Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 18:45, лекция

Краткое описание

1. Научный статус социологии: ее объект, предмет, законы и категории.
2. Функции социологии и уровни социологического знания.
3. Социология в системе гуманитарных и социально-экономических наук.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция 1 Социология как наука.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

                         

 

  1. Функции социологии и уровни социологического знания

 

 Функция есть одна из форм  проявления сущности или проявление одной из сторон сущности. Выделяя функции, мы  тем самым раскрываем содержание того или иного явления.

 Основные функции социологии:

  1. теоретико-познавательная. Обеспечивает развитие фундаментальной науки, опираясь на знание о социальных процессах и закономерностях общественного развития. Социологические исследования позволяют адекватно оценивать складывающиеся в обществе ситуации и результаты социальных (политических) инициатив, являются средством осознания и самопознания ценностных нормативов, присущих различным регионам, группам населения, этносам и т.д.;
  2. прикладная, т.е. практически  преобразовательная.  Осуществляется посредством участия в разработке и обосновании социальной политики на самых различных уровнях общества. Это стимулирует создание различных социальных служб, расширение социальной статистики, развитие социотехнических функций социологии;
  3. прогностическая Призвана сформировать у людей ориентацию на перспективу. Результаты социологических исследований являются базой для принятия управленческих решений, для прогнозирования процессов;
  4. идейно-воспитательная. Находит свое выражение в той роли, какую играют социологические исследования и их результаты в воспитательной работе;
  5. социология, по замечанию известного немецкого социолога М.Вебера, начинается там, где обнаруживается, что “экономический человек” – слишком упрощенная модель человека. Социология помогает преодолеть одностороннее представление о человеке.

 Как отмечалось ранее, среди  современных социологов нет единства  в определении предмета социологии, а потому нет единства в трактовке самой науки социологии. Одни понимают под ней науку, анализирующую структуры социальных отношений, которые складываются в ходе социального взаимодействия (см., например: Аберкомби Н. и др. Социологический словарь. С.304 ).

“Социология, - утверждает современный французский социолог          Р.Арон, - есть исследование, претендующее на научный подход к социальному как таковому либо на элементарном уровне межличностных отношений, либо на макроуровне больших совокупностей, классов, наций, цивилизаций, или используя ходячее выражение глобальных обществ” (Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 24). В.Г. Харчева считает, что социология – это наука о социальном мире, социальных взаимодействиях личности (см.: Харчева В. Основы социологии. С.5). Н.Смелзер социологию определяет как “…научное изучение общества и общественных отношений” (Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М.: Феникс,1994. С.659). Э.Гидденс считает, что “социология изучает человеческие группы и общество. Социология – одна из группы социальных наук, которые включают также антропологию, экономику, политическую науку и “человеческую” географию. Между ними нет четкой дифференциации. Каждая из них вносит определенный вклад в анализ современного мира. Все они разделяют определенный уровень общих интересов, концепций и методов” (Гидденс Э. Социология: Учебник 90 – годов (реферированное издание). Челябинск, 1990. С.263).

 Украинские ученые определяют  социологию как науку “…о  законах и формах социальной жизни людей. Она  изучает общество на всех уровнях его организации: социальном, формационном, общинно-групповом, вплоть до малых социальных групп,… законах и формах социальной (общественной) жизни людей в ее конкретных проявлениях: различных по сложности социальных системах, общностях, институтах, процессах” (см.: Социологический справочник. Киев, 1990. С.64, 104).

 Несмотря на кажущееся разнообразие  определений “социологии”, всех  их объединяет главное: социология  изучает социальные факты, явления и процессы в их развитии. Социолог исследует проблемы экономики, политики, образования, демографии, психологии и т.д. через призму интересов людей как общественных существ, их мотивов и ожиданий.

Уровни социологического знания. Любая наука, достигшая известной степени зрелости, дифференцирована и состоит из ряда отраслей или отдельных научных дисциплин. Так обстоит дело и в социологии.

 В научной литературе, как  правило, выделяют социологические  знания и теории различного  уровня:

  1. высший - социологию общества в целом или социологию глобальных обществ;
  2. средний – социологию различных сфер жизнедеятельности людей или специальные (отраслевые) социологические теории, (например, социология труда, социология семьи, социология культуры, этносоциология, экономическая социология, социология образования и воспитания и др.);
  3. низший – конкретно-социологические исследования. Есть и другие подходы к классификации социологии. Порой социологию подразделяют на фундаментальную (теоретическую) и прикладную (эмпирическую). Понятно, что любое деление социологического знания достаточно условно, ибо любое из них прямо или косвенно вносит вклад в решение как научных, так и практических задач.

 Интересный подход к выделению  уровней социологического знания  предложил известный американский социолог русского происхождения П.А.Сорокин (1889-1968). Всю социологию он подразделил на четыре главных отдела.

 Первый отдел социологии составляет общее учение об обществе. Сюда входит определение общества как социального явления, описание его черт, анализ процесса взаимодействия, формулировка основных социальных законов; сюда же отнесены и история самой социологии, характеристика современных социальных направлений и учений о методах социологии.  

 Второй отдел социологии образует социальная механика. Задачей этого отдела, наиболее важного из всех остальных, служит изучение закономерностей, проявляющихся в общественных явлениях.

 Социальная механика – как  часть социологии-ставит своей задачей

а) разложить сложные общественные явления на простейшие элементы;

б) изучить свойств этих элементов, тех эффектов, которые они вызывают в поведении людей в общественной жизни;

в) в конечном итоге понять весь механизм общественной жизни, раскрыть ее тайны, сделать непонятное понятным, сложное простым, случайное закономерным.

 Третьим отделом социологии он считал социальную генетику. Ее содержанием является

1) учение о происхождении и развитии  общества и общественных институтов (языка, семьи, религии, хозяйства, права, искусства и т.д.);

2) учение об основных исторических тенденциях, проявляющихся с поступательным ходом истории в развитии общества и общественных институтов.

 Четвертым отделом социологии является социальная политика. Этот отдел по своему характеру и целям является чисто практическим, прикладным. Его задача - формулировка (разработка) рецептов, указание средств, пользуясь которыми, можно достичь улучшения общественной жизни и человека. Иначе, социальную политику можно называть социальной медициной или учением о счастье.

 Итак, социология – наука об обществе. Она исследует общие и специфические социальные законы развития и функционирования исторических определенных социальных систем. Это наука о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, общностей, классов, народов.

 

 

3. Социология в системе  гуманитарных и социально-экономических  наук

 

На первом этапе своего становления социология формировалась как междисциплинарная наука. Она базировалась на данных биологии, психологии, этики, философии, истории, экономики и др. Исторически наиболее тесная связь социологии сложилась с философией. Философия – это наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Она вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека. Разграничение философии и социологии и сегодня представляет собой дискуссионный вопрос. Философия рассматривает историю общества преимущественно на абстрактном уровне, тогда как социология - наука преимущественно прикладного характера. Ближе к социологии стоит социальная философия. Она стремиться познать смысл и цель человеческого бытия, те законы, на которых основываются реальные взаимодействия людей в обществе.

 Социальная философия дала  толчок развитию социологии как  науки.

 Для социологии, в отличие, например, от политической экономии, права  и т.д., нет специально отведенной  области, она не изучает какие-либо  специфические, присущие лишь конкретной сфере общественной жизни явления. Для социологического знания характерно стремление постичь природу социальных связей между людьми, по какому поводу они бы ни возникали.

 Между социологией и другими  гуманитарными и социально-экономическими науками невозможно провести четкую границу. Главная причина в том, что все они изучают общество. Вместе с тем в научном знании усиливается специализация, на стыках двух и более пограничных наук появляются “стыковые”, пограничные отрасли социологии. Таких социологий насчитывается несколько десятков.  Результатом углубляющейся специализации социологии явилось образование в ее составе таких относительно самостоятельных отраслей, как социология индустриального труда, социология города, деревни, семьи, культуры, образования, науки, общественного мнения, этносоциология. В социологии наряду с теоретическими широко используются эмпирические методы.

 Все это позволяет социологии  сочетать широту подхода и  конкретность анализа реальности, доказательность, аргументированность  в познании реальных социальных явлений.

 Вместе с тем было бы  неверно не видеть существенных  трудностей в развитии социологии. Как и большинство обществоведческих  дисциплин, социология испытывает  глубокий кризис. На многие острейшие  вопросы социального развития социологическая теория сегодня не в состоянии дать удовлетворительных ответов.

Социологии так и не удалось, как это предполагали ее основатели, стать центральной, универсальной наукой об обществе. В условиях кризиса западной цивилизации ей не удалось разработать и предложить более продуктивные модели социального развития. Представители этой науки оказались несостоятельными и в прогнозировании наиболее значимых общественных явлений и процессов, происшедших на  Земле за последние десятилетия. Наконец, до сих пор нет единства в определении предмета социологии. Много неясного и спорного в понимании основных терминов социологии - ”общество”, “социальное”.

Тем не менее это не дает достаточных веских оснований утверждать, что социология теряет статус науки об обществе и социальных явлениях и процессах, протекающих в нем.

Истинное положение социологии в современном обществе невозможно понять вне контекста взаимодействия ее с другими науками. Социологическое теоретическое знание и мышление все активнее проникают в содержание пограничных научных дисциплин. Ярким проявлением этого процесса является возникновение нескольких десятков так называемых социологий  “среднего уровня”. И количество их растет.  Не случайно проблематика социологии большей частью требует комплексных исследований, интенсивных междисциплинарных связей с другими общественными и гуманитарными науками. В кооперации с ними социология призвана обеспечить теоретический фундамент для широкомасштабных социальных проектов, обоснованных управленческих решений, а также их научной экспертизы.

Далее. Многие социально-экономические и гуманитарные науки заимствуют у социологии ее методы исследования. За счет этого происходит как бы “размывание” теоретической базы социологии, что также создает впечатление снижения роли социологического знания в обществе. Естественно, что сама социология обогащается за счет других отраслей и сфер научного знания. Все это требует нового, более глубокого и всестороннего осмысления роли и места социологии в общественном развитии, углубления ее научных основ и практической направленности.

 

 

Библиографический список

 

 Восильев В.П. Социальное развитие современной России и социологии // Социс. 1998. №5.

 Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Добренькова. М.,1998.

 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение/ Пер. с франц.; Сост., послесл. и примеч. А.Б.Гофман. М.,1995.

 Гидденс Э. Социология: Учебник 90-х гг. (реферированное издание). Челябинск,1991.

Капитонов Э.А. Социология ХХ века. Ростов н/Д, 1996.

 Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы  и темы: Курс лекций для высших  учебных заведений. М.,1997.

 Илле М.Е. К вопросу о предмете  социологии // Социально-политический  журнал. 1994. №11-12.

 Иноземцев В.Л. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии? // Вопросы философии. 1998.№9.

 Комаров М.С. Введение в социологию. М.,1994.

 Смелзер Н. Социология. М.,1994.

 Сорокин П.А. Социология как  наука / Сорокин П.А.. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.

Социология в современной России (интервью с В.А. Ядовым) // Социс. 1996. № 12.

 Социология: Учебник для высших  учебных заведений / Г.В.Осипов, А.В.Кабыща, М.Р.Тульчинский и др. М.,1995.

 Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений.   2-е изд., перераб. и дополн. М.,1996.

 Ядов В.А. Настоящие и будущее  теоретической социологии в России // Социс. 1995.№11.

   

 

    

 

                               

 

 

 

 

 

               


Информация о работе Социология как наука