Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:01, лекция
Социология как общественная наука дает нам гуманитарные знания – знания об отношениях человека и общества. Потребность в них появляется тогда, когда люди начинают осознавать, что большинство социальных проблем, например, равенства и неравенства, справедливости и несправедливости, мира и войны, упираются в характер отношений между людьми, в их способность и умение жить в сообществе, разделять общие принципы и нормы и руководствоваться ими в повседневной жизни.
Социологическая мысль уходит своими корнями в древние времена.
Каждое научное направление может по-разному определять один и тот же объект анализа, выделять в нем разные предметные области, отсюда многообразие понятий. Примером может служить тот факт, что в философии существует 60 определений личности и 400 определений культуры.
Ядро всякой науки составляют ее законы. Закон есть отражение существенных, устойчивых и необходимых связей как внутри какого-то процесса, системы или явления, так и между ними. Законы выражаются, как правило, в категориях. Так возникает у каждой науки собственный язык. Когда специалисты говорят на своем языке, то человек непосвященный, непрофессионал вряд ли их поймет. Видимо, так родилась шутка, что наука – это когда о понятных вещах, явлениях говорят непонятным языком.
Социальная жизнь имеет свои особенности в регулировании поведения людей, так как человек не обладает инстинктами, подобными тем, которые направляют поведение низших животных. Древние сказали: «человек – это социальное (общественное) животное», поэтому он сильнее зависит от социальной организации, чем любой другой вид живых существ. Этим обусловлена выработка социальных форм поведения, оказывающих определяющее влияние на человеческие действия.
Однако при формировании личных целей и выборе моделей поведения каждый живущий в обществе человек подвергается воздействию не только окружающих его личностей, групп, общностей, но и результатов их прошлой деятельности (системы ценностей, норм, правил, правовых законов, предметов материальной культуры), а также окружающей среды (климатических условий и природных явлений). Деятельность человека нередко определяется его характером, генетически заданными возможностями и качествами личности, приобретенными в процессе социализации. В конечном итоге, поведение людей, контролируемое группой и обществом в целом, становится более стандартизированным. Это обусловливает повторяемость моделей поведения человека, а также предсказуемость его действий и стремлений, которая растет по мере усложнения структуры общества и появления новых способов контроля деятельности людей. Таким образом, поведение и деятельность членов общества подвергаются действию объективных социальных законов, не зависящих от сознания людей.
Социальным законом, по определению Г.В. Осипова, являются «относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и профессиональными группами, а также между обществом и социальной организацией, обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью, городом и деревней, социальной организацией и личностью и т.д.».
Существуют общие и
Как и все научные законы, социальные законы обладают следующими основными признаками:
Например, основной фактор определяет место работы, человека, размер вознаграждения. Но в реальной жизни этот социальный закон влияет на поведение мужчин молодого возраста и может не влиять на поведение семейной женщины, человека творческой профессии.
При формулировке содержания закона и анализе его действия исследователь должен как можно более полно оговорить условия такого действия. Поэтому утверждение типа «индивиды всегда стремятся образовывать социальные группы» не является социальным законом, поскольку в нем не оговорены условия его действия. В то же время утверждение типа «конструктивный социальный конфликт в организации всегда разрешается после устранения причин его возникновения, если не повлияют внешние (внеорганизационные) факторы и не произойдет перераспределения ресурсов внутри организации» описывает действие социального закона, поскольку его условия четко оговорены, так как в организации невозможно полностью избежать влияния внешних факторов и добиться того, чтобы материальные ресурсы и информация не перемещались внутри организации.
1.4. Понятие социальной реальности и социального факта
Мы неоднократно встречаемся с понятием социальной реальности и полагаем, что социальная реальность есть что-то такое, что можно понять и изучить. Однако в социологии данное понятие еще не получило четкого определения и употребляется в основном как синоним понятий «общественная жизнь», «общество», «социально-историческое бытие» и т.п. Вместе с тем проблема осложняется в силу того, что утверждения «социальная реальность», «социальный мир» принадлежат к разным теоретическим парадигмам. Ученых объединяет только то обстоятельство, что социальный мир человека можно изучить.
В социологии выделяются два доминирующих теоретических направления, специфическим образом объясняющие природу социальной реальности: индивидуалистская (феноменологическая, волюнтаристкая М. Вебера и др.) и позитивистская (дюркгеймовская, структуралистская, функционалистская, бихевиористская и др.). Согласно индивидуалистской позиции, социальная реальность есть результат целенаправленного или осмысленного человеческого поведения. Позитивистское направление, представленное Э. Дюркгеймом, рассматривает социальную реальность как обладающую своей собственной жизнью, внешней и принудительной к индивиду, овеществляющую человеческое сознание.
Австрийский социолог Альфред Щюц (1899-1959), основоположник феноменологической социологии, определяет социальную реальность как «общую сумму объектов и явлений социального мира, каким он представляется обыденному сознанию людей, живущих среди других людей и связанных с ними многообразными отношениями взаимодействия». Таким образом, социальная реальность – это повседневный мир, переживаемый и интерпретируемый действующими в нем людьми, этот мир значений, выступающих в виде типических представлений об объектах этого мира.
Позитивистское направление, наиболее ярко представителем которого был французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917), предлагает интерпретацию данного понятия через призму социального факта. Парадигма социального факта рассматривает социальную реальность как две группы социальных фактов: социальные структуры и социальные институты, акцентируя внимание на природе их взаимодействия. Дюркгейм считал, что социальные факты отличаются специфическими свойствами, их составляют образцы мыслей, действий и чувствований, способные существовать вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой человек вынужден их присваивать, интериоризировать (осваивать).
Что же такое социальный факт? Обычно мир разделяется на три различные группы фактов: биологические, такие как дыхание, питание, сон и т.д.; психологические, такие как эмоции любви, ненависти или восприятия, доставляющие удовольствие, например, от созерцания произведений искусства, и социальные факты, связанные с социальными отношениями и обществом.
Социальный факт – это общественно значимое событие или совокупность однородных событий, характерных для определенной сферы общества или определенных социальных процессов.
В онтологическом смысле к социальным фактам относят любое событие или совокупность событий, имевших место в определенное время при определенных условиях вне зависимости от того, наблюдались ли они исследователем или иными субъектами, не являвшимися участниками данных событий. Поскольку социальные факты становятся достоянием знания только благодаря их регистрации, они признаются достоверными при условии достаточно обоснованного описания, учитывающего всю их целостность и их связи с существенными характеристиками социальной ситуации. В качестве примера можно привести факт самоубийства: человека, решившего покончить с жизнью из-за серьезной болезни, и террориста-смертника.
В качестве социальных фактов могут выступать такие зафиксированные в ходе социологического изучения фрагменты социальной действительности, как:
Научная обоснованность социальных фактов зависит от мировоззренческой позиции исследователя, объективности социологической теории, в понятиях которой измеряются или описываются социальные факты, а также от надежности метода и техники регистрации социологических данных, характеризующих проявление того или иного социального факта.
Рассмотрим пример: мужчина покупает четыре путевки в Турцию, где вся семья из четырех человек проведет двухнедельный отпуск. Психолог пожелал бы выяснить, почему этот мужчина выбрал именно Турцию. Экономист рассмотрел бы, можно ли было бы по-иному потратить деньги. Социолог же заметил бы, что семья состоит из 4-х человек, и задался бы вопросом, каким образом жена и дети могли оказать влияние на решение главы семьи. Как видим, один и тот же факт разные научные дисциплины объясняют по-разному.
Следует согласиться, что социальная реальность создается в процессе социальных взаимодействий субъектов, является результатом их сознания и жизнедеятельности в определенном ограниченном территориальном и временном (историческом) пространстве. Она может фиксироваться в поведении людей, в характере их ценностных ориентации, в формах организации жизни и ролевом поведении. Обобщенным показателем социальной реальности является культура: система ценностей, социальных норм жизни, образцы поведения, язык, характер коммуникаций, традиции и обычаи, материальная культура и т.д.
Так как уровни взаимодействия могут быть различными, то соответственно будут различаться и уровни социальной реальности, социальной жизни. Можно говорить о социальном мире человека, группы, общества, мирового сообщества. Часто различия между этими социальными мирами могут быть полярными. Например, в экономически процветающем обществе могут существовать слои нищих или в высококультурном обществе – люди с очень низким культурным уровнем.
1.5. Структура социологического знания
В социологии выделяются три структуры социологического знания. Первая структура – это макро- и микросоциология. Макросоциологию интересуют крупномасштабные социальные системы и процессы, происходящие в обществе в течение длительного времени. Основное внимание уделяется экономической и политической системам общественного устройства, религиям, партиям, классам, типам семьи и т.п. Макросоциологи изучают взаимосвязи между различными частями общества и динамику их изменений.
Микросоциология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Главный предмет их исследований – поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены.
Вторая структура социологии представлена фундаментальной теоретической и прикладной эмпирической наукой. Фундаментальная теоретическая социология отвечает на вопросы, что познается (определение объекта, предмета науки) и как познается (основные методы социологии). К ней относят теории общесоциологического уровня. Она предполагает получение нового знания, описание, объяснение и понимание процессов социального развития. На фундаментальном уровне осуществляются взаимосвязи с другими науками: философией, историей, психологией, культурологией и др. Концепции этого уровня отличаются высокой степенью абстракции.
Прикладная эмпирическая социология изучает и предлагает способы воздействия на социальную реальность, на социальные общности. Она дает представление о реальных процессах общественного развития, занимается прогнозированием и формированием социальной политики, разработкой рекомендаций для практики социального управления, предусматривает нахождение средств для осуществления социально значимых целей и т.д., т.е. осуществляет практическую реализацию теоретической социологии.
Считают, что развитие
макросоциологии привело к форм
Третья структура состоит из общесоциологических теорий, теорий среднего уровня и конкретных социологических исследований. Общесоциологические теории вырабатывались на основе наблюдений, умозаключений и обобщений различных сторон общественной жизни. Для их построения требуются точные, конкретные данные о социальных фактах, составляющих процесс изменения и структуру общества. Эти данные получают с помощью методов эмпирических исследований (опросов, наблюдений, экспериментов и др.). Собранные эмпирические факты обрабатываются и обобщаются, после чего формулируются первичные теоретические выводы о конкретных явлениях социальной жизни. Общесоциологические теории и эмпирические исследования должны быть неразрывно связаны между собой, так как теоретизирование, не подкрепленное знанием конкретных фактов социальной действительности, становится нежизнеспособным. В то же время эмпирические исследования, не связанные общетеоретическими выводами, не могут объяснить природу большинства социальных явлений.