Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 20:38, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение понятия социального института, его основных видов и изучение их роли в жизни современного общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….3
Глава 1.
1.1 Определение понятия «социальный институт»…………………………………………4
1.2 Институциональные роли и признаки……………………………………………………6
Глава 2.
2.1 Основные социальные институты и их роль в жизни общества………………………..8
2.2 Трансформация социальных институтов………………………………………………...10
Заключение……………………………………………………………………………………..12
Список использованной литературы………………………………………………………….13

Вложенные файлы: 1 файл

социология..docx

— 45.98 Кб (Скачать файл)

Процесс вырождения элитных (т.е. эталонных) групп стал необратимым. На первый план выдвинулись ценности, чуждые профессиональной системе управления. Они привнесены извне, из сферы политики: фанатичная вера в цели партии, революционная дисциплина, беззаветная преданность не делу, а вождю. Гонения, травля и репрессии усилили негативный отбор кадров. Деградирующая элитная группа неспособна воспроизводить нужное пополнение, в ней начинают преобладать дисфункциональные элементы. Со временем формируется механизм защиты слабых - тех, кто продвинулся, минуя конкурентную борьбу с сильными. Протекционизм, гарантия должностного статуса, горизонтальная мобильность, система привилегий, наконец, коррупция, - элементы механизма негативного отбора и защиты худших. Он возник и развился в условиях, которые препятствовали действию другого механизма, успешно удаляющего из группы худшие элементы.

Итак, в функционировании социальных институтов могут возникнуть ситуации, когда изменившиеся социальные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов, в результате чего могут возникнуть явления дисфункций в содержании деятельности социального института. В силу этих обстоятельств социальный институт теряет свое социальное значение. Зачастую результатом дисфункции социальных институтов является возрастание уровня преступности.

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Социальные институты представляют собой совокупность правил и принципов, упорядочивающих различные сферы общественной жизни и организующих ее в определенные модели (образцы) социального поведения, соблюдение которых обеспечивается механизмами социального контроля.

Социальные институты имеют ряд признаков:

1) возникают  из необходимости совместного  решения каких-либо социальных  проблем, таких как обеспечение  безопасности граждан, производство  товаров и услуг и др. (процесс  возникновения стабильных образцов  социального воздействия называется  институционализацией);

2) включают  в себя предписания, обычаи, традиции, ценности, нормы, правила поведения  и т. д.;

3) определяют  поведение, ожидаемое от людей, принадлежащих  к данному социальному институту, или, иначе говоря, социальные роли (например, институт семьи предполагает  роли матери, отца и т. д.);

4) функционируют  в рамках социальных групп  или объединений людей, имеющих  общие цели (например, отдельные  семьи объединены социальным  институтом семьи), либо организаций, созданных для выполнения целей  и задач социальных институтов (так, социальный институт образования  реализует свои функции через  учебные заведения, институт религии - через церковные организации  и т. д.);

5) содержат  систему санкций, предохранительных  мер государства (правовых, моральных  и др.), одобряющих необходимое  поведение (меры поощрения) и подвергающих  наказанию за противоправное  поведение (меры наказания), с помощью  которых осуществляется контроль  выполнения установленных правил.

Типы основных социальных институтов и их функции:

1) семья - вступление в брак, образование  совместного быта, планирование, рождение  и воспитание детей;

2) религия - богопочитание, исповедание и распространение религиозных убеждений;

3) право - социальный контроль за поведением людей;

4) политика - государственное регулирование  внутренних и внешних общественных  отношений;

5) экономика - процесс создания, распределения, обмена и потребления различной  продукции, работ и услуг;

6) образование - систематизация определенного  объема знаний, а также их передача;

7) здравоохранение - лечение и профилактика заболеваний;

8) армия - защита от врагов.

Основные социальные институты имеют свою внутреннюю структуру, состоящую из частных социальных институтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Список использованной литературы

  1. Волков Ю.Г., Социология. М.: Издательство «Феникс», 2008.
  2. Гавра Д.П. Соиальные институты. // Социс. 2009. № 9. С. 21-23.
  3. Добреньков В.И., Социология: Учебник для вузов. М.: Инфра-М, 2007.
  4. Кравченко А.И. Социология: учебник / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. М.: Питер, 2007.
  5. Фролов С.С. Общая социология: учебник / С.С. Фролов. М.: Проспект, 2011.
  6. Черняк Е.М. Социология семьи: учебное пособие / Е.М. Черняк. М.: Дашков и Ко, 2007

 

 

 


Информация о работе Социология как наука