Социология как наука об обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 13:07, контрольная работа

Краткое описание

Для того чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.

Содержание

1. Объект и предмет социологии.
2. Структура социологии.
3. Функции социологии.

Вложенные файлы: 1 файл

социалогия.docx

— 71.30 Кб (Скачать файл)

Вариант №7

СОЦИОЛОГИЯ  КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ

План

1. Объект и предмет социологии.

2. Структура социологии.

3. Функции социологии.

 

Объект и предмет социологии

 

Для того чтобы понять особенности  социологии, социологического подхода  к изучению общества, необходимо вычленить  собственную область социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует  провести строгое разграничение  между объектом и предметом социологии.

Для того чтобы наиболее точно определить объект и предмет  социологии как науки, следует уточнить общие понятия объекта и предмета. Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего  нас материального или нематериального  мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут  быть физические тела, взаимодействующие  друг с другом, живые организмы  или человек. Важно то, что все  эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него.

          Таким образом, объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества.

 

Объектами социологического познания могут являться:

    • глобальное мировое сообщество;
    • традиционное национальное общество;
    • микрообщество (социальная группа, семья и т.д.);
    • индивид.

 

Следует подчеркнуть, что  социология мало интересуется отдельно взятым индивидом, его поведением, мыслями, чувствами, а если интересуется, то лишь типичными, повторяющимися у всех, или очень многих. Соответственно эта наука принципиально и  изначально безличностна. В связи с этим некоторые социологи предлагают именовать отдельно взятого члена общества даже не индивидом, не личностью, а специальным социологическим термином, заимствованным из англоязычной социологии, àктор - т.е. тот, кто совершает определенные акты, действия. Этим подчеркивается, что социология подразделяет людей не на личностей, а на типы. Особенно это проявляется в эмпирических социологических исследованиях, носящих преимущественно анонимный характер.

Предмет любого исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит  от самого знания и является его  частью. Определяя предмет исследования, мы абстрактно выделяем одну или несколько  сторон объекта и пытаемся изучить  их. По такой логике каждому объекту  исследования может соответствовать  несколько предметов изучения.

Например, каменное здание как  объект существующей независимо от нас  реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, архитектора - с точки зрения архитектурного стиля и удачного включения в  окружающий ландшафт, строителя фундамента - с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, человека, проживающего в здании, - с  точки зрения удобства внутренних помещений. Каждый может заинтересоваться и другими сторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет. Таким образом, в самом объекте не содержится никакого предмета исследования.

Предмет же социологии, поскольку  он является результатом исследовательских  действий, не может быть определен  однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования  этой науки менялось. Представители  различных школ и направлений  высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.

Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология - это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский  социолог Э. Дюркгейм называл предметом  социологии социальные факты. С точки  зрения немецкого социолога М. Вебера, социология - это наука о социальном поведении, которое она стремится  понять и истолковать.

Для лучшего понимания  существа предмета социологии важно  представить общество как структуру, т.е. как целое, состоящее из частей, взаимодействующих между собой  в строго определенных границах (Рис. 1). Каждая часть этой структуры испытывает на себе влияние остальных ее частей, а также сама оказывает обратное влияние.

Так, ошибочно было бы полагать, что люди сами выбирают занятие, которое  им кажется интересным. Подвергая  научному анализу общество и мир  социальных отношений, можно увидеть, что наш повседневный выбор во многом связан с обществом, которое  нас окружает. То, как люди решают провести свое время, не зависит от «свободной воли», о которой говорят  философы.

Таким образом, используя  социологический подход, мы извлекаем  из этого два важнейших урока: во-первых, мы узнаем, что социальный мир направляет наши действия и жизненный  выбор, как времена года влияют на выбор одежды и занятости; во-вторых, усвоив основы социального устройства, мы сами нередко оказываем влияние  на жизненный выбор других людей, повергаем «корректировке» ход  целого ряда социальных процессов.

 

Рис. 1. Механическая модель структуры

 

Итак, предмет социологии - это социальные взаимодействия между  людьми, а также закономерности, возникающие в ходе этих взаимодействий. Социология интересуется не отдельными случаями, а родовыми процессами или  типичными феноменами, существующими  всегда и повсюду.

Обычно при определении  предмета социологии в качестве ключевого  выделяют то или иное социальное явление. К числу таких ключевых явлений  относят:

    • групповые взаимодействия, (например конфликты или интеграцию внутри обществ);
    • становление и функционирование социальных институтов (например, института семьи, религии, спорта и т.д.);
    • социальные процессы (например, социальную мобильность, миграцию, культурную диффузию и т.д.).

 

Ключевое определение: социология - это научное изучение общества и общественных отношений. Она черпает  данные (факты) из реального мира и  пытается объяснить их на основе научного анализа (Н. Смелзер).

 

 

Структура социологии

В истории социальных учений многие социологи и философы обращались к вопросу структуры социологии. Различные подходы к определению  структуры социологического знания можно найти в творчестве О. Конта, Э. Дюркгейма, П. Сорокина, Г.В. Осипова, В.А. Ядова и многих других. Например, П. Сорокин определял структуру социологии в следующем виде:

Общее учение об обществе: определение  общества или социального явления, описание его основных черт, анализ процесса взаимодействия, формулировка основных социальных законов, истории  социологии, характеристика современных  социологических направлений и  учений о методах социологии;

Социальная механика - изучение закономерностей, проявляющихся в  общественных явлениях;

Социальная генетика:

учение о происхождении  и развитии общества и общественных институтов: языка, семьи, религии, хозяйства, права, искусства и т.д.;

учение об основных исторических тенденциях, проявляющихся с поступательным ходом истории в развитии общества и общественных институтов;

Социальная политика: формулировка рецептов, указание средств, пользуясь  которыми можно и должно достигать  цели улучшения общественной жизни  и человека.

Известный российский социолог Г.В. Осипов предлагает следующую структуру социологии:

Социальная структура  и социальные процессы;

Специальные отрасли социологического знания;

Междисциплинарные исследования;

Социологические исследования: методы, методики, математика и статистика.

 

Другой подход к структурированию социологического знания, лежащий в  основе взглядов другого известного российского социолога Ядова В.А, более применим к практическим задачам социологии. В нем выделяется общая социология, специальные социологические теории, прикладная социология - методика и технология социологического исследования. Общая социология сосредоточена на изучении социальной сферы жизни общества, социального явления или процесса в целом, на применении на практике полученных знаний. Прикладная социология - на изучении отдельных сторон социальной сферы общественной жизни, социального явления или процесса, на применении на практике полученных знаний. Методика и технология социологического исследования - изучение и применение на практике методов, методики и технологии конкретного социологического исследования (рис. 2).

 

 

 

 

Рис. 2.  Структура социологии

 

 

 

Современная социология представляет собой многоуровневый комплекс теорий, типов знания, которые взаимосвязаны  друг с другом и образуют единую целостность - современную социологическую  науку. Традиционно в качестве ее составных частей выделяют теоретическую  макросоциологию, базирующуюся на определенной социально-философской концепции; социологические теории среднего уровня, основанные на прикладных теориях, изучающих ту или иную подсистему общественной жизни; микросоциологию, основанную на эмпирическом знании.

Макросоциологические теории исходят из того, что лишь поняв общество в целом, можно понять процессы и явление, имеющие место в нем. Они изучают общество в целом и его системы социальных организаций, институтов, отношений, например, формационная теория К. Маркса, социологизм Э.Дюркгейма, социокультурная теория П. Сорокина, органицизм Г. Спенсера, понимающая социология М. Вебера и т.п.

Микросоциологические теории сосредоточены на изучении сферы конкретной деятельности людей, общностей, сферы непосредственного взаимодействия (отношения социальной коммуникации, сфера повседневной реальности, социальное поведение, социальная мотивация и т.п.), например символический интеракционизм Дж. Г. Мида, этнометодология Г. Гарфинкеля, теории обмена Дж. Хоманса, социометрия Дж. Морено и т.п.

Теории среднего уровня или  специальные социологические теории связаны с изучением той или  иной подсистемы общества, пониманием ее внутренних и внешних связей и  зависимостей, например, социология экономики, социология политики, социология культуры, социология искусства, социология труда, социология досуга, социология образования, социология молодежи, социология медицины, военная социология и т.п.

Социологическое знание обязательно  включает  мировоззренческие и  методологические принципы; учение о  предмете социологии (или ее отрасли); знание о методах, их разработке и  применении; учение о социологическом  знании, его формах, типах и уровнях; знания о процессе социологического исследования, его структуре и  функциях.

 Структура социологического  знания теорий всех уровней  может быть представлена следующим  образом:

 методология науки:

а) Уровни методологии: общенаучный (относится к социологии в целом); частнонаучный (относится к отдельным разделам социологии);

б) Разделы методологии: мировоззренческие  и методологические принципы; учение о предмете социологии; знание о  методах: учение о социологическом  знании; знания о социологическом  исследовании; история социологии и  др.;

Знания о предмете:

а) Теоретическое знание: социологические теории, гипотезы, типологии и другие формы теоретического знания;

б) Эмпирическое знание: статистические данные, факты, классификации и другие формы эмпирического знания;

Методы:

а) По масштабу применения: общенаучные (например, диалектический и системный  методы, индукция и дедукция т.п.); частнонаучные (опрос, математические методы и т.п.);

б) По уровню знания: теоретические, эмпирические;

в) По этапам исследования: методы сбора, методы обработки, методы анализа;

Исследования:

а) Типы и уровни исследования:

    • по уровню знания: теоретические и эмпирические;
    • по ориентации исследования: фундаментальные и прикладные;
    • по технологии сбора информации: сплошные и выборочные;
    • по предмету исследования: социологические и междисциплинарные (социально - экономические, социально - политические, социально - психологические и т.д.);

б) Стадии исследования: методологическая, эмпирическая, теоретическая;

в) Направления исследований (по объекту и предмету исследования):

    • социальные группы;
    • социальные институты;
    • социальные организации;
    • социология труда;
    • социология образования;
    • социология управления;
    • военная социология и т.д.    

Информация о работе Социология как наука об обществе