Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 20:38, контрольная работа
Целью работы является рассмотрение понятия социального института, его основных видов и изучение их роли в жизни современного общества.
Введение……………………………………………………………………………………….3
Глава 1.
1.1 Определение понятия «социальный институт»…………………………………………4
1.2 Институциональные роли и признаки……………………………………………………6
Глава 2.
2.1 Основные социальные институты и их роль в жизни общества………………………..8
2.2 Трансформация социальных институтов………………………………………………...10
Заключение……………………………………………………………………………………..12
Список использованной литературы………………………………………………………….13
Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.
Для выполнения своих функций социальный институт должен учитывать способности различных функционеров, формировать стандарты поведения, верность основным принципам, развивать взаимодействие с другими институтами. Неудивительно поэтому, что сходные пути и методы действия существуют в институтах, преследующих совершенно разные цели.
Рассмотрим подробнее некоторые институциональные признаки:
1.Культурные символы.
Все институты стремятся к приобретению символов, которые в предельно концентрированной форме создают представления об институте, его образ. Так, для государства это флаг или герб; для церкви - распятие, полумесяц или звезда Давида, для семьи - обручальное кольцо, для университета - эмблема «альма-матер». Образ промышленного объединения в концентрированной форме можно представить себе из его названия или торговой марки. Музыка может тоже стать символикой. Национальные мелодии, государственные гимны, студенческие песни, свадебный марш используются в целях формирования образа института. Символами институтов могут быть также здания, так как трудно представить себе родину без дома, религию без церковного сооружения, образование без школы или правительство без правительственного здания либо королевского дворца. Таким образом, культурным символом института может быть любой материальный или нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ.
2.Кодексы поведения (устные и письменные).
Ясно, что люди, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответствующие предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах, в таких, как присяга на верность стране, клятва при заключении брака, медицинская профессионал клятва Гиппократа. Эти кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля. Формальный кодекс поведения, конечно, производит значительное внешнее впечатление, но он не гарантирует должного исполнения ролей. Мужья и жены часто игнорируют супружескую клятву; граждане, пылко повторяющие государственную присягу на верность, могут совершить государственную измену; члены церковного прихода , клятвенно обещающие вести праведную жизнь, могут одновременно с этим грешить, относясь с полным равнодушием к клятве. При оценке степени влияния на людей того или иного кодекса важно знать, что принятие устного или письменного кодекса в значительно большей степени гарантирует его соблюдение, чем самостоятельное формирование установок на ту или иную форму поведения. Однако, если кодекс правил и норм искусственно придуман, оторван от реальной жизни, он практически не будет выполняться. Не будет выполняться институциональный кодекс и в случае, когда не существует быстрого и неотвратимого наказания за его нарушение. Формальный кодекс - лишь часть общего поведения, создающего институциональную роль. Существуют и нормы поведения в отдельных ролях (солдата, родителя, профессора, политического деятеля), сущность которых составляет достаточно тщательно разработанный комплекс неформальных традиций, ожиданий и правил, отобранных в результате длительного опыта и наблюдений за исполнением данной роли. Дети, которые никогда не жили в гармоничной семье, вероятно, с трудом будут представлять себе истинную роль родителей, мужа или жены. Они не имеют достаточных возможностей для изучения этих ролей, чтобы успешно выполнять их впоследствии, отобрать установки, необходимые для такого исполнения. Во всех институтах роли будут успешно исполняться только теми, кто обучен необходимым ролевым установкам и ролевому поведению.
3.Идеология.
Идеологию можно достаточно приближенно охарактери-зовать как систему идей, которая санкционирована совокупностью норм. Опираясь на систему институциональных норм, идеология определяет не только то, как люди должны относиться к тому или иному действию, но и то, почему они должны действовать определенным образом и почему они иногда недостаточно активно действуют или совсем не участвуют в действии. Идеология включает в себя как основополагающие убеждения данного института, так и разработку таких убеждений, которые будут объяснять окружающую действительность в терминах, принятых членами данного института. Если повторение присяги формально привязывает индивида к текущим институциональным нормам, то идеология дает ему рациональное оправдание для применения институциональных норм в повседневной жизни. Например, подростковое отклоняющееся поведение является проблемой во всех современных обществах. Все основные институты пытаются объяснять эту важнейшую проблему с точки зрения своих базовых норм. Подростковая преступность рассматривается социалистом как результат капиталистической эксплуатации, производственником - как результат неправильной политики в области занятости молодежи, работниками системы образования - как результат порочной системы школьного воспитания, а примерным семьянином - как симптом разрушения домашнего очага. Очевидно, что в данном случае, независимо от истинности этих суждений, каждый представитель института непроизвольно стремится к его укреплению, усилению его влияния и инспирированию лояльности по отношению к институциональным нормам. Идеология, таким образом, является одним из важнейших культурных комплексов, поддерживающих влияние института и оправдывающих и объясняющих всю его деятельность. Именно через идеологию лидеры требуют кредита доверия у членов института. Поэтому всякое значительное действие должно быть идеологически выдержано, т.е. соответствовать основным идеологическим положениям данного института, При этом критицизм институциональной идеологии рассматривается как еретический или как разрушающее нападение, которое должно быть устранено.
ГЛАВА 2.
2.1 Основные социальные институты и их роль в жизни общества.
Современное общество характеризуется разрастанием и усложнением системы институтов. С одной стороны, одна и та же базовая потребность может порождать существование полдюжины специальных институтов, а с другой - каждый институциональный комплекс, например семья, реализует гамму базовых потребностей: и в коммуникации, и в производстве услуг, и в распределении благ, в индивидуальной и коллективной защите, в поддержании порядка и контроля (табл. 1).
Так, внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие, неосновные институты. Например, экономические институты наряду с базовым институтом собственности включают множество особых устойчивых практик (систем отношений): финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие (менеджментарные) институты.
Таблица 1. Социальные институты в современном обществе.
Социальный институт |
Основные функции |
Группы и организации |
Ценности |
Роли |
Нормы |
Семья |
Регулирование рождаемости, социализация и защита детей |
Родственники, группы, объединенные родственными связями |
Супружеская верность, материальное обеспечение семьи, поддержание порядка в доме, уважение к родителям |
Дочь, сын, отец, мать, брат, сестра, тетя, дядя, бабушка, дедушка |
Иметь столько детей, сколько вы в состоянии содержать; супружеская верность |
Религия |
Обсуждение загробной жизни и понятий страдания и потерь; стремление соединиться с Создателем |
Конгрегация, синагога, деноминация, благотворительные организации |
Чтение Священного Писания (Библии, Корана, Торы) и строгое соблюдение его заветов; поклонение Богу |
Священник, раввин, верующий, проповедник, христианин, миссионер, пророк |
Посещать церковь, жертвовать деньги, следовать учениям церкви |
Право |
Поддержание социального порядка |
Милиция, суды, тюрьмы |
Суд присяжных, принцип презумпции невиновности |
Милиционер, юрист, судья, защитник, надзиратель |
Давать правдивые показания, следовать нормам доказательного права |
Политика |
Установление иерархии власти |
Политические партии, конгрессы, парламенты, монархии |
Правило простого большинства, право голоса |
Президент, депутат, лоббист, кандидат |
Один человек - один голос, голосование как привилегия и право |
Экономика |
Производство и распределение товаров и услуг |
Кредитные союзы, банки, бюро кредитной информации, клубы потребителей |
Зарабатывание денег, своевременная оплата счетов, эффективное производство |
Рабочий, предприниматель, покупатель, продавец, кредитор, должник, рекламодатель |
Максимизация прибыли, “клиент всегда прав”, упорный труд |
Образование |
Передача знаний и навыков из поколения в поколение |
Школы, колледжи, студенческие советы, спортивные команды, ассоциации родителей и учителей |
Академическая честность, хорошая успеваемость, терпимость |
Преподаватель, студент, декан, профессор, директор, тренер |
Выполнять домашние задания, готовиться к лекциям, не доносить на товарищей |
Наука |
Освоение окружающей среды |
Местные, государственные, региональные, национальные и международные ассоциации |
Объективные исследования, открытая публикация полученных данных |
Ученый, исследователь, техник, администратор |
Применять научные методы, полностью раскрывать полученные данные |
Здравоохранение |
Излечение больных, уход за умирающими |
Больницы, аптеки, страховые компании |
Клятва Гиппократа, хорошее здоровье, следование рекомендациям врача |
Доктор, медсестра, пациент, фармацевт, страховщик |
Не эксплуатировать пациентов, оказывать самую качественную медицинскую помощь |
Армия |
Защита от врагов, отстаивание национальных интересов |
Сухопутные войска, флот, ВВС, береговая охрана |
Готовность с честью умереть за свою страну, подчинение командирам |
Солдат, новобранец, военнослужащий, офицер, пленный, шпион |
Быть готовым к войне, подчиняться старшим офицерам, не обсуждать приказы |
Средства массовой информации |
Распространение информации, формирование общественного мнения, освещение событий |
Телевизионные сети, радиостанции, издательства |
Оперативность, точность, большая аудитория, свобода печати |
Журналист, диктор последних известий, автор, редактор, издатель |
Информация должна быть точной, объективной, оперативной и полезной |
Если обратиться к политическим институтам современного общества, то можно выделить наряду с ведущими институтами власти такие устойчивые (институциональные) практики, как демократические институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т.д.
В системе правовых институтов выделяются такие неглавные составляющие, как институты судебной власти, судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных и др.
В структуру религиозных институтов (на примере христианства) включены неосновные институты целибата (безбрачия священников в католичестве), инквизиции, епископата, крещения, исповеди, монашества и т.п.
Внутри социального института родства наряду с основными институтами семьи и брака развиваются неглавные институты материнства и отцовства, кровной мести, побратимства, наследования, имянаречения и др.
2.2 Трансформация социальных институтов.
Потребности, удовлетворяемые в совместной деятельности, сохраняются, но способы их удовлетворения изменчивы. Трансформации социальных институтов можно наблюдать на примере изменения содержания функций семьи. Функции социализации в современном обществе выполняются не только семьей, функция экономическая часто сводится к минимуму бытового обслуживания. На передний план выходит удовлетворение эмоциональных потребностей. Трансформацию соц. институтов можно наблюдать на примере новых форм семьи (например, материнские семьи, как сознательно выбранное женщиной материнство вне брака; двоеженство, как сознательное действие создания второй семьи, где рождаются желанные дети), а также трансформацию института семьи можно наблюдать на изменении статусов и ролей. Изменение семьи отражается в изменении идеологии. Например, феминистская идеология рассматривает семью, как форму эксплуатации женщины и борется против нее. Прогрессистская идеология утверждает, что семья-институт будет сменена семьей-товариществом, т.е. единственной основой семьи должны быть любовь и симпатия.
Личность начинается тогда, когда структура социальной среды, усвоенная индивидом, стала частью структуры личности. Чем более ясна и последовательна эта часть, тем яснее и определённее поведение человека, тем оно более предсказуемо. Чем менее структурирована в этом отношении личность, тем непоследовательней, противоречивей, менее предсказуемо поведение человека. По той мере, в какой в институтах общества воплощены его ценности, а институциональные роли в свою очередь усвоены в мотивационной структуре членов этого общества, можно судить о степени интеграции данной общественной системы, о совпадении интересов составляющих его индивидов. Однако в любом реальном обществе существует известная доля анормического, т.е. не подчиняющегося нормативному порядку, поведения.
Для развитого уровня институционализации социальных связей характерны следующие черты:
1. Особый, жесткий и обязывающий тип регламентации, обеспечивающий четкий, регулярный, предсказуемый и надежный характер регуляции социальных связей.
2. Четкое
распределение функций, прав и
обязанностей участников
3. Регулярность и самовозобновляемость большинства социальных институтов обеспечивается также обезличенностью требований к тому, кто включается в деятельность института, замещает выбывшего.
4. Существование
определенного круга людей и
их подготовка для выполнения
профессиональных обязанностей
в рамках какого-либо
5. Для
выполнения своих функций
Функции неформальной структуры изучил Э. Мэйо. Он показал, что в реальности люди обращаются друг к другу не только как должностные лица, но и как индивиды, устанавливающие между собой первичные, доверительные отношения, часто нарушая или обходя законные нормы и правила, не обращая внимания на иерархические статусы. Чиновники нередко пренебрегают служебными обязанностями, на первый план выдвигая личные, неофициальные отношения. Они нарушают закон, чтобы помочь тому, кто вызывает у них симпатию. Таким образом, вмешательство человеческого фактора - эмоций, симпатий, пристрастий, неформальных норм и ценностей - одна из разновидностей дисфункции.
Взяточничество - один из самых древнейших пороков бюрократической организации. Это явление возможно там, где существуют должности и должностные лица, распределяющие социальные блага. Взяточничество как подкуп должностного лица известно со времен Древнего Египта. Правда, злоупотребления пресекались самими фараонами, так как наносили их престижу не меньший вред, чем происки внешних врагов, Бюрократическая машина египтян легко приносила в жертву рядовых чиновников, когда под угрозу ставилось само ее существование.
Во всем цивилизованном мире мздоимство преследуется законов как нарушающее рациональные принципы управления, вносящее дисфункции. Взятка ставит вышестоящее лицо в зависимость от нижестоящего, под власть которого он подпадает, ибо должен ответить ему каким-то знаком особого расположения.
Как только бюрократия замыкается в собственном кругу, во главу угла ставится не эффективность, а лояльность. Прослойка чиновников начинает деградировать и превращаться в закрытую систему. Этот феномен российский математик и исследователь систем А. Ефимов назвал деградацией элитных групп. Однажды сформировавшаяся элитная группа имеет две возможности эволюции: может в зависимости от правил, по которым заменялись выбывающие члены, оставаться группой лучших, а может деградировать и стать группой худших. За десятилетия она превратилась в замкнутую корпорацию бюрократов (номенклатуры), выделенную из массы рядовых граждан высоким статусом и окладами, привилегиями, спецпайками, кастовой солидарностью.