Социология конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 13:26, реферат

Краткое описание

Конфликты разного рода пронизывают не только всю историю человечества и историю отдельных народов, но и жизнь каждого конкретного человека. Если говорить о самом общем определении конфликта, то его можно было бы дать следующим образом: конфликт представляет собой столкновение интересов различных групп, сообществ людей, отдельных индивидуумов. При этом само по себе столкновение интересов должно быть осознано обеими сторонами конфликта: люди, действующие лица, участники общественных движений, в самом развитии конфликта начинают понимать его содержание, приобщаются к тем целям, которые выдвигают конфликтующие стороны и воспринимают их как свои собственные. Разумеется, что конфликт может быть вызван существенными причинами, затрагивающими сами основы существования соответствующих конфликтующих групп, но он может быть и иллюзорным, воображаемым конфликтом, когда люди полагают, что их интересы несовместимы и взаимоисключают друг друга, а «на самом деле» можно не обострять конфликт, жить в мире и согласии.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология конфликтов.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

Нужен повод для начала конфликтов, т.е. некое внешнее событие, которое вызывает схватку конфликтующих сторон. Чаще всего конфликты проявляются в нестабильных политических системах общества, где ставится вопрос о смене типа политической системы или замене ее элементов и отношений.

Конфликты подразделяются на 2 группы:

1.       конфликты с нулевой суммой;

2.       конфликты с ненулевой суммой.

Конфликты с нулевой суммой указывают на взаимоисключающий характер конфликтующих. Их интересы и позиции диаметрально противоположны. Победа одной стороны влечет поражение другой, как, например, в гражданской войне, в конкурентной борьбе монополий и др.

Конфликты с ненулевой суммой - это такие конфликты, в которых конфликтующие стороны находят как минимум один способ разрешения конфликта, при котором интересы конфликтующих оказываются близкими или совместными в каком-то аспекте. Здесь проявляется терпимость и способность идти на взаимные уступки и компромисс. Конфликты с ненулевой суммой являются самыми распространенными в политических отношениях.

Конфликты имеют собственные стадии развития:

Любое внешнее событие, которое становится объектом конфликта.

Когда участники конфликтов начинают привносить в объект конфликта свои эмоции, настроения, стрессы, убеждения, интересы, не имеющие порой прямого отношения к объекту конфликтов.

Возникновение антагонизма конфликтующих сторон.

Когда конфликтующие стороны начинают бороться за создание новых соперничающих партий, организаций и движений с выдвижением их лидеров или руководителей.

Когда в ход событий вовлекаются электронные средств информации и печать, которые порой высказывают собственные оценки поведению конфликтующих сторон и природе конфликта.

Когда первопричина конфликтов забывается конфликтующими сторонами и начинается собственно политическая борьба партий, организаций и движений за влияние в обществе, за борьбу за власть.

В конфликтах можно видеть психологию их развития и объективную сторону развития. Под психологией развития конфликтов понимается тип поведения людей и их партий в самом конфликте. Выделяются 4 типа поведения конфликтующих сторон:

1.       агрессивное поведение;

2.       поведение, склонное к компромиссам;

3.       поведение, склонное к подчинению;

4.       уход от конфликта, бегство от конфликта.

В политическом процессе лучшими типами поведения конфликтующих считаются поведение, способное к компромиссам, поведение, уходящее от конфликтов, и, в крайнем случае, поведение, способное пойти на подчинение. В конфликтах противоположные стороны всегда ведут игру друг с другом. Они предвидят поступки друг друга и строят свое поведение с учетом возможных действий противника.

Далее любой тип поведения конфликтующих сторон носит эмоциональный характер. Нередко можно видеть как бы нелогичные поступки конфликтующих. Главное, эмоции усиливают остроту конфликтов. Отсюда стороны стремятся к избирательности своего поведения. Конфликтующие начинают искать разные точки опоры своего поведения: среди сторонников, союзников, попутчиков, случайных субъектов.

 

Состав конфликтующих сторон

 

В итоге в конфликтах мы видим следующий состав: участники, субъекты и посредники конфликтов.

Участником конфликтов может быть любой человек, любая организация, партия, когда они участвуя в конфликтах, не отдают себе отчета о цели и задачах конфликтов. Эти участники, не зная о смысле конфликтов, являются сторонними лицами, случайными лицами.

Субъектом конфликтов являются люди, партии и т.д., которые способны создавать конфликтные ситуации, влиять на ход развития конфликта в соответствии со своими интересами и потребностями. Субъектами конфликтов могут быть и представители государственных структур власти.

Посредники конфликтов. Ими, как правило, являются государство, религиозные деятели, общественные организации, выдающиеся лица, ООН, группы депутатов и др.

Чаще всего в роли посредников выступают различные представители государственных структур власти. Это вызвано тем, что:

Правительство располагает различными ресурсами и благами.

Государственные органы обладают правом использовать насилие, экономические санкции, политическое преследование, вооруженные силы и др.

Правительство обладает монополией на достоверную информацию о ходе конфликтов и о конфликтующих сторонах.

Это традиции авторитета законной власти.

Подчинение требованиям правительства является политической нормой и не вызывает со стороны конфликтующих сторон чувство неприязни и недружелюбия.

На ход развития и на длительность политических конфликтов влияют тип политической системы общества, особенности культуры, степень развития социально-экономических отношений, усвоение населением страны цивилизованных способов разрешения конфликтов, особенностей правящей элиты и др.

 

Пути разрешения конфликтов

 

Конфликты разрешаются по-разному:

Существует индифферентный подход (безразличие, равнодушие, безучастность). В этом случае власть, как правило, игнорирует наличие в обществе конфликтов, ничего не делает для их разрешения, требования  конфликтующих сторон забываются, остаются на бумаге. Такой подход характерен для тоталитарных и авторитарных режимов.

Метод подавления или принуждения всех или одной из конфликтующих сторон с применением вооруженных сил, полиции, путем массовых увольнений участников конфликтов, незаконных арестов и др.

Командный или административный подход без серьезного экспертного анализа причин возникновения конфликтов. Сами власти нередко увлекаются волюнтаризмом, эгоизмом, не подкрепляют принятые решения  необходимыми ресурсами (финансовыми, людскими, политическими, энергетическими и др.).

Демократический способ разрешения конфликтов посредством переговоров и достижения консенсуса. Консенсус всегда направлен на положительный результат, он противоположен голосованию на основе принципа большинства, когда в ходе голосования сохраняется напряженность, ибо победа большинства ущемляет интересы меньшинства и одного субъекта. После голосования не снимается напряженность между конфликтующими сторонами, она только принимает иную форму выраженности и со временем может стать причиной новой вспышки, конфликта.

Консенсус же формирует уверенность в том, что интересы всех будут учтены и будет проявляться справедливость в реализации нрав и свобод конфликтующих сторон. Основным принципом консенсуса является признание чужих интересов как гаранта для осуществления собственных интересов.

Есть мнение, что конфликты следует различать не по классовому подходу, а с точки зрения защиты основных прав и свобод личности. Тогда конфликты можно классифицировать так:

1.       Конфликты интересов. Они чаще всего проявляются в тех странах, где существует значительный уровень развития экономики и благосостояния людей. Здесь есть значительные ресурсы для их распределения по интересам конфликтующих сторон. Разрешение конфликта интересов порождает согласие сторон и достижение относительного равновесия различных сил в обществе.

2.       Конфликты по ценностям: свободе, равенству, справедливости, автономии, социальному страхованию и др. Такие конфликты чаще всего бывают в тех странах, где не обеспечены основные права свободы личности и различных субъектов политической системы общества. Это проявляется как в странах Азии, Африки и Латинской Америки, так и в бывших социалистических странах.

3.       Конфликты идентификации кого-то с определенной группой, этносом, а не с обществом и целом. Такие конфликты чаще всего проявляются в многонациональных странах.

 

Правовые конфликты

 

Мы рассматриваем юридический конфликт как наиболее острую форму противоречий, как последнюю стадию юридических коллизий, за которой следует кризис и полное сокрушение государственно-правовых институтов. Юридический конфликт можно определить как противоборство сторон - государств и их органов, общественных объединений, граждан с целью изменения статуса и юридического

состояния субъекта права.

Юридический конфликт - не одномерное явление, выражающееся в одномоментном столкновении "правосущего" и "праводолжного" Это сложное явление, со своими подвижными элементами. Причём, каждый из них выступает в двух аспектах - как часть нормативно-правовой системы и правопорядка и как элемент деформирующейся правовой системы и юридической деятельности. Во втором случае, их нужно тщательно анализировать в тех последовательностях и связях, которые присущи развивающемуся юридическому противоречию.

В качестве первого элемента юридического конфликта выделим прежде всего различия в правопонимании как базовые для формирования массового правого сознания.

Обострившийся спор между пониманием права как общечеловеческих ценностей и как "писаного права", норм, законов и иных актов, приобрёл очевидную практическую направленность.

Выделившиеся правовые конфликты переходят далее в стадию юридического спора, когда можно рассчитывать на успех путём договорённости и соглашений, посредством приостановления и отмены незаконных актов, проведения судебных разбирательств. Окончательное решение может вести либо к восстановлению прежнего юридического состояния, либо к формированию нового.

Юридический конфликт может быть причиной, а затем составной частью другого конфликта - политического, социального, межнационального, экономического и т. д. Выступать сначала как повод, как "спичка", а потом в качестве элемента более общей конфликтной ситуации. Вычленение юридического конфликта на первой фазе, при зарождении общего конфликта и на последующих этапах позволяет вовремя погасить конфликт. Если же это не удаётся, то следует стремиться увеличить "зону юридического конфликта" и всеми средствами переводить общий конфликт с его "размытыми гранями" в юридический конфликт с присущими ему легальными средствами и процедурами. Сделать это, конечно, довольно трудно. Но предвидеть и вовремя "гасить" противоречия собственно внутри правовой системы, не давать им возможности разрастания в зоне других конфликтов, и использовать правовые средства для урегулирования любого конфликта - задача в современный период крайне важная. Юридический конфликт, как и всякий иной конфликт, проходит свои фазы. Если юридическую коллизию того или иного вида не удаётся преодолеть, то происходит обострение противоречий, и нередко коллизионные ситуации одного типа перерастают в конфликтные ситуации другого, подчас комплексные, с большим объёмом противоречий. А в них уже меняются намерения и роли участников, их отношение к предмету спора. Своеобразие юридического конфликта заключается в том, что он прорывает конституционную, правовую ткань государства и общества. Конфликт наносит удар прежде всего по Конституции, а также конституционному и административному законодательству. Это объясняется характером объекта юридического конфликта, который касается преимущественно вопросов власти и управления.

Естественно, в конфликт может перерасти любая юридическая коллизия. Например, в области трудовых отношений противостояние сторон нередко перемещается с локального и ведомственного уровня на государственный уровень, а экономические требования перерастают в политические забастовки. Забастовки по профессиям и регионам в России и на Украине 1993- 1994 годах характеризовались именно такой трансформацией, перерастания в требования проведения референдума о доверии президенту Украины, отставки правительства России.

Экономические конфликты и кризисы, развиваясь по собственной орбите, всегда сопрягаются с правом. Это касается соблюдения статуса хозяйствующих субъектов, объёма экономических функций в центре и регионах и методов регулирования экономических отношений. Но и здесь правовые средства могут помочь предотвратить конфликт и выйти из него легальным, наиболее безболезненным путём.

Попытаемся определить наиболее характерные проявления юридических конфликтов, имея в виду отмеченные выше их признаки. По нашему мнению, типичных, часто встречающихся конфликтных ситуаций, возникающих в связи с определённым объектом конфликта, может быть выделено шесть. Они могут "профилировать" конфликт, как бы придавая ему ту или иную направленность. Нередко причины появления конфликтов пересекаются и тогда возникает общий кризис государства и его институтов, всей правовой системы. Этот кризис усугубляется экономическими, межнациональными и иными кризисами. И всё-таки вычленим и дадим краткую характеристику собственно юридическим конфликтам. Первая разновидность юридического конфликта - это конституционный кризис. Такие кризисы - общие или частичные наблюдались в конце 50-х годов во Франции, в Италии, в Канаде, Бельгии. В настоящее время наиболее острые конституционные кризисы происходят в России на территориях бывших республик Союза, а также на территории Югославии. Во всех случаях общим является ослабление конституционного строя, нарушение целостности государства и подрыв его безопасности, создание не предусмотренных Конституцией и законами структур власти, незаконных вооружённых формирований. Таков, например, превентивно-запретительный смысл статьи 13 Конституции РФ, в которой вводится запрет на создание и деятельность общественных объединений, ведущих к насильственному изменению конституционного строя.

Анализ ситуации в России показывает, что конституционная реформа, проводившаяся без чёткой программы, "рывками", явилась катализатором конституционного кризиса из-за противостояния властей. Кризис охватил все ветви власти, ослабляя их функционирование. Сепаратистские действия  нарушают целостность федерального устройства. Не обеспечивается реализация принципа народовластия из-за неопределённой тенденции усиления исполнительной власти, бюрократизации и коррумпированности аппарата. Не удаётся реально обеспечить конституционный статус граждан. Расшатываются конституционные основы экономической системы, когда неустойчивость форм собственности и режимов их использования не гарантирует рост производства и прочность хозяйственных связей.

Информация о работе Социология конфликтов