Социология как наука об обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 16:25, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время с термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам. Социологические службы парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизни и т. д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Предмет и объект в социологии………………………………………...4-9
Функции социологии………………………………………………….10-11
Заключение………………………………………………………………..12
Список использованных источников……………………………………13

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.docx

— 34.20 Кб (Скачать файл)

 

 

План.

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Предмет и объект в социологии………………………………………...4-9
  3. Функции социологии………………………………………………….10-11
  4. Заключение………………………………………………………………..12
  5. Список использованных источников……………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Социология - молодая наука, которая  активно развивается, в ней появляются все новые направления. Термин "социология" ввел в научный оборот Огюст Конт в работе "Курс позитивной философии" в 1842 г. О. Конт придерживался принципа "порядок и прогресс", который  он понимал по аналогии с физикой  как симметричность и уравновешенность всех структурных элементов общества, а социологию как источник знаний об обществе, которая необходима, прежде всего, для оптимизации отношений  между людьми. О. Конт считал, что  новая наука должна рассматривать  общество как структурный организм, в котором каждую клеточку нужно  исследовать с точки зрения общественного  блага.

В настоящее время с термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни  она, как говорится, у всех «на  слуху». Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических  опросов населения по самым разнообразным  проблемам. Социологические службы парламента, Президента, различных  исследовательских центров изучают  общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг  наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность  уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические  социологические исследования, в  которых определяется состояние  социальной напряженности в коллективах, удовлетворенность населения транспортным обслуживанием, работой различных  организаций, сферы услуг. Все это внешний, лежащий на поверхности уровень социологических исследований, который создает образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных потребностей общества. Но можно ли сказать, что этим исчерпывается предмет и задачи социологии? Что представляет собой социология как наука? С этим как раз нам и необходимо разобраться.

 

          1. Предмет и объект в социологии.

Для того, чтобы наиболее точно определить объект и предмет социологии как науки, следует уточнить общие понятия объекта и предмета. Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него.

Таким образом, объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества.

Объектами социологического познания могут являться:

  • глобальное мировое сообщество;
  • традиционное национальное общество;
  • микрообщество (социальная группа, семья и т.д.);
  • индивид.

Следует подчеркнуть, что социология мало интересуется отдельно взятым индивидом, его поведением, мыслями, чувствами, а если интересуется, то лишь типичными, повторяющимися у всех, или очень  многих. Соответственно эта наука  принципиально и изначально безличностна. В связи с этим некоторые социологи  предлагают именовать отдельно взятого  члена общества даже не индивидом, не личностью, а специальным социологическим  термином, заимствованным из англоязычной социологии, àктор – т.е. тот, кто совершает определенные акты, действия. Этим подчеркивается, что социология подразделяет людей не на личностей, а на типы. Особенно это проявляется в эмпирических социологических исследованиях, носящих преимущественно анонимный характер.

Предмет любого исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, ученые абстрактно выделяют одну или несколько сторон объекта и пытаются изучить их. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения.

   Например, каменное здание, как объект существующей независимо от нас реальности, может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, архитектора - с точки зрения архитектурного стиля и удачного включения в окружающий ландшафт, строителя фундамента - с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, человека, проживающего в здании, - с точки зрения удобства внутренних помещений. Каждый может заинтересоваться и другими сторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет.

Таким образом, в самом объекте  не содержится никакого предмета исследования. По словам Г. Щедровицкого, предмет исследования «может быть выделен как особое содержание посредством практических и познавательных действий с объектом». Выделение предмета исследования путем абстрагирования от других свойств объекта представляет собой необходимый этап в процессе научного познания окружающего нас мира. Целостное изучение объекта исследования не дает возможности охватить все его свойства и особенности. Рано или поздно появляется объективная необходимость сосредоточиться на изучении лишь отдельных его сторон.

Выделение предмета исследования у такого крупного и сложного объекта изучения, как  человеческое общество, стало основой  для выделения и самостоятельного развития ряда наук. Общество и человек  изучаются несколькими группами наук, имеющими сходный предмет исследования.

Так, предметом изучения экономических  наук служат процессы производства материальных благ, их обмена, распределения и  потребления; политические науки имеют  своим предметом крупные общественные процессы, связанные с управлением  и функционированием института  государства, образованием правительств, распределением власти между различными общественными группами; предметом изучения исторических наук являются процессы изменений, происходящих в различных временных промежутках, и проблем, связанных с происхождением отдельных социальных групп или обществ; поведенческие науки (и, прежде всего, психология и социальная психология) выделяют в объекте и изучают различные виды и формы поведения личностей, влияние на поведение психики человека и его социального окружения. Какое же место среди таких наук занимает социология? Каков ее предмет? Как он выделяется из объекта исследования?

Прежде всего, следует сказать, что объектом социологии, как и  многих перечисленных выше наук, является общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между  ними. Наиболее близкими к социологии науками обычно считают антропологию и социальную психологию, что соответствует  действительности. Специалистам трудно разделить предметы, изучаемые этими науками. Прежде всего, нужно определить предмет антропологии. Она занимается, в частности, изучением локальных, простых доиндустриальных культур и обществ (примитивные народы, племена, сообщества древних людей) для определения происхождения и процессов развития человеческого рода и человеческой культуры. Антропология не изучает сложные общества с развитыми индустриальными культурами и институционализированными взаимоотношениями. Что касается социальной психологии, то она изучает мысли, чувства и поведение индивида, обусловленные существованием и поведением других людей, социальными взаимодействиями, влиянием социальных групп. Безусловно, предмет социологии часто совпадает с предметами этих наук, но вместе с тем он обладает рядом существенных отличий.

Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить  общество как структуру, т.е. не как  простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое, состоящее из, определенным образом расположенных, упорядоченных  частей, взаимодействующих между собой в строго определенных границах. Эти части могут включать в себя как простейшие элементы, каковыми являются отдельные личности, так и совокупности этих элементов, или социальные общности, объединенные по определенным признакам. Опыт изучения структурно упорядоченных систем в естественных и общественных науках показывает, что главное в таком изучении - определить систему связей между отдельными частями структуры.

Каждый индивид в обществе занимает строго определенную позицию или  имеет определенный социальный статус. Например, он может иметь статус директора, рабочего, президента, спортсмена и др. В соответствии с этим каждый индивид состоит в социальных отношениях с другими индивидами (т.е. находится в сложных системах взаимодействий и взаимозависимостей). Изменение этих отношений, а также  положения индивида в обществе неизбежно  влечет за собой изменение связей и положения других индивидов. Люди со сходными социальными статусами  занимают в обществе близкие друг к другу места и образуют социальные общности (категории, группы, слои и  т.д.), в которых существуют наиболее прочные и устойчивые связи. Кроме  того, в ходе совместной деятельности они бывают связаны с индивидами из других групп. Следует сказать, что  совокупность связей и взаиморасположение отдельных частей структуры в  социальном пространстве определяют поведение  людей, любой социальной единицы, входящей в социальную структуру. Позиции  людей в социальном пространстве различаются в зависимости от обладания такими ресурсами, как  власть, материальные средства, престиж, объем знаний и др. Поэтому говорить о социальной структуре - значит говорить о социальных различиях и неравенстве  между людьми. Степень социальных различий и место каждого индивида в структуре определяются двумя  основными параметрами: социальной дистанцией между статусами и  числом индивидов, имеющих тот или  иной статус.

Конечно, личность всегда занимает в  обществе не одну, а несколько социальных позиций, в связи с чем исследователи социальных структур утверждают, что, видимо, невозможно говорить о социальной структуре в единственном числе. Например, каждый член общества должен иметь профессию, образовательный уровень, экономический статус, место проживания и т.д. Даже примитивные племена имеют по крайней мере возрастную структуру, структуру родства, структуру власти. При этом место каждого индивида в любой из социальных структур выглядит как точка на двухмерной плоскости. Что касается структуры сложного индустриального общества, то ей присуще множество измерений.

Следующим моментом, играющим важную роль в определении предмета социологии, является то обстоятельство, что при  изучении социальных структур нужно помнить, что ее составляют люди, активно действующие индивиды, способные в результате совместных действий изменять положение отдельных частей структуры относительно друг друга, уровень ограничений поведения и степень свободы каждой части, а также характер взаимоотношений отдельных структурных элементов. Для того, чтобы социальные структуры сохранялись в том же виде и не распадались, людям приходится совершать множество совместных однонаправленных действий, подчиненных соответствующим социальным законам. Эта динамическая сторона предмета социологии также должна учитываться при проведении социологических исследований и построении социологических теорий.

Итак, выделив предмет социологии, мы можем заключить, что социология - это наука, изучающая структуры  общества, их элементы и условия  существования, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах.

В понятие социальной структуры  входит не только взаимное расположение индивидов и групп в обществе, но и их взаимосвязи, т.е. взаимные контакты, действия и взаимодействия, осуществляемые как на основе межличностного общения, так и с помощью средств массовой информации.

Под условиями существования социальных структур понимаются прежде всего физическая окружающая среда, культура, включающая в себя нормы, ценности и средства их передачи (например, язык). Если говорить о социальных процессах, то они представляют собой динамику развития общества и  охватывают все стороны деятельности людей в обществе, обеспечивая  его функционирование и развитие.

Развитие социологии показывает, что  такой подход к изучению сложного общества (называемый структурным анализом) дает возможность для всестороннего изучения структурных единиц общества (классов, слоев, групп, ассоциаций, личностей), социальных связей между такими единицами (контактов, действий, взаимодействий, социальных отношений, социальных институтов), а также динамики социальных структур (социальных изменений, процессов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Функции социологии.

Слово «функция» употребляется  в двух основных смыслах. Оно означает либо систему действий, либо отношение соответствия, существующее между действиями и потребностями. Говоря о функциях социологии, имеем в виду то, что дает эта наука, отвечая на человеческие потребности.

Главная функция социологических  исследований, как в любой фундаментальной  науке, - познавательная. Она обеспечивает прирост нового знания и раскрывает закономерности социальной жизни. Большое значение имеют также прогностическая функция – прогноз возможных социальных событий, перспектив и тенденций общественного развития, вариантов будущего. О возможности науки и прогнозировании Э. Дюркгейм пишет так: «Но наука, давая нам закон измерений, через который среда уже прошла, позволяет нам предвосхитить те, которые должны произойти и которые строят новый порядок вещей» (Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996. С. 41.).

Информация о работе Социология как наука об обществе