Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 18:45, лекция

Краткое описание

1. Научный статус социологии: ее объект, предмет, законы и категории.
2. Функции социологии и уровни социологического знания.
3. Социология в системе гуманитарных и социально-экономических наук.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция 1 Социология как наука.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Лекция 1. Социология как наука

 

Что такое “социология”? Объект и предмет этой науки. Категории и законы социологии. Сходство социологии с другими социально-экономическими и гуманитарными науками, отличие от них. Роль социологии в современном  обществе. Что может и чего не может социология? Эти и другие вопросы раскрываются в первой лекции курса.

 

Вопросы

 

  1. Научный статус социологии: ее объект, предмет, законы и категории.
  2. Функции социологии и уровни социологического знания.
  3. Социология в системе гуманитарных и социально-экономических наук.

 

 

 

  1. Научный статус социологии: ее объект, предмет,                  законы и категории

 

 Социология как самостоятельная отрасль научного знания появилась сравнительно недавно - в начале Х1Х в.

 Термин “социология” имеет  латино-греческое происхождение. В  переводе на русский он означает  – “наука об обществе”. Человечество  на всех этапах своего развития  стремилось понять, осмыслить и  влиять на развитие общества. Однако только в конце XУIII- начале XIX в. остро почувствовалась необходимость в ответах на острейшие социальные проблемы общественного развития.

 В самом общем плане необходимой  предпосылкой социологического  познания является взгляд на  общество как объективно взаимосвязанное целое.

 Впервые в научный оборот  термин «социология» был введен  французским ученым Огюстом Контом (1798-1857), который одним из первых изучил характерные особенности индустриального общества и сформировал законы его функционирования и развития. Свое учение, которое состояло из социальной статики, изучавшей законы существования, и социальной динамики, раскрывающей последовательность явлений, он вначале назвал “социальной физикой”. Когда же в 1839 г.выяснилось, что бельгийский статистик А.Кетле также использовал этот термин, О.Конт ввел новый термин ”социология“. Он возлагал на новую науку большие надежды, смотрел на социологию как на своеобразную религию человечества. Управление согласно социологическим принципам обеспечивало бы всеобщий порядок и прогресс.

 Конт был одним из первых  мыслителей, который попытался философские  суждения поставить на фундамент  эмпирических фактов. Он предложил  метод, с помощью которого можно  соединить абстрактную теорию  общества и проверенные факты о поведении людей. Основная идея Конта – отделение “науки”  от “методики” и теологии. По его мнению, истинная наука должна отказываться от неразрешимых вопросов, т.е. таких, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть не опираясь на факты. Конт настаивал на исследовании взаимосвязей факторов, их функционирования в рамках больших целостностей, систем. Высшим видом систем он считал общество, человечество.

 Конт выступил, таким образом  основоположником  позитивизма. Суть его позитивизма  сводилась к трем основным положениям:

  1. социология должна просто суммировать общие выводы частных наук;
  2. общественные явления можно объяснить с точки зрения структуры, а не человеческих мотивов и поступков;

3) исходя из позитивистской философии, социология, по мнению Конта, может быть научной в той же мере, что и физика. Позитивистская теория сводила социальное к природному.                      

 Ныне позитивизм имеет множество  оттенков и направлений. Но все  они, как, например, организмические теории, отрицают какое бы то ни было существенное различие между социальными и биологическими процессами.

Функции социологии Конт ограничивал задачами наблюдения фактов и процессов общественной жизни, их описания и систематизацей, принципиально отвергая философское осмысление как “схоластику” и “метафизику”. Наука, по его мнению, не объясняет, а лишь описывает явления и отвечает не на вопрос «почему», а на вопрос «как». Последовательное развитие этого тезиса ведет к феноменализму. Под последним понимается субъективно-идеалистическое учение, согласно которому познание имеет дело не с объектами материального мира, существующими независимо от сознания, а лишь с совокупностью элементарных чувственных компонентов (ощущений, «чувственных данных», сенсибилий и т.п.)

 В социологию Конт включил  все, что относилось к обществу  и социальной жизни. Такой подход  к социологии сохранялся вплоть до конца прошлого века. (Социологические идеи О. Конта специально  рассмотрим во второй лекции настоящего пособия).

 Другой, более узкий, подход  к социологической науке был  предложен уже в нашем столетии. Это сделал Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917), французский философ, основатель социологической школы, издатель журнала “Социологический ежегодник”.

 С этого времени социология  стала трактоваться как наука, изучающая только социальные отношения, социальные явления и процессы, т.е. самостоятельная дисциплина, стоящая в ряду других социально-гуманитарных наук – философии, экономики, истории, педагогики, психологии и др.

Предмет и объект науки. Здесь необходимо отметить, что среди социологов не было и до сих пор нет единства в понимании предмета и объекта социологии. В данной лекции в самых общих чертах сформулирую свое отношение к предмету и объекту социологии.

Известно, что предмет науки характеризует существенные свойства и признаки объекта, выражающие его целостность и качественную определенность. Объектом социологического познания является человеческое общество, его социальные группы, общности и личность как носительница социального, а предметом – те отношения, которые проявляются в социальной деятельности людей. Специфика социологии состоит в том, что каждое проявление человеческой жизнедеятельности она изучает в его социальном контексте, во взаимосвязи со всем общественным организмом как целостной системой, во взаимодействии различных сторон бытия, сознания, экономики, политики и т.п.

 Социальные объекты характеризуются двумя модусами существования – идеальным и реальным. В пространстве идеального они представлены идеями, побуждениями и понятиями людей, в том числе научными. В реальном же пространстве они существуют в форме объективных ценностей, способностей, предметных действий  - всего того, что можно непосредственно воспринимать и наблюдать в поведении людей. По мнению известного социолога Э.М. Андреева, специфика социологического знания выражается в изучении взаимопереходов объективного и субъективного в общественной жизнедеятельности, ее осуществление на микро- и макроуровнях. Системный подход в социологии можно выразить следующей условной схемой:

 

 

Макроуровень

объективное

 

 

 

 

субъективное

Микроуровень


 

Приведенную схему целесообразно дополнить еще одним - мезоуровнем (промежуточный или средний уровень). Этот уровень  плодотворно исследует достаточно большой отряд социологов.                                                        

Категории социологии. Категория – это предельно широкое фундаментальное понятие, отражающее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и ее познания. Язык категорий  - это язык науки. В ходе ее развития одни понятия появляются, другие исчезают или наполняются новым содержанием. Свой понятийный язык имеет и социология.

 Какая категория главная  в социологии, является ее ядром?

 В ответе на этот вопрос  среди ученых нет единства.

 Одни считают такой категорией  “общество”; другие – “гражданское  общество”; третьи - “социальную систему” или “социальную структуру”; четвертые - “социальную группу”; пятые - “социальные отношения” и т.д.

 Хотя категория “общество”  и важна ,но слишком широка  и абстрактна. Она не способна  отразить специфичность социологии  и предмет социологии пришлось  бы толковать расширительно. На наш взгляд, удачней категория “социальное”.

Что такое “социальное”?

 В обыденном сознании это  понятие часто отожествляется  с понятием “общественное”. В  социально-экономических и гуманитарных  науках “социальное” входит  в “общественное”, т.е. является важной его составляющей, наряду с “политическим”, “экономическим”, “идеологическим” и т.д.

 Е.А. Ануфриев “социальное”  рассматривает в связке с понятием  “политическое”.  Если общество  схематически представить в виде  пирамиды, вершина которой - власть, а основание  - народ, то политические проблемы будут относиться к вертикальным связующим линиям, импульсам, идущим сверху вниз-от власти к народу, и снизу вверх - от народа к власти. Исходя из этого, резонно предположить, считает Е.А. Ануфриев, что понятие “социальное” характеризует горизонтальные связи между людьми в процессе их многообразной деятельности.

 Связи – это определенные  взаимодействия, обмен деятельностью  по определенным поводам. Такие  взаимодействия называются общественными  отношениями. Эти отношения существуют объективно как внешняя данность для отдельного человека независимо от того, участвует ли он в этих отношениях или нет. Важно подчеркнуть, что независимо от своих намерений человек не может выключаться из системы этих отношений, поскольку он живет в государственно-организованном обществе, живет совместно с другими людьми (см.: Политология в вопросах и ответах: Учеб. пособие. М.,1994. С.109 – 111).

 Несколько иную интерпретацию  социального дает В.Г. Харчева. “Социальное”  она рассматривает в трех основных смыслах:

  1. свойство, имманентно (внутренне) присущее личности и общностям, формирующееся в результате процессов социализации и интеграции человека в общество, в общественные отношения;
  2. отражает содержание и характер взаимодействий между субъектами (индивидами, группами, общностями) как результат выполнения человеком определенных социальных ролей, которые он берет на себя, становясь членом в общности;
  3. продукт взаимодействия субъектов, который выражен в культуре, оценках, образе жизни людей (см.: Харчева В. Основы социологии. М.,1997. С.27).    

“Социальное”, по мнению современных английских социологов, может изучаться на любом уровне (например, на уровне взаимодействия двух индивидов, на уровне социальных групп, крупных организаций или общества в целом). (См.: Аберкомби Н. И др. Социологический словарь / Пер. с англ.; Под ред. С.А. Ерофеева. Казань, 1997. С. 197.)

 При этом “социальное” должно  рассматриваться не как форма  нивелирования личности, а как  условие ее действительного самовыражения.

 От категории “социальное”  исходит огромное число других  фундаментальных категорий социологии, которыми она оперирует. Среди  них “социальные отношения”, “социальная  система”, “социальная структура”, “социальные институты”, “социальные  общности”, “социальные группы”, “социальные нормы”, “социальные ценности”, “социальные роли”, “социальные законы” и др.

 Многие факты, явления и процессы  в социологии рассматриваются  посредством такого понятия, как  “социальные отношения”.

 Социальные отношения – относительно самостоятельный, специфичный вид общественных отношений, выражающий деятельность социальных субъектов по поводу их неодинакового положения в обществе и роли в общественной жизни. К ним относятся межличностные, межклассовые, межнациональные и другие отношения.

 В зависимости от своеобразия  социальных объектов они подразделяются  на

 cоциально–групповые (классы, социальные слои, группы);

 социально-демографические (мужчины, женщины, дети, молодежь, пенсионеры и др.);

 социально-этнические (нации, народности, национальные и этнографические группы и др.);

 социально-профессиональные (трудовые коллективы, профессиональные объединения);

 межличностные (личности).   

 Еще более многообразны социальные  отношения по своему содержанию, т.е. по тем целям и ценностным ориентациям, которыми руководствуются в своих взаимоотношениях социальные субъекты (богатство, власть, статус, знание и т.д.).

 Законы социологии. Под законом обычно понимается существенная связь или существенное отношение, обладающее всеобщностью, необходимостью и повторяемостью при данных условиях.

 Социальные закон – объективная, устойчивая и повторяющаяся причинная связь между социальными явлениями, процессами, сторонами общественной жизни, возникающая, проявляющаяся и реализующаяся благодаря массовой деятельности людей и через деятельность людей. Он определяет отношения между различными индивидами и общностями, проявляясь в их деятельности. Это отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и социальными группами (профессиональными, поселенческими - городские, сельские), а также между обществом и социальным институтом и организацией, обществом и семьей, обществом и личностью. Социология изучает законы движения человеческих интересов, потребностей, духовных побуждений.

 Законы можно классифицировать по разным основаниям.

 Законы отличаются по степени их действия. Общие законы действуют во всех социальных системах. Есть законы, определяющие развитие отдельных элементов социальной сферы: классов, социальных групп (профессиональных, поселенческих и др.), нации и т.д.

 Можно подразделить законы по способу их проявления на статические и динамические. Статические законы проявляются не в виде жесткой, однозначной детерминации протекания описываемого процесса или явления, а только в виде определенной направленности, тенденции его изменения, результаты которого могут быть определены лишь с той или иной степенью вероятности. Динамические законы в отличие от статических устанавливают жесткую детерминирующую связь между объектами или их состояниями и позволяют однозначно описывать протекание процессов, в частности, строгого математического исчисления. Но уже в XIX в. наука обнаружила, что сфера динамических законов ограничена. Социальные системы и процессы не подчиняются столь жесткой детерминации. Общественные процессы подчинены только средневероятностным законам, являющимся законами–тенденциями, не позволяющими  однозначно  определить ход событии. В этой связи правы ученые, считающие, что в социологии пора отказаться от претензий на открытие социальных законов, а следует прийти к более точной формулировке: мы изучаем тенденции развития, т.е. вероятностный характер социальных явлений.

Информация о работе Социология как наука