, заимствованные из других наук, вместе с тем, обогащая другие науки широчайшим эмпирическим материалом, выводами и данными, полученными в ходе социологических исследований
Практические задания.
1. На уровне
здравого смысла мы делим
а) биологические (сон, еда, дыхание);
б) психологические (любовь, ненависть, наслаждение);
в) социальные. Приведите 4–5 примеров социальных факторов
Изменения в базовых ценностях.
Демографические изменения.
Влияние СМИ.
Отношение к труду и отдыху.
2. Известно, что один и тот же факт, событие или явление можно анализировать с разных точек зрения – психологической, экономической, исторической, социологической. Дан факт: се-мья, состоящая из четырех человек (муж, жена, 7-летний сын и 12-летняя дочь), собирается провести отпуск в загородном пан-сионате. Что могло бы заинтересовать в этом факте представите-лей разных наук? Какие проблемы они стали бы изучать?
а) психолог…;
б) экономист…;
в) Социолог…
Психолог: Изучает возможную мотивацию проведения отпуска именно в данном пансионате, внутренний психологический климат в семье, особенности взаимоотношения старшего и молодого поколения
Экономист: В первую очередь его интересует стоимость пребывания в пансионате, наличие возможной скидки, уровень и качество обслуживания
Социолог: Будет изучать явления взаимодействия членов семьи друг с другом, а также и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия
Список используемой литературы.
Социология.
Учебник для вузов. Под ред. В.
Н. Лавриненко. Москва. 2003г. С. 30 –127.
Социология. Краткий курс. В. И. Добреньков,
А.И. Кравченко. Москва. 2003 г. С. 49-73.
Социология. Учебник для вузов. Москва
2003г. 20-57.