Основные подсистемы общества:
- Экономическая – это деятельность субъектов общественных отношений по производству, распределению и потреблению результатов труда;
- Политическая – это деятельность субъектов общественных отношений по обеспечению согласия между членами общества и регулированию ее состояния. Основанием подсистемы выступают властные отношений, которые контролируют соблюдение политических интересов;
- Социальная – это деятельность субъектов общественных отношений, направленная на удовлетворение личностных потребностей индивидов. В рассмотрении данной подсистемы выделяют 2 подхода:
- Совокупность организаций, учреждений, отвечающих за благосостояние всех слоев населения;
- Совокупность социальных организаций и учреждений социальной защиты, отвечающих за социальное обеспечение незащищенных слоев населения.
- Духовная – деятельность субъектов общественных отношений по производству, потреблению и передаче духовных ценностей. Главными функциями являются:
- Добыча знаний, их передача и формирование нематериальных ценностей.
Типологии обществ.
В процессе развития социологических
знаний сложилось множество подходов
и классификаций существующих обществ.
Самую первую типологию обществ
предложили Платон и Аристотель, согласно
которой все общества можно разделить
по формам государственного устройства.
На сегодняшний день в ключе классификаций
Платона и Аристотеля выделяют тоталитарные,
демократические и авторитарные
общества.
В рамках марксизма основой для
классификации обществ является
способ производства материальных благ.
И на этом основании Маркс выделяет
6 типов обществ:
- Первобытнообщинное общество, которое характеризуется примитивно присваемым способом производства;
- Азиатское общество – оно отличается особым видом коллективной собственности на землю;
- Рабовладельческое общество. Его специфической чертой является собственность на людей;
- Феодальное общество основывается на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян;
- Буржуазное общество. В нем происходит переход от сельского хозяйства к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда;
- Коммунистическое общество возникает в результате установления равного отношения всех собственностей наследства путем ликвидации собственнических отношений.
Однако же ведущее место в
социологии занимает классификация
общества на традиционное, индустриальное
и постиндустриальное.
Традиционное общество – это
общество с аграрным укладом, малоподвижными
структурами и способом социокультурной
регуляции, основанный на традиции. Поведение
индивидов в таком обществе основывается
исключительно на обычаях, на нормах традиционного
поведения, на устоявшихся социальных
институтах. Любые преобразования в таком
обществе невозможны.
Индустриальное общество. Этот термин
впервые ввел в 18 веке Анри Сен-Симон.
В основе теории индустриального
общества лежит идея о том, что
в результате промышленной революции
происходит трансформация традиционного
общества в индустриальное. Для индустриального
общества характерны следующие черты:
- Развитая сложная система разделения труда;
- Механизация, автоматизация производства и управления;
- Массовое производство товаров на широкие нужды;
- Высокая развитость средств коммуникации и транспорта;
- Рост урбанизации и социальной мобильности;
- Увеличение доходов на душу населения;
- Формирование гражданского общества.
Постиндустриальное общество. В 60е
годы 20 века в социологии формируется
теория постиндустриального (информационного)
общества. Авторами данной теории считаются
Дэниэл Бэлл, Юрген Хабермас. Основными
чертами этого общества являются:
- Глобальный характер информации;
- Рост возможностей сбора, обработки, хранения, передачи информации;
- Рост влияния информации на различные сферы деятельности;
- Расширение демократии и децентрализации общества.
Формационный и цивилизационный
подходы к изучению развития общества
Общественное развитие –
сложный процесс, поэтому его
осмысление привело к возникновению
различных подходов, теорий, так
или иначе объясняющих историю
возникновения и развития общества.
Существует два основных подхода
к развитию общества: формационный
и цивилизационный.
1. Формационный
подход к развитию общества.
Согласно формационному
подходу, представителями которого
были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин
и др., общество в своём развитии
проходит через определённые, сменяющие
друг друга этапы – общественно-экономические
формации – первобытнообщинную, рабовладельческую,
феодальную, капиталистическую и
коммунистическую. Общественно-экономическая
формация – это исторический тип общества,
основанный на определённом способе производства. Способ производства включает
в себя производительные силы и производственные
отношения. К производительным
силам относятся средства производства
и люди с их знаниями и практическим опытом
в сфере экономики. Средства производства,
в свою очередь, включают в себя предметы труда
(то, что обрабатывается в процессе труда
– земля, сырьё, материалы) и средства труда
(то, с помощью чего обрабатываются предметы
труда – инструменты, оборудование, техника,
производственные помещения). Производственные
отношения – это отношения, которые
возникают в процессе производства и зависят
от формы собственности на средства производства.
В чём же выражается зависимость
производственных отношений от формы
собственности на средства производства?
Возьмём для примера первобытное
общество. Средства производства там
являлись общей собственностью, поэтому
и трудились все сообща, а результаты
труда принадлежали всем и распределялись
поровну. Напротив, в капиталистическом
обществе средства производства (земля,
предприятия) находятся в собственности
частных лиц - капиталистов, поэтому
и производственные отношения другие.
Капиталист нанимает рабочих. Они производят
продукцию, но распоряжается ею тот
самый владелец средств производства.
Рабочие только получают зарплату за
свой труд.
Как же идёт развитие общества
согласно формационному подходу? Дело
в том, что существует закономерность:
производительные силы развиваются
быстрее, чем производственные отношения.
Совершенствуются средства труда, знания
и навыки человека, занятого в производстве.
Со временем возникает противоречие:
старые производственные отношения
начинают сдерживать развитие новых
производительных сил. Для того чтобы
производительные силы имели возможность
развиваться дальше, необходима замена
старых производственных отношений
новыми. Когда это происходит, меняется
и общественно-экономическая формация.
Например, при феодальной
общественно-экономической формации
(феодализме) производственные отношения
следующие. Основное средство производство
– земля – принадлежит феодалу.
Крестьяне за пользование землёю
выполняют повинности. Кроме того,
они лично зависят от феодала,
а в ряде стран были прикреплены
к земле и не могли уйти от своего
господина. Тем временем общество развивается.
Совершенствуется техника, зарождается
промышленность. Однако развитие промышленности
сдерживается практически отсутствием
свободных рабочих рук (крестьяне
зависят от феодала и не могут
уйти от него). Низка покупательная
способность населения (в основном
население состоит из крестьян, у
которых нет денег и соответственно
возможности приобретать различные
товары), а значит, нет большого смысла
увеличивать промышленное производство.
Получается, что для развития промышленности
необходимо заменить старые производственные
отношения новыми. Крестьяне должны
стать свободными. Тогда у них
появится возможность выбора: или
по-прежнему заниматься сельскохозяйственным
трудом или, например, в случае разорения,
наняться на работу на промышленное предприятие.
Земля должна стать частной собственностью
крестьян. Это позволит им распоряжаться
результатами своего труда, продавать
произведённую продукцию, а на полученные
деньги приобретать промышленные товары.
Производственные отношения, при которых
существует частная собственность
на средства производства и результаты
труда, используется наёмный труд –
это уже капиталистические производственные
отношения. Они могут установиться
либо в ходе реформ, либо в результате
революции. Так на смену феодальной
приходит капиталистическая общественно-экономическая
формация (капитализм).
Как отмечалось выше, формационный
подход исходит из того, что развитие
общества, различных стран и народов
идёт по определённым ступеням: первобытнообщинный
строй, рабовладельческий строй, феодализм,
капитализм и коммунизм. В основе
этого процесса лежат изменения,
происходящие в сфере производства.
Сторонники формационного подхода
считают, что ведущую роль в общественном
развитии играют исторические закономерности,
объективные законы, в рамках которых
и действует человек. Общество неуклонно
движется по пути прогресса, поскольку
каждая последующая общественно-экономическая
формация прогрессивнее предыдущей.
Прогресс же связан с совершенствованием
производительных сил и производственных
отношений.
У формационного подхода
есть свои недостатки. Как показывает
история, далеко не все страны вписываются
в ту “стройную” схему, которую
предложили сторонники этого подхода.
Например, во многих странах не было
рабовладельческой общественно-экономической
формации. А что касается стран
Востока, то их историческое развитие
вообще было своеобразным (для решения
этого противоречия К. Маркс придумал
понятие “азиатский способ производства”).
Кроме того, как мы видим, формационный
подход под все сложные общественные процессы
подводит экономическую основу, что не
всегда корректно, а также отодвигает
роль человеческого фактора в истории
на второй план, отдавая приоритет объективным
законам.
2. Цивилизационный
подход к развитию общества.
Слово “цивилизация” происходит
от латинского “civis”, что означает “городской,
государственный, гражданский”. Уже в
античные времена оно противопоставлялось
понятию “silvaticus” – “лесной, дикий, грубый”.
В дальнейшем понятие “цивилизация”
приобрело различные значения, возникло
множество теорий цивилизации. В эпоху
Просвещения под цивилизацией стали понимать
высокоразвитое общество, имеющее письменность
и города.
На сегодня существует
около 200 определений этого понятия.
Например, Арнольд Тойнби (1889 – 1975),
сторонник теории локальных цивилизаций,
называл цивилизацией устойчивую общность
людей, объединённых духовными традициями,
сходным образом жизни, географическими,
историческими рамками. А Освальд
Шпенглер (1880 – 1936), основоположник культурологического
подхода к историческому процессу,
считал, что цивилизация – это
высший уровень, завершающий период
развития культуры, предшествующий её
смерти. Одно из современных определений
этого понятия такое: цивилизация
– это совокупность материальных и духовных
достижений общества.
Существуют различные
теории цивилизации. Среди них можно
выделить две основные разновидности.
Теории стадиального
развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин,
У. Ростоу, О. Тофлер и др.) рассматривают
цивилизацию как единый процесс прогрессивного
развития человечества, в котором выделяются
определённые этапы (стадии). Этот процесс
начался в глубокой древности, когда человечество
перешло от первобытности к цивилизованности.
Он продолжается и в наши дни. За это время
произошли большие общественные изменения,
которые затронули социально-экономические,
политические отношения, культурную сферу.
Так, видный американский социолог,
экономист, историк ХХ века Уолт Уитмен Ростоу
создал теорию стадий экономического
роста. Таких стадий он выделял пять:
- Традиционное общество. Существуют аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников.
- Переходящее общество. Растёт сельскохозяйственное производство, появляется новый вид деятельности – предпринимательство и соответствующий ему новый тип предприимчивых людей. Складываются централизованные государства, усиливается национальное самосознание. Таким образом, созревают предпосылки для перехода общества на новую ступень развития.
- Стадия “сдвига”. Происходят промышленные революции, за которыми следуют социально-экономические и политические преобразования.
- Стадия “зрелости”. Идёт научно-техническая революция, растёт значение городов и численность городского населения.
- Эра “высокого массового потребления”. Наблюдается значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики.
Теории локальных (локальный
с лат. – “местный”) цивилизаций (Н.Я.
Данилевский, А. Тойнби) исходят из того,
что существуют отдельные цивилизации,
большие исторические общности, которые
занимают определённую территорию и имеют
свои особенности социально-экономического,
политического и культурного развития.
Локальные цивилизации –
это своего рода элементы, составляющие
общий поток истории. Они могут
совпадать с границами государства
(китайская цивилизация), а могут
включать в себя несколько государств
(западноевропейская цивилизация). Локальные
цивилизации представляют собой
сложные системы, в которых взаимодействуют
друг с другом разные компоненты: географическая
среда, экономика, политическое устройство,
законодательство, религия, философия,
литература, искусство, быт людей и т.д.
Каждый из этих компонентов несёт на себе
печать своеобразия той или иной локальной
цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво.
Конечно, с течением времени цивилизации
меняются, испытывают внешние воздействия,
но остаётся некая основа, “ядро”, благодаря
которому одна цивилизация всё равно отличается
от другой.