Социология как наука об обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:01, лекция

Краткое описание

Социология как общественная наука дает нам гуманитарные знания – знания об отношениях человека и общества. Потребность в них появляется тогда, когда люди начинают осознавать, что большинство социальных проблем, например, равенства и неравенства, справедливости и несправедливости, мира и войны, упираются в характер отношений между людьми, в их способность и умение жить в сообществе, разделять общие принципы и нормы и руководствоваться ими в повседневной жизни.
Социологическая мысль уходит своими корнями в древние времена.

Вложенные файлы: 1 файл

Г Л А В А 1.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

В первой трети XX в. резко возросший уровень эмпирических исследований потребовал универсального теоретического аппарата для объяснения получаемых результатов. Однако аппарат общесоциологических теорий не подходил для изучения таких социальных феноменов, как семья, девиантное поведение, управление и т.д. В свою очередь, фундаментальная социология испытывала дефицит в эмпирической информации, так как эмпирические исследования проводились, как правило, в узкопрактических, утилитарных целях. В результате произошел разрыв между общесоциологическими теориями и эмпирическими исследованиями, что стало тормозить развитие социологии и мешать объединению усилий ученых. Выход из этого положения был найден в результате формирования еще одного уровня социологического знания – теорий среднего уровня. Данный термин был введен в научный обиход американским социологом Робертом Мертоном в работе «Социальная теория и социальная структура» (1949). Теории среднего уровня, по мнению Р. Мертона, должны были соединить эмпирические обобщения и теоретические концепции в противовес универсальной теории Т. Парсонса.

В настоящее время  насчитывается ряд теорий среднего уровня, цель которых заключается в том, чтобы обобщать и структурировать эмпирические социологические данные в пределах отдельных отраслей социологического знания (изучение семьи, организации, отклоняющегося поведения, конфликта и т.д.), используя идеи и терминологию, заимствованные из фундаментальных, общесоциологических теорий, а также специфические понятия и определения, сформированные только для данной области социологических исследований (рис. 1.1).

 

 

Общесоцио-логические теории

Изучение социальных структур

Изучение социального развития, процессов интеграции и дезинтеграции

Изучение развития личности

Изучение моделей, методик и  техники социологических исследований



 

 

Социальные институты

 

Социальные общности

 

Социальные процессы

 

Теории среднего уровня

 

Социология семьи

Социология науки 

Социология образования

Социология религии

Социология искусства

Социология труда и  др.

 

Социология малых групп

Социология организации

Социология страт, слоев, классов

Социология толпы

Этносоциология

Феминистская социология и др.

 

Социология конфликтов

Социология города

Социология девиантного  поведения

Социология мобильности  и миграции

Социология социальных движений и др.



 

 

Первичное обобщение  эмпириче-

ских данных

 

Проведение эмпирических социологических исследований в социальных

группах и институтах


 

Рис. 1.1. Уровни социологического знания

 

По мнению социологов, промежуточное положение теорий среднего уровня позволяет им сыграть  роль связующего звена между академической  наукой и эмпирическими данными, полученными в результате изучения конкретных явлений и процессов социальной жизни. Выделение теорий среднего уровня создает целый ряд неоспоримых удобств и преимуществ. Это – возможность создания прочной теоретической базы для исследований конкретных областей человеческой деятельности без использования излишне абстрактного понятийного аппарата фундаментальных теорий, а также тесное взаимодействие с реальной жизнью людей, которая является предметом изучения теорий среднего уровня.

Теории среднего уровня породили достаточно узкую специализацию социологов, которые работают, например, только в области социологии семьи или социологии управления, собирают эмпирические данные, обобщают их и делают теоретические выводы в пределах этих областей социологического знания, поэтому данные теории носят прикладной, или отраслевой, характер. Вместе с тем прикладные теории позволили повысить эффективность фундаментальных исследований, так как социологи получили возможность обобщать теоретические разработки в отдельных отраслях социологии, не обращаясь постоянно к непосредственным эмпирическим данным.

Все теории среднего уровня можно условно разделить на три группы: теории социальных институтов, теории социальных общностей и теории специализированных социальных процессов. Теории социальных институтов исследуют сложные социальные зависимости и отношения; теории социальных общностей рассматривают структурные единицы общества (социальные группы, классы, общности и т.п.); теории специализированных социальных процессов изучают социальные процессы и изменения.

В каждой из групп содержится большое число теорий среднего уровня, которое увеличивается по мере углубления изучения общества и развития социологии как науки. Социологи, исследующие социальные проблемы прикладного характера, разрабатывают специфический понятийный аппарат, проводят эмпирические исследования по своей группе проблем, обобщают полученные данные, делают теоретические обобщения и соединяют эти обобщения в теорию в пределах своей отрасли.

Таким образом, социологическая наука не есть некое однозначное или однородное образование, так как она включает в себя такие уровни знания, как социальная философия, теоретическая социология и конкретно-социологические дисциплины. Хотя на каждом из этих уровней конкретизируются понятие предмета исследования, его целей и задач, социология во всех случаях выступает как научная система, т.е. ее основной целью является получение научного знания об обществе в целом или о его отдельных частях.

 

1.6. Место социологии  в системе общественных наук

Социология, являясь социальной, или  поведенческой, наукой, отличается от естественных наук (биологии, физики и химии), с одной стороны, и от гуманитарных дисциплин (литературы, музыки, искусства), с другой. Все социальные науки – антропология, история, социология, психология, экономика и политическая наука – имеют дело с человеческим поведением. Каждая из них имеет собственный взгляд на вещи, и они отличаются друг от друга.

Из перечисленных наук антропология и социология больше других имеют общую точку приложения сил. Главное различие между ними заключается в том, что антропологи исповедуют исторический подход к образу жизни небольших дописьменных обществ. Их концепции и методы приложимы и к более сложным городским обществам. Бесценный вклад антропологии заключается в понятии «культура». Оно имеет огромное значение для социологии и помогает студентам избежать этноцентризма – привычки жестко мыслить в терминах идей, верований и ценностей собственной группы.

Если антропология помогает нам преодолеть этноцентризм, то история помогает избавиться от техноцентризма – принятия своей собственной страны, своей собственной эпохи и своей собственной биографии в качестве центра социологического осмысления мира или фокуса, к которому привязываются все другие исторические периоды. Значительную часть данных социолог по необходимости черпает из истории. В отличие от социолога историк, имея дело с прошлым поведением и уникальными событиями, не может использовать ту технику исследования, которая применяется в других социальных науках (опрос, анкетирование и т.п.).

Психология также изучает  человеческое поведение, но в ее фокусе находится отдельный индивид. В  социальной психологии – области, расположенной частично в социологии, а частично в психологии – объектом исследования выступает индивид в группе. Одно из центральных понятий этой дисциплины — понятие «Я» («Self»), которое обозначает личность, социализированную человеческой группой.

Политическая наука  имеет дело с тем, как человек  управляет собой. Ее интересуют формальные политические организации и политическое поведение, которое формируется и определяется этими организациями, а также культурными верованиями и философией правительства, наконец, социальной структурой общества в целом. Курс политической социологии имеет дело именно с таким же поведением, но рассмотренным с социологической точки зрения. Экономика изучает то, как человек использует свое окружение для производства, распределения и потребления товаров и услуг.

 

1.7. Функции  социологии

Функции социологии определяются достаточно однозначно, так как в  общем плане они не отличаются от функций любой другой научной дисциплины. Основными функциями являются: гносеологическая, критическая, аксеологическая, прогностическая, праксеологическая и идеологическая.      

Гносеологическая  функция реализуется в системе познавательных средств науки, в качестве которых выступают общие и специальные теории, раскрывающие законы функционирования и развития как общества в целом, так и отдельных его сторон и звеньев. К средствам познания относятся также приемы и методы сбора первичной эмпирической информации, логические и математические приемы обработки этой информации, средства описания  фактов и их объяснения. С гносеологической функцией социологии связана ее критическая функция, так как познание предполагает критическое осмысление уже имеющихся социологических теорий, социологического знания в целом и выработкой на этой основе новых теоретических и методологических парадигм. Критическая функция не обходится без соответствующей оценки изучаемых объектов, поэтому она дополняется аксеологической функцией.

Прогностическая функция реализуется в системе общих суждений, которые описывают возможные состояния и процессы социальной системы в будущем, дают научное прогнозирование социального развития общества и его отдельных  подсистем.

Праксеологическая функция связана с прикладной социологией и реализуется в практических рекомендациях, которые социологи предлагают своим заказчикам. Эти рекомендации служат основой для принятия конкретных управленческих решений, что свидетельствует об активной роли и значимости  социологии в реальной жизни человеческого общества.

Идеологическая  функция связана с тем, что социология как научная дисциплина не может не отражать социальные интересы различных слоев общества, так как они непосредственно входят в предмет этой науки. По этой причине социологические теории различаются не только по моделям структурной организации общества, того или иного объяснения его природы, но и по принципам политической ориентации тех или иных авторов. Следовательно, социология (особенно в ранге своих общих теорий) просто не может выйти за пределы идеологических предпочтений, в какой-то мере она является теоретическим обоснованием соответствующих политических идеалов.

 

 

Вопросы для  самоконтроля

  1. В чем состоит специфика социологического подхода к изучению социальных явлений?
  2. В чем состоит объект и предмет социологии?
  3. Что такое социальная реальность?
  4. Какие социологические категории существуют?
  5. Что такое социальный закон?
  6. В чем состоит отличие социального факта от других видов фактов?
  7. Каковы основные уровни социологической науки?
  8. В чем состоит специфика прикладной социологии?
  9. Каковы причины возникновения теорий среднего уровня?
  10. Каково место социологии в системе общественных наук?
  11. Каковы основные функции социологии?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социология как наука об обществе