Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:03, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение социологии как науки. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить объект и предмет социологии;
- рассмотреть методы социологии;
- изучить структуру социологического знания и его уровни;
- разобрать функции социологии и роль социологии в преобразовании общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология как наука.docx

— 35.75 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Социология сегодня - признанный лидер научных дисциплин, исследующих реальные социальные процессы во всем их многообразии. За небольшой для науки срок социология превратилась в широко разветвленное многоуровневое знание, во многом определяющее как представления нашего современника о себе и окружающей социальной реальности, так и культуру его социального мышления, стремление к доказательности, конкретности социальных идей и теорий.

Социология - это серьезная наука. Даже при изучении социологии в ВУЗах, далеко не всегда можно разглядеть за академической сухостью учебников, сложным языком изложения, облекающим самые простые понятия в псевдонаучную терминологию, живое содержание этой науки, ее направленность на решение актуальных жизненных проблем.

Социологическое знание - это универсальное знание, позволяющее людям в полной мере учитывать социальные последствия любых действий, повышать эффективность деятельности и уменьшать возможность ошибок. Имея прямой выход на все виды человеческой деятельности, социологическое знание может помочь человеку реализовать свои способности, проявить деловые качества и занять достойное место в социальной организации.

Происходящие в последнее время  глубокие перемены в российском обществе предъявляют все более высокие  требования к способности человека адаптироваться к новым реалиям  жизни. Общество, в котором мы живем, представляет собой сложнейшую систему  социальных связей, взаимодействий и  отношений индивидов и их групп. Каждый индивид включен в различные  группы и в своей жизнедеятельности  зависит от отношения и поведения  других людей. Эффективное функционирование человека в обществе требует знания законов и закономерностей, которые  носят название социальных. Конечно, успеха можно добиться и без специальной  подготовки, основываясь на жизненном  опыте, на обыденности знаний об окружающем нас мире людей, т.к. приобретение таких знаний требует, во-первых, много времени, во-вторых, чревато серьезными неприятностями, ибо приобретается методом проб и ошибок. Вот поэтому информация о том, как складываются и влияют на нашу жизнь социальные нормы, связи и отношения, по которым строится и функционирует современное общество, имеет такую же значимость, как карта для путешественника.

Целью данной работы является изучение социологии как науки. Для  достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить объект и  предмет социологии;

- рассмотреть методы социологии;

- изучить структуру социологического  знания и его уровни;

- разобрать функции социологии и роль социологии в преобразовании общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Объект и предмет социологии

Представления о предмете социологии менялись на протяжении всей истории  ее существования. Название этой науки  было предложено французским ученым Огюстом Контом в 1838 г. Социология (фр. sociologos, от лат. cocietas - общество и греч. logos - теория, учение) - учение об обществе. Неопределенность предмета социологии была связана, во-первых, с изменением представлений об объекте науки, поскольку социология в разных странах формировалась и развивалась в различных общественных условиях, что предопределяло «социальный заказ», т.е. спрос на исследование вполне определенных сторон социальной действительности; во-вторых, с развитием новых парадигм и изменением общих методических принципов социологического исследования. Поэтому прежде чем рассматривать, как социология определяет свой предмет, следует выяснить, что является объектом исследования социологии.

Объектом социологического познания является общество. Но выделения понятия  «общество» в качестве исходного  для определения предмета социологии недостаточно. Общество является объектом изучения всех общественных и гуманитарных наук. То же самое можно сказать  и о понятии «социальная реальность». Ключ к пониманию научного статуса  социологии лежит в различии ее объекта  и предмета.

Объект познания - это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективно реальности. Отличие различных  наук друг от друга состоит в том, что даже на одном объекте они  исследуют свои специфические законы и закономерности, которым подчинено  развитие и функционирование данного  объекта. Так, развитие и функционирование, и развитие общества определяется требованиями экономических, социальных, демографических, психологических и других законов  и закономерностей, которые являются предметом соответствующих наук. У каждой из них есть свой участок, круг проблем, изучаемых именно этими науками, т.е. предмет.

Обычно, согласно сложившейся традиции, при определении предмета социологического знания выделяется в качестве «ключевого»  то или иное социальное явление. К  числу таких явлений относятся: групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы  социального действия, социальные группы и общности, социальные процессы и  социальная жизнь.

И хотя вопрос о предмете социологии до сих пор остается нерешенным, его определяющим свойством является то, что он представляет собой совокупность свойств, связей и отношений, которые  носят название социальных. Поскольку  эти связи и отношения в  каждом конкретном социальном объекте  всегда организованы определенным образом, постольку объект социологии выступает  как целостная система. Задачей  социологии является типологизация этих систем, исследование связей и отношений каждого социального объекта на уровне закономерностей и целенаправленное управление поведением людей. Итак, понятия социального, социальных явлений и процессов, социальных связей и отношений, способа их организации являются исходными для понимания предмета социологии, а социальных закономерностей - для понимания его сущности. Социальная закономерность - объективно существующая, повторяющаяся связь социальных явлений, выражающая возникновение, функционирование и развитие общества как целостной социальной системы или отдельных его подсистем.

Центральной категорией социологии является - социальное явление, т.е. совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных  людьми и общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношении  друг к другу, к своему положению  в обществе, к явлениям и процессам  общественной жизни. Иначе говоря, это проявление общественных отношений на межличностном уровне социального взаимодействия.

Социальное явление или процесс  возникают тогда, когда поведение  одного индивида оказывается под  воздействием другого индивида или  их группы (общности) независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид  или общность. Именно в процессе взаимодействия индивиды оказывают  воздействие друг на друга, способствуя  тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Итак, социальное, являясь результатом взаимодействий, отражающим их содержание и характер, является свойством, внутренне присущим индивидам и общностям, формирующимся  в результате процессов социализации и интеграции человека в общество, в общественные отношения.

При этом социальное явление может рассматриваться на нескольких уровнях: на индивидуальном уровне (на уровне взаимодействия между двумя индивидами), на уровне микросообществ (семья, бригада работников и т.п.), на уровне крупных сообществ (этнические, территориальные и другие общности), на уровне сообществ - обществ (социальный уровень) и на уровне глобального (мирового) сообщества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методы социологии

Социология использует не только типичные для общественных наук абстрактно-теоретические  методы (системно-категориальный анализ объекта), но и совокупность конкретно-эмпирических методов, таких как:

1. Наблюдение: изучение общества, общественного мнения, общественных настроений, социальных процессов в их естественном состоянии. Наблюдение может быть внешним, сторонним, когда социолог не является сам участником какого-то социального процесса, и внутренним, «включенным», когда социолог сам становится членом изучаемого коллектива или субъектом социального процесса. Наблюдение дает первичную информацию, которая затем может анализироваться, оцениваться, сравниваться и т.д.

2. Анализ статистических материалов: изучение документации, отчетов, справок, протоколов, статистики, материалов прессы, фактических данных и т.д., т.е. не непосредственного бытия социального объекта, а его отражения в первичной (как правило вербальной) документации. Используя статистические материалы, социолог воспроизводит состояние объекта в категориях социологии и выявляет тенденции развития объекта.

3. Интервью: это исследование в форме заданного устного опроса субъектов социума с целью получения «социологической картины объекта». В качестве социальных субъектов, респондентов для интервью избираются, как правило, типичные представители какой-то социальной группы, эксперты-профессионалы, известные лидеры. Результаты интервью могут представлять индивидуально-личностный интерес (интервью с известным артистом или спортсменом) или социально-типологический (мнения типичных представителей какой-то группы).

4. Анкетирование: это форма письменного опроса субъектов социума (групп, общностей) с целью получения совокупного представления о состоянии и функционировании социального объекта. Анкета или опросный лист включает в себя серию открытых (без конечного варианта возможных ответов) или закрытых (с конечным набором вариантов ответов) вопросов.

5. Социальное моделирование: оно связано с изучением социального объекта не в его натуральном, естественном виде, а в форме функциональных, структурных или атрибутивных моделей. Модель - это эвристический заместитель натуры. Как правило, при социальном моделировании используется ЭВМ, информационно-математические модели объекта.

6. Социальный эксперимент: это изучение социального объекта в его натуральном или модельном виде в контролируемых, искусственных условиях.

Существуют и другие методы получения  социологической информации, но они, как правило, являются модификациями  названных. К тому же надо учитывать, что каждый из методов имеет множество вариаций. Например, различают такие виды опроса, как выборочный, зондажный, групповой, заочный, очный, панельный, одноразовый, прессовый, прямой, раздаточный, сплошной, экспертный и др. В каждом случае исследователь определяет тот или иной метод и его варианты. В то же время необходимо учитывать взаимодополняемость методов во избежание ошибок.

Каждый метод конкретно-социологического исследования предполагает набор необходимых  процедур, технологий, методик и  для эффективного проведения исследования, и для получения адекватных результатов.

 

 

 

 

 

 

 

3. Структура социологического знания и его уровни

Социология в силу масштабности и глубины своего предмета стала развиваться сразу по многим направлениям, которые быстро переросли в новое качество и превратились либо в самостоятельные научные дисциплины, либо в довольно замкнутые школы со своими методологическими установками. В результате социологическое знание обрело достаточно разветвленную структуру, в которой одни направления часто пересекаются с другими,

Во всех развитых науках знание принято  дифференцировать по трем основаниям: по содержанию, т.е. по специфике изучаемого объекта, по форме (по методам и источникам получения), и по функциям (целевому назначению). В этом смысле в социологии можно выделить три основных аспекта:

- содержательный;

- формальный;

- функциональный.

С точки зрения того, что изучается, выделяют предметную социологию, объектом исследования которой выступает  общество (во всем его богатстве  и разнообразии), и метасоциологию, акцентирующую внимание на изучении самой социологической науки (определении ее специфики, места в системе социальных и гуманитарных наук, разработке исследовательских методов, выявлении закономерностей процесса исторической эволюции и т.д.).

Предметная социология, в свою очередь, имеет три основных уровня:

1. Общесоциологическая теория (общая  социология), занимающаяся изучением  общества как целостной системы,  выявлением наиболее общих законов  его функционирования и развития. Ее методологической базой является  социальная философия.

2. Частные социологические теории («теории среднего ранга»), представленные в социологии целой серией специальных (отраслевых) дисциплин, изучающих относительно большие и самостоятельные фрагменты социальной реальности: экономику, труд, политику, культуру, религию, семью и т.д. Их теоретико-методологический базис - общесоциологическая теория.

3. Конкретные социологические исследования  различных социальных явлений  и процессов («социография»). Их непосредственным теоретическим фундаментом выступают частные социологические теории в соответствующих исследовательских областях.

По уровню научного обобщения, то есть по методам и источникам получения  знания принято выделять теоретическую  и эмпирическую социологию.

Теоретическая социология направлена на познание внутренних сущностей социальной реальности, т.е. законов, управляющих  ею. Эмпирическая - на познание внешних проявлений этой реальности. Кроме того, теоретики в качестве основы для построения своих концептуальных моделей используют теории и умозрительные заключения. Концепции, выдвигаемые теоретической социологией, отличаются высокой степенью абстракции. Социологи-эмпирики основывают свои выводы на фактах, на результатах проведенных исследований. Эмпирический уровень - это уровень фактов, мнений, личностных данных, их обобщения и формирования первичных теорий.

Различается и характер получаемого  ими знания. Теоретическая социология дает причинное объяснение фактов на базе установленных законов, занимается прогнозированием возможного хода событий. Эмпирическая - стремится дать как можно более точное описание собранных данных.

Информация о работе Социология как наука